Статья по теме Гражданско-патриотическое воспитание детей в детском музыкальном театре Весёлые человечки


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ «ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Завьялова Л.В. – педагог дополнительного образования, почетный работник общего образования РФ, Беднова Е.А. – педагог дополнительного образования, Маслова Г.А. – педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» города Абакана, республика Хакасия, Россия
Аннотация: статья о формировании патриотического сознания и гражданском воспитании подрастающего поколения средствами музыкально-театральной деятельности в детском музыкальном театре, через изучение творчества русского народа: сказок, песен и танцев; о создании условий, которые дают возможность соприкоснуться с историческим прошлым, своего народа, своей страны.
Ключевые слова: русское народное творчество, народные традиции, национальная память, музыкально-театральная деятельность.

Формирование патриотического сознания российских граждан является стратегической задачей государства. Дети - это будущие полноценные граждане России. От их мировоззрения, жизненной позиции, активности во многом будет зависеть будущее страны, успешность её вхождения в мировое гражданство. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа»,- писал известный русский религиозный философ В.В.Зеньковский.
Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своей Родины. Дополнительное образование в рамках решения этих задач занимает особое место, имея широкие возможности. В Центре детского творчества города Абакана на протяжении нескольких лет ведется работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей. Детский музыкальный театр «Весёлые человечки» принимает активное участие в воспитании граждан России.
Театральное искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Театральные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат тоньше чувствовать и познавать окружающий мир, создают возможность соприкоснуться с историческим прошлым, дают ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. В постановках театра тесно переплетаются народные песни, игры, обряды, воплощая историю в живые образы и действия. 
Обучение грамоте мы начинаем с родного языка, учим петь ребенка с родных песен, рисовать – родные мотивы, а обучение хореографии, если мы говорим о патриотическом воспитании, правильнее начинать с народного танца. Ведь детство – пора формирования нравственности, из которой произрастают затем навыки духовной жизни целого поколения.
В рамках программы первого года обучения совместно с вокально-певческой студией «Берегиня», был разработан проект «Русская зима».Цель его приобщение детей к искусству народной культуры.
В программе «Театральные подмостки» детского музыкального театра «Веселые человечки» раздел «Азбука народного танца» знакомит воспитанников с лексикой русского народного танца, манерой исполнения и видами, историей происхождения и творчеством профессиональных ансамблей русского народного танца. Через все занятия красной нитью проходит тема патриотического воспитания, ведь при изучении русского народного танца, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья творчества. Вот почему изучение национального искусства прививает патриотическое чувство.
Дополнительный ресурс народного танца в патриотическом воспитании – изучение национального костюма, который можно рассматривать как модель мира. Дети, с помощью дидактических материалов, знакомятся с особенностями русского народного костюма. В ходе занятий узнают, что народный костюм обязательно украшали узорами, особенно те части, которые соприкасались с внешним миром – ворот, низ рукавов, подол. В этих узорах – символических оберегах – преобладали солярные знаки.
Вышивкой или ткачеством украшали рукава рубахи на локтях и в местах, где они касались основных мышц. Ведь нива требует труда рук, поэтому их нужно было беречь, защищать, им нужно было давать силу. Вышивку также делали на груди, вдоль бедер и ног, стремясь с помощью магических узоров придать большую силу корпусу и ногам.
Немаловажное значение в костюме имеет цвет. Понятия о цвете были выработаны еще в мифологическую эпоху. Цветовое решение дает эмоциональный оттенок, это очень сильный фактор восприятия предметов. Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д.
Изучая язык символики и цвета в народном костюме, дети выступают в роли исследователей, а они по своей природе любознательны, пытливы. Тайный смысл украшения народного костюма интригует и вместе с тем развивает чувство гордости за свой народ, формируя тем самым любовь к Родине.
Какой мальчишка не хотел бы посостязаться, помериться силой, похвастаться удалью! А у русского народного танца имеются колоссальные возможности для удовлетворения таких тайных желаний мальчишек. Для осознания того, что на сцене исполняются не простые движения и трюки, а разворачиваются военные действия, достаточно заглянуть, опять же в глубину веков и узнать о происхождении танцев, мужских трюков, движений. Если детям будет понятно, что они танцуют и почему – народный танец им станет ближе, а значит любимее.
В план занятий музыкального театра включены «Уроки-путешествия в прошлое».
Оказывается, что пляска вприсядку, раздел обыкновенной, традиционной русской мужской пляски – боевой пляс. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Прежде эта традиция была обязательной в подготовке всадников, наряду с акробатикой джигитовки. Другая разновидность боевого пляса – это «ломание» или «буза». Этот вид содержит элементы рукопашного боя стоя. Знакомство с историческим материалом завершается просмотром современных военных ансамблей танца. Военные музыка, песни и танцы вносят в жизнь особую торжественность, вдохновляют, воодушевляют и сплачивают своим оптимизмом. На основе этих знаний формируется и закрепляется чувство любви к Родине.
Тема Родины, воспевающей родную землю, по-современному говорящей с современниками о прошлом и настоящем бесконечна и многообразна в творчестве русских, советских и современных балетмейстеров. Знакомство воспитанников музыкального театра с творчеством знаменитых ансамблей народного танца: «Березка», «Танцы Сибири им. М.С. Годенко», «Гжель», и др., через просмотр видео-записей номеров и концертов, помогает развивать у детей способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами красоты, высшими духовными ценностями. Дети младших групп театра передают и закрепляют свое чувства и эмоции с помощью рисунков - изо-рефлексии. Старшие осуществляют научно-исследовательскую деятельность.
Приобретенные практические навыки воспитанники театра «Веселые человечки» реализуют в хореографических композициях на основе русского народного танца, которые органично вплетаются в сюжетную канву сценического действия. В репертуаре театра «Веселые человечки» спектакли на основе русских народных сказок: «Алёнушка и лисица», «Снегурочка», «Жили-были», «Летучий корабль».
Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, народный танец возбуждает в нём ответные чувства. Благодаря танцу ребёнок полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаям, этим помогает выработать иммунитет против примитивного, пошлого, вульгарного. Образы родной земли глубоко западают в память сердца, пополняют тот запас нравственной прочности личности, который помогает, затем ориентироваться и в жизни, принимать в критических ситуациях решения, направленные на нравственно-положительные действия.Человек, который с детства впитал в себя эти знания и чувства, будет гордо нести звание гражданина и патриота своей Родины.

