В помощь социальному педагогу


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБС(К)ОУ
«Школа-интернат № 1 VII вида» г. Перми
________________________ В.Н.Куликова
Приказ № ____ от «__» _________2015г.

ПОЛОЖЕНИЕо социально-психолого-педагогическом консилиуме
Пермь 2015
Общие положенияСоциально-психолого-педагогический консилиум МБС(К)ОУ Школы-интерната №11 VII вида» г. Перми (далее по тексту – Социально-психолого-педагогический консилиум (СППК)) является одним из структурных компонентов целостной системы образовательной деятельности образовательного учреждения (далее Учреждение), который обеспечивает социально-психологическое сопровождение учеников нуждающихся в коррекции поведения.
СППК является одним из структурных компонентов Социально-психологической службы (далее по тексту – социально-психологичая служба (СПС) (приложение 1)В своей деятельности социально-психологическая служба руководствуется:
Конвенцией о правах ребенка и другими международными актами в области защиты прав детей;
Конституцией Российской Федерации;
ФЗ №273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012,
Семейным кодексом Российской Федерации;
Нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ;
ФЗ № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999;
Уставом Школа-интерната №1;
Настоящим Положением о социально-психологической службе;
Настоящим положением о СППК
Организационные основыСППК находится в непосредственном подчинении руководителя Учреждения.
В СППК входят: заместитель директора по ВР, заместитель по УР, педагог-психолог, социальный педагог (приложение 2).
СППК взаимодействует с иными организационными структурами Учреждения: службами, методическими объединениями, а также органами ученического соуправления и общественными организациями.
Деятельность СППК строится на основе социально-педагогического партнерства с родителями учащихся, а также с учреждениями образования (дополнительного, профессионального и т.д.), здравоохранения, социального развития, органов внутренних дел, общественными организациями, муниципальными органами власти по вопросам осуществления социальной опеки и защиты прав и интересов детей, их психического здоровья и др.
Цели и задачи деятельности СППКОсновной целью деятельности СППК является личностная и социальная коррекция поведения детей и подростков в процессе воспитания в Учреждении, способствующая личностному развитию и социализации обучающегося.Основные задачи социально-психологической службы:
обеспечение социально-психологических условий для успешного воспитания и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;
осуществление профилактики асоциального поведения обучающихся;
осуществление профилактики правонарушений обущающихсяадекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи;
обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для коррекции поведения:
осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, способствующих их нравственному становлению; содействие в их профессиональной ориентации;
внедрение в деятельность Учреждения психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию обучающихся с трудностями школьной и личностной адаптации;
оказание консультативной помощи обучающемуся, его родителям (законным представителям), и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей);
консультации по правовым вопросам, связанным с охраной психического здоровья обучающихся;
пропагандирование здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей).
Функции СППК
Аначитическая - предполагает анализ сложившегося социально-психологического климата образовательного Учреждения и определения критериев, способствующих формированию комфортных условий развития личности, а также анализ проблем и потребностей обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей) при планировании учебно-воспитательного процесса и социально-педагогической деятельности.
Исследовательская - направлена на изучение условий развития ребёнка в семье, в
Учреждении; определение социального статуса семьи; определение уровня личностного развития обучающегося, психологического и физического состояния; изучение социальных ожиданий подростка, его родителей (законных представителей); изучение нравственно-психологического климата Учреждения, изучение влияния условий социума на личность.Консультативная - включает консультирование участников воспитательной деятельности по проблемам, возникающим в процессе социального, профессионального становления и развития личности.
Коррекционно-развивающая - осуществляется на материале ранее проведенных наблюдений и диагностических исследований.
Профилактическая - основывается на взаимодействии педагогических работников с целью выработки единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами алкоголизма и наркомании среди учащихся, профилактики суицидального и асоциального поведения.
Основные направления деятельности социального педагога:
Профилактическая и просветительская
формирование у обучающихся установки на позитивную жизнедеятельность, обучение приемам бесконфликтной коммуникации;
содействие формированию способностей к самостоятельному принятию решений;
анализ возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью профилактики разного рода проблем социализации обучающихся;
поддержка развития обучающихся в различных социокультурных средах (семья, класс, школа, круг общения);
организация социально-значимой деятельности учащихся.
Диагностическая
анализ возрастных особенностей детей, их микросоциума, круга общения, условий жизни с целью выявления подростков «группы риска», СОП (совместно с психологом);
выявление положительных и отрицательных факторов влияющих на поведение и социализацию личности обучающегося (совместно с психологом);
диагностика семей с целью выявления неблагополучия для обеспечения защиты интересов детей;
исследование по социальному составу семей учащихся (составление социального паспорта);
диагностика ученического коллектива (состояние, интересы, рейтинг предметов, потребности, перспективы);
Коррекционная
оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям «группы риска», СОП; социальная защита и поддержка учащихся в различных социокультурных средах, преодоление социальной дезадаптации учащихся;
коррекция поведения подростков
социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Консультативная
консультации обучающихся (индивидуальные, групповые), педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам социального развития, социальной помощь учащимся;консультации обучающихся по вопросам профессионального самоопределения.
Основные направления деятельности психолога
Просветительская и психопрофилактическая работа
формирование у педагогов, детей, родителей (законных представителей), общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;
подготовка совместно с социальным педагогом программ индивидуальной работы с обучающимися, которые в этом нуждаются;
выработка рекомендаций для создания благоприятного психологического микроклимата в Учреждении через оптимизацию форм общения педагога с детьми, педагогов с коллегами и родителями (законными представителями), консультирование работников Учреждения по широкому кругу проблем;
подготовка материалов к проведению мероприятий родительского всеобуча.
Психодиагностическая работа
психолого-педагогическое исследование обучающихся на протяжении всего периода школьного возраста, выявление индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей их развития;
психологическое обследование обучающихся с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормам;
изучение психологических особенностей обучающихся, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики. Консультирование по вопросам индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
диагностика психологических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причин нарушения поведения, уровня овладения необходимыми навыками и умениями;
диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин нарушения общения.
Психокоррекционная работа
активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в общении и поведении детей и подростков; разработка и осуществление программ, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
разработка и осуществление программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии.
Консультативная работа
консультирование администрации, педагогов, родителей (законных представителей) по проблемам обучения и воспитания детей;
консультирование детей, родителей (законных представителей) по вопросам выбора программы обучения при переходе с одного уровня на другой;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций обучающихся по проблемам обучения, развития, общения со сверстниками.
Ответственность специалистов СППК
Специалисты СППК:
адекватность диагностических и коррекционных методов;
ход и результаты работы с учащимися;
обоснованность выдаваемых рекомендаций.
7.2 Специалисты СППК несут ответственность за оформление и сохранность материалов обследований и другой документации СППК в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
Обязанности и права специалистов социально-психологической службы
Специалисты СППК обязаны:
нести ответственность за оформление и сохранность материалов обследований и другой документации СПС ОУ в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
отчитываться в ходе и результатах проводимой работы перед администрацией Учреждения;
рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
в решении всех вопросов исходить из интересов обучающихся;
Специалисты СППК имеют право:
принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, заседаниях методических объединений и т. д.;
посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся;
знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
проводить в Учреждении групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
обращаться в случае необходимости через администрацию Учреждения с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи обучающимся;
обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;
обращаться в ПМС-центры по вопросам научно-методического обеспечения службы;
участвовать в научно-исследовательских работах т. д.;
Сроки и график проведения заседаний СППК
Заседания СППКделятся на два вида: плановые и внеплановые (приложение 3)
Плановые заседания проводятся 1 раз в квартал по итогам четверти в соответствии с графиком (приложение 4)
Внеплановые СППК проводятся в по непосредственному запросу пед. Коллектива, законных представителей обучающихся, самих обучающихся, и представителей сторонних организаций (ОДН, КДН, опека и .д.т.)
Основные формы учета деятельности специалистов СППК
Основными видами учета деятельности специалистов СППК являются (приложение 5)
Журнал записи обучающихся школы-интерната №1 МБС(К)ОУ Школы-интерната №1 VII вида» г. Перми на СППК
Протоколы заседания СППК
Приказы о постановке и снятии в ВШУ
Приложение №1
СППК
(социально-психолого-педагогический консилиум)
ПМПК
(психолого-медико- педагогический консилиум)
СПС
(социально-психологическая служба)


