Проект Шахматы — верный путь к успеху


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с. Серафимовский
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан











Индивидуальный проект

ШАХМАТЫ – ВЕРНЫЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

НОМИНАЦИЯ « Я И МОЙ МИР»












Выполнил Чудов Герман,
ученик 1в класса
Руководитель Трубянова Елена Валентиновна,
учитель начальных классов






Серафимовский, 2015



СОДЕРЖАНИЕ

Введение, актуальность выбранной темы.

Из истории возникновения шахмат.

Анкетирование и его результаты.

Опрос одноклассников и его результаты.

Идея создания собственных шахмат.

Выводы.

Заключение.





























Проект «Шахматы – верный путь к успеху»

Введение, актуальность выбранной темы.
Кто из родителей не мечтает, чтобы их ребёнок учился только на «4» и «5». А также, чтобы быстро и правильно выполнял домашнее задание? Исследования зарубежных и отечественных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших навыков, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение мысленно принимать решения, внутренний план действий. И если с малых лет знакомить детей с такой игрой как шахматы, то можно представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти детей начальных классов. Именно игра в шахматы позволяет наиболее объёмно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Меня заинтересовала эта теория и возникла идея провести собственное исследование.
Гипотеза: обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала.
Цели:
Выявить знания и интерес к игре в шахматы у детей начальной школы
Доказать, что данная игра оказывает положительное воздействие на развитие детей
Задачи:
Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
Воспитывать потребность в здоровом и интересном образе жизни.
Объект исследования: учащиеся младших классов, умеющие и не умеющие играть в шахматы.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, сбор и анализ данных.


Из истории возникновения шахмат.
Шахматы в древности считались королевской игрой. Они были специально придуманы для того, чтобы играя в шахматы принцы и короли оттачивали своё мастерство и приобретали навыки побеждать врагов в сражениях, а также грамотно управлять государством. Игра в шахматы положительно влияет на развитие самообладания и выдержки, воспитывает стойкость и упорство в экстремальных ситуациях. Шахматисты, по данным исследований, живут дольше и лучше контролируют своё поведение. Люди преклонного возраста, профессионально играющие в шахматы, и после 80-ти лет сохраняют « живость ума».


Анкетирование и его результаты.
Проведя опрос, в котором участвовали 220 учеников начальной школы, я получил следующие данные.
На вопрос « Умеешь ли ты играть в шахматы?» 42 ученика начальной школы дали положительный ответ, что составило 19%.
На вопрос « В какой стране возникли шахматы?» правильный ответ «Индия» я получил только от 17 учащихся начальной школы, что составило всего 8%.
На вопрос « Каких известных шахматистов России вы знаете?» 29 учащихся ответили, что знают Гарри Каспарова, что составило 13%; 5 учащихся знают Анатолия Карпова, и это составило 2%; 11 учеников считают известным шахматистом руководителя школьного шахматного кружка « Белая ладья» Рамиля Римовича. Он набрал 5%.
Порадовало то, что на вопрос « Хотели бы вы научиться играть в шахматы?» 87% учащихся дали положительный и только 13 % остались равнодушны к игре.

В каждом классе оказалось по 2-3 человека, хорошо играющих в шахматы. Беседы с классными руководителями этих учеников подтвердили, что эти учащиеся учатся на « хорошо » и « отлично», преуспевают в математике, усидчивы, целеустремлённы, часто занимают призовые места на олимпиадах.

Опрос одноклассников и его результаты.
Также я провёл анализ опроса своих одноклассников и сопоставил результаты со своими наблюдениями. Получилось, что в классе играют в шахматы 3 человека. Они же ходят на шахматы в спортивную секцию. Эти ребята по всем предметам успевают на « отлично», усидчивы, любознательны, готовы ответить на любой вопрос учителя. Ещё трое учеников только недавно стали посещать секцию шахматы. Они хорошо учатся, но более подвижны. Двух учеников совершенно не интересует эта уникальная игра. Мои наблюдения полностью совпали с опросом. Этим учащимся тяжело даётся учёба, на уроках редко услышишь от них ответ, им не хватает целеустремлённости и решительности. Но больше всего меня заинтересовала последняя группа учеников, это те ребята, которые хотят научиться играть в шахматы.

Идея создания собственных шахмат.
Руководитель шахматного кружка « Белая ладья» не может обучить всех желающих. Тогда у меня возникла идея: почему бы мне самому не научить своих одноклассников играть в шахматы, ведь тем самым я помогу им развивать интуицию и логическое мышление, последовательно идти к поставленной цели, быть выдержанными и дисциплинированными. А ещё я помогу классному руководителю повысить успеваемость в классе. Мои родные и близкие полностью поддержали меня. Поэтому, всей семьёй мы взялись за дело и вот что получилось.

Выводы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: ученики, играющие в шахматы, успевают на « хорошо» и « отлично», особенно по точным предметам; эти ученики более усидчивы, любознательны, мыслят логически, отличаются самодисциплиной и самоконтролем.

Заключение.
В заключении я хочу сказать, что игра шахматы меня заинтересовала с первого посещения. И хотя я играю всего 5 месяцев, но уже имею хорошие результаты. Участвуя в турнире среди одноклассников занял 1 место, а в турнире среди учащихся начальных классов, где были игроки опытнее меня, играющие больше года, занял 3 место. Это помогло мне также стать победителем в школьном этапе олимпиады на Кубок Гагарина, а ещё стать призёром на муниципальном уровне. Так что, судите сами. Гипотеза подтверждена. Спасибо за внимание!





























Информационно-методическое обеспечение

1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам.-М.,2011.С. 160
2. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006. – С.256
3. Интернет-ресурсы
15