Интегрированный урок литературного чтения и музыки Корзина с еловыми шишками Творчество Эдварда Грига


МКОУ «Игнатовская основная школа»
деревня Игнатовка Людиновского района Калужской области
Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 4классе.
Тема: «Корзина с еловыми шишками» К.Г.Паустовского.
Творчество Эдварда Грига.
Разработала
учитель начальных классов
Емельянова Г. В.

2016 год
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Творчество Эдварда Грига

Цель урока: показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи урока:
1) Продолжать знакомство обучающихся с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» , с творчеством Эдварда Грига
Продолжить работу над развитием сознательного слушания и осознанного чтения.
2) Способствовать формированию мыслеобразования на основе восприятия художественного произведения. Развивать речь, творческие способности; эмоциональный мир, образную память и креативное мышление. Создать атмосферу для развития духовных ценностей.
3) Воспитывать чувство прекрасного, восприимчивость к миру классической музыки
Краткое описание урока: урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения (литературное чтение и музыка), элементы технологии продуктивного чтения
Использование программно-педагогических средств: прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приемов критического мышления.
Планируемые результаты:
Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.
Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, моделирование понятия, умение использовать содержание текста , структурировать знания по теме урока .
Предметные – умение работать над содержанием глав, используя различные виды чтения, приемы критического мышления , умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями.
Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.
2. Э. Григ. «Утро», « Симфонический концерт №1, часть1», Cюита ХольбергаФонограмма отрывка из рассказа «Корзина с еловыми шишками»
3. Карточки с текстами, рисунок корзины с шишками
Ход урока
слайд
Побуждение
1.Организационный момент.
– Вы, наверное, задумывались, почему люди пишут стихи, рассказы, картины, музыку?
Мир вокруг нас огромен, удивителен, необыкновенно красив и когда человек вдруг ощущает это, у него просыпается талант и ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием, и он старается передать красоту мира словами, или красками, или музыкой. И люди, которые слушают стихи или музыку, тоже начинают видеть или чувствовать эту красоту и сами становятся добрее, красивее, лучше. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не дает жизни сделаться серой, скучной.
Слайд
2. Вступительная беседа
Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас умение чувствовать и быть счастливыми.
К.Г. Паустовского называли «певцом природы».
– Какие рассказы Паустовского вы помните?
(«Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей» «Стальное колечко» ).
–Какие чувства вызывали у вас его произведения?
Вывод
Человек, так любящий природу не мог не любить людей. Его очень интересовал внутренний духовный мир человека. Поэтому он писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.
А помнит ли кто– нибудь из вас , кто такой Эдвард Григ? (Великий норвежский композитор)
Cлайд
Эдвард Григ родился в городе Бергене в Норвегии. Он прославил своё Отечество, обладая даром воспевать в музыке природу, духовный мир человека, его стремления к доброму, светлому; его порыв к великому; его мужество, верность и чистоту.
Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо во всех странах мира.
Вспомните, какие музыкальные произведения Грига мы слушали в 3 классе ?
(Опера "Пер Гюнт" " В пещере горного короля" "Танец Анитры"
Слайд
– Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом Константина Георгиевича Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в котором повествуется об одной удивительной истории, случившейся с Эдвардом Григом.
Я предлагаю всем присутствующим отправиться в необыкновенное путешествие в далёкую Норвегию, а сопровождать нас будет музыка Эдварда Грига
Звучит музыка Э.Грига
Пауза, уменьшение громкости музыки
Слайды
в городе Берген, на родине композитора Грига.
Слайды
Природа Норвегии строга и величественна, сурова и торжественна
Слайд
Норвежскую землю украшают узкие морские заливы с крутыми и высокими берегами. Посмотрите на краски норвежской природы.
Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Люди, населяющие страну, сильные, мужественные, гордые и непокорные, не склоняющиеся перед насилием и привыкшие подчинять себе природные стихии.Богата Норвегия и музыкой. Говорят, что самые красивые напевы украдены смельчаками у нечистой силы, а действие их таково, что не только людей, но и лес и горы, могут они заставить плясать.
– Как вы думаете, влияет ли природа на формирование характера людей, живущих в этом крае?
-Будет ли отличаться музыка Грига от весёлых венских вальсов Штрауса ? Почему?
Слайд
С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах.
Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.
Слайд
В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
Учитель
– Ребята, я знаю, что все дети любят получать подарки.
– Бывает в жизни, что человек получает неожиданный, удивительный подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что же это за подарок? А вот теперь мы возвращаемся к рассказу Константина Георгиевича Паустовского и узнаем это.
Реализация.
Работа над произведением
Выборочное чтение
– Как вы думаете, что делал в лесу Эдвард Григ?
– Кого встретил композитор?
Чтение по ролям
(Автор, Дагни, Григ)
Вопросы
– Какой вы представили себе девочку Дагни?
(«маленькая девочка с двумя косичками – дочь лесника», «говорила вполголоса не от испуга, а от смущения, потому что глаза у Грига смеялись»… )
– Как вы понимаете выражение « глаза смеялись»?
– Почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
(Он много о ней узнал из их недолгого разговора, и Дагни ему понравилась, композитор понял, что она сумеет понять его музыку, когда повзрослеет. Она понравилась Григу: мала, трудолюбива, доверчива, мила, а главное имеет доброе сердце – умеет думать о других).
– Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки ждёшь с нетерпением?
(Подарки материальные легче дарить. Григ задумал душевный подарок – музыку, поэтому подарок обещан через 10 лет )
Слушание музыки музыку Э. Грига «Хольберг сюита»
Учитель
– А сейчас мы посмотрим., как великий музыкант создавал своё прекраснейшее произведение. Во 2 части рассказа мы оказались в маленьком домике композитора, где рождается прекрасная музыка
Во время чтения следующей части вам встретятся следующие слова
Слайд
(Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен)
Прочитайте, соблюдая знаки ударения.
Выборочное чтение
Что из себя представлял этот дом?
(В нем не было ничего, кроме рояля и дивана). Почему? (Чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки).
Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает?
Слайд
( С голосом человека: «Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви».).
Как Григ извлекал музыку из инструмента ?
(«Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали. Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная своими сёстрами)
Что видел Эдвард Григ, когда писал музыку для Дагни ?
-(Он писал и видел, как навстречу ему бежит , задыхаясь от радости . девушка с зелёными сияющими глазами……к его седой небритой щеке)
- Что хотел сказать своей музыкой композитор ?
Отрывок наизусть
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни»
Учитель
А сейчас перенесёмся на десять лет вперёд.
Дагни исполнилось 18 лет , она закончила школу и по этому случаю , отец отправил её погостить к тетушке Магде ?
Какой мы теперь видим Дагни? ( Чтение портрета).
«Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами»
- Каково ее увлечение? ( Театр).
Как это характеризует Дагни?
Она верила всему, что происходит на сцене.
Для разнообразия тетушка Магда посоветовала Дагни сходить на концерт симфонической музыки.
Когда проходил концерт?
«Был теплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом»
Слушание фонограммы (9м 05 с- 12м 07 с)
- Почему музыка так сильно взволновала девушку?
(она напомнила ей мир детства)
Отрывок наизусть
«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем я побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
ВЫВОД
Значит, она поняла все, что хотел сказать ей своей музыкой великий композитор
Учитель
(Музыка звучит, когда композитора уже нет в живых, утверждая бессмертие души и победу того «прекрасного, чем должен жить человек». Эта волшебная сила маленького человека преодолела не только время, но и саму смерть.
Подведение итога урока
Домашнее задание
(Взять шишку из корзины с заданием)
СИНКВЕЙН
Самооценка
У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и подготовьте ответ на вопрос: Чем должен жить человек? 
(Продолжение)
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.Слушай, жизнь, тихо сказала Дагни, я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.