Приложение 2
В состав СППК входят:
Председатель заместитель директора по воспитательной работе
Брагина Н. Г.
2771775297815Заместитель директора по учебной работе
Набиуллина Т. Ф.
Социальный педагог
Сабурова Ю. С.
Филимонова С. А.
Педагог-психолог
Ершова Е. Ю.
Приложение 3
Заседания СППК

Периодичность проведения
определяется реальным запросом школы
Внеплановые
Проводятся 1 раз в четверть
(психолого-медико- педагогическая комиссия)
Плановые


Приложение 4
График проведения плановых СППК
04.11.2015 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 1 четверти, план работы на 2 четверть»
11.01.2016 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 2 четверти, коррекция списков и планов работы учеников ВШУ, СОП»
29.01.2016 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 3 четверти, план работы на 3 четверть»
11.01.2016 заседание СППК
Тема: «Подведение итогов 2 четверти, коррекция списков и планов работы учеников ВШУ, СОП»
Приложение 5
Журнал записи обучающихся школы-интерната №1 с ОВЗ г. Перми на СППК
№ п/пДата Класс ФИО ученика Инициатор Обращения Повод обращения Дата проведения, № протокола
Протоколы заседания СППК
Протокол № ____ от ____________
Заседания Социально – Психолого - Педагогического консилиума (СППК).
Тема:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приглашены:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Присутствовали:
Брагина Н. Г. (председатель СППК)
Сабурова Ю.С.
Филимонова С.А.
Ершова Е. Ю.
Набиуллина Т. Ф.
Проблема:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Решение:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С Административной ответственностью ознакомлен:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________