В репертуаре детского театра существуют такие спектакли как: «Снегурочка», где отражаются традиции встречи весны; спектакль «Алёнушка и лисица» пронизан играми и обрядовыми действиями дня Троицы; спектакль «Машенька и медведь», изобилует народными песнями и хороводами. Изготовление костюмов и реквизита для спектакля знакомит детей с русским народным костюмом и костюмами людей других национальностей. Этот важный момент позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Предметом познания является также оформление и декорации к постановкам русских народных сказок. Дети получают представления о предметах старины. А средствами, инсценировок по мотивам русских народных сказок расширяется круг приобщения к устному народному творчеству.
В системе работы с детьми по патриотическому воспитанию наиболее содержательными и интересными являются народные праздники, как средство выражения национального характера посредством песенной, танцевальной, театральной и игровой деятельности. Возрождая традиции наших предков, ежегодно в театрализованной форме проводятся праздники: Праздник первого снега (Покров), Зимняя сказка (Рождество), Весенний хоровод (Масленица), Праздник русской березки (Троица). Театр даёт возможность воспитывать в детях бережное, любовное отношение к русской культуре и народным традициям и все это происходит в интересной игровой форме.
Исходя из этого, в своей работе мы решали следующие педагогические задачи:
- развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к родному краю, стране, бережное отношение к достопримечательностям, культуре, природе родного края;
- развивать у детей интерес к устному народному творчеству, малому фольклору посредством исполнения русских народных и кубанских песен;
- создавать у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре, родном крае;
- создавать у детей эмоциональное настроение через ознакомление их с русскими народными танцами, играми, инсценировками, хороводами;
- формировать творческое воображение посредством музыкально-театрализованных постановок;
- воспитывать патриотическое чувство гордости за родной город, край, «малую» родину.
Праздники и постановки театра помогают людям возвратить национальную память, «воспитываться в моральном климате памяти». Дети и взрослые по-новому начинают относиться к праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. В процессе усвоения культурного наследия нашего народа у детей формируются нравственно-патриотические чувства. Педагогический коллектив театра продолжает искать новые подходы и интересные идеи, т.к. духовно-нравственное воспитание детей сегодня – это культура и престиж страны завтра.





Список литературы
1. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания: учебно-методическое пособие. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986. – 159 с.
2. Довбыш Н. Присядки в русском танце. [Электронный ресурс]. URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 21.11.2012)
3. Захаров В.М. Поэтика русского танца. – М.: Издательский дом «Святогор», 2004. – Том 2. – 552 с.
4. Пуртова Т.В. Танец на любительской сцене (XX век: достижения и про-блемы). – М.: ГРДНТ, 2006. – 168 с.