ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ – ВЕРНЫЙ ПУТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.


Дёмина Екатерина Олеговна,
социальный педагог,
МБОУ «Гимназия №9» г. Симферополь
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ – ВЕРНЫЙ ПУТЬ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
На сегодняшний день общеобразовательные учреждения являются основной площадкой по формированию социально адаптивной личности. Именно в школах дети должны научиться самоопределяться не только с точки зрения профессионального, гражданского самоопределения, но и социального.
Социализация – процесс включения в жизнь общества, в систему общественных взаимоотношений. В рамках общеобразовательных учреждений обучающиеся должны получить не только теоретические знания, но и научиться применять их на практике.
В программу всех учебных предметов включены различные практические виды работ. На уроках физики, географии, биологии, химии обучающиеся выполняют лабораторные, практические работы. В процессе социализации обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, должны уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Значит без практических видов работ в процессе социализации никак нельзя обойтись. Существует много различных видов практических работ, направленных на социализацию: ролевые игры, тренинги, мастерские общения и т.д. Однако все они замыкаются в рамках общеобразовательных учреждений, в привычных для обучающихся социальных условиях.
Но ведь в жизни так не бывает. Какой же вид практической работы будет более эффективным? Возможно, лучшим вариантом практической работы в процессе социализации является социальное проектирование.
Что такое социальный проект и социальное проектирование? С детьми какого возраста можно реализовывать социальные проекты? Кто такие социальные партнеры?
Социальное проектирование – практическая работа в процессе социализации обучающихся общеобразовательных учреждений. В ходе осуществления социальных проектов ребята получают возможность попробовать свои силы в разработке реальных проектов, проявить свою гражданскую позицию на примере конкретных дел, научиться доводить до конца начатое дело. Социальное проектирование помогает воспитывать целеустремленность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение. Таким образом, в ходе реализации социальных проектов обучающиеся учатся взаимодействовать с социумом, то есть достигается основная цель социализации личности. Результатом социального проектирования выступает создание социального проекта, «продукта», который имеет практическое значение для участников проекта.
Одним из успешных вариантов социального проекта в общеобразовательном учреждении является создание волонтерского отряда, который дает возможность обучающимся раскрыться с различных сторон.
Волонтерский отряд в общеобразовательном учреждении – миф или реальность? Реальность! В МБОУ «Гимназия №9» г. Симферополь уже почти 5 лет существует и успешно ведет свою деятельность волонтерский отряд «Альтруист», который был сформирован в 2011 году как добровольный помощник вследствие осознанного выбора на базе 8А класса. Обучающиеся с энтузиазмом и рвением приступили к осуществлению поставленных задач, и уже 2012 году в отряд вступили ребята 9х, 10х и 11х классов. На сегодняшний день можно сказать, что практически каждый обучающийся, начиная с начальной школы и заканчивая выпускниками, вносит свой вклад в осуществление задач волонтерского отряда.
Целью волонтерского отряда является развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путем пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем.
В ходе реализации этой цели происходит вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения. Таким образом, расширяется сфера внеучебной деятельности и вторичной занятости обучающихся.
Наши социальные партнеры: Гериатрический пансионат на ул. Надинского; Онкогематологическое отделение Детской республиканской больницы по ул. Титова; Центр реабилитации молодых инвалидов; Социальный центр реабилитации матери и ребенка; Госпиталь ветеранов; Гвардейская специальная школа-интернат; Центр передержки послеоперационных животных.
Ребята, участники волонтерского отряда «Альтруист», регулярно проводят акции, направленные на оказание помощи нуждающимся. Благотворительная акция «Монетка на здоровье» проходит на протяжении всего учебного года. Целью этой акции является помощь детям-сиротам, детям из малообеспеченных семей, детям, находящимся на лечении в отделении онкогематологии Детской республиканской больницы по ул. Титова.
По инициативе обучающихся было проведено не мало благотворительных ярмарок, акций и концертов: благотворительные ярмарки в рамках декады иностранных языков, в рамках Дня Европейских языков, «Букет добра»; благотворительные акции «Валентинка доброты», «Подари улыбку», «Монетка за конфетку», «Подарки от Св. Николая», «Подарки от Деда Мороза», «Рождественская фото сессия», «Почта хорошего настроения», «Коробочка храбрости», «Делать добро легко», «Праздник каждому ребенку», «Улыбка, чтобы дышать»; благотворительные концерты «Георгиевская ленточка на груди у ветерана», «Синий платочек», «Сердце есть у каждого…», «Рождественская звезда», «От всей души», «Защитим сердцем».
Во многих акциях и выездных концертах принимают участие и помогают не только педагоги, обучающиеся Гимназии, но и их родители. Никто не может остаться равнодушным.
А ведь многие дети и родители даже не знали о существовании гериатрического пансионата в г. Симферополь, где находится много бабушек и дедушек, у которых по разным причинам не осталось родственников… Этим людям необходимо внимание и общение. Ребята начальной школы с большим удовольствием приезжают в гости в гериатрический пансионат и после концерта обязательно остаются ненадолго, чтобы пообщаться с бабушками и дедушками. Родители младших школьников тоже не остаются в стороне, и привозят сладкие сюрпризы.
Девочки 10го класса до проведения акции «Рождественская фото сессия» даже представить себе не могли, что неподалеку от г. Симферополь существует социальный центр реабилитации матери и ребенка. Юные фотографы не только провели фотосессию для мам и детей этого центра, но и узнали различные жизненные истории.
Мастер-классы по оригами для детей, находящихся на лечении в онкогематологическом отделении Детской республиканской больницы по ул. Титова, помогают детям и мамам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пусть на несколько часов, но отвлечься от проблем, связанных с их заболеваниями.
Выездные концерты в центр реабилитации молодых инвалидов помогают обучающимся Гимназии воспитывать в себе терпимость, принятие людей-инвалидов, людей с ОВЗ. С большим вдохновением включились все классы Гимназии в подготовку проектов «Синий платочек», «Георгиевская ленточка на груди у ветерана». Памятные «синие платочки» шили все классы, так же как и эксклюзивные, сделанные своими руками, памятные георгиевские ленточки, которые впоследствии были подарены ветеранам во время выездных концертов в Госпитале ветеранов.
Работая в волонтерском отряде, ребята меняются внутренне, взгляд становится горящим и заинтересованным. Привлекая в работу волонтерского отряда детей, состоящих на ВШУ, детей из категории «группа риска» можно добиться определенных результатов. Ведь в дальнейшей жизни им проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность. Благодаря волонтерской деятельности ребята учатся проявлять толерантность, терпение и уважение к окружающим. Народная мудрость гласит, что человек, чувствующий свою боль, - жив, а человек, чувствующий чужую боль, - человек.
Список литературы
1. Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. — М.: Пед. об-во России, 2001. — 389с.
2. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 412 с.
3. Социально-молодежная работа: международный опыт: Учеб.-методич. пособие /Гос. ком-т РФ по делам молодежи; Ин-т молодежи. Центр образования молодежи «Демократия и развитие». - М., 1997. - 288 с.