Урок по музыке на тему В музыкальном театре. Опера


План проведения урока в технологии развивающего обучения
Тема: В музыкальном театре. Опера.
Предмет: Музыка
Класс: 3
Учебник для 3 класса: Музыка. УМК “ Планета Знаний“, автор Т.И. Бакланова.
Тип урока: изучение нового материала
Учитель: Сенченко Л.Л.
Цель: создать условия для формирования понятия жанр музыкального спектакля, опера.
Личностные умения: проявлять интерес к изучаемой теме, формирование чувства сопричастности и сопереживания, эмоционально ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
Познавательные умения: извлекать информацию в соответствии с целью, определять значение и смысл термина, анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения.
Коммуникативные умения: адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге, анализировать вопросы и правильно отвечать на них, грамотно выражать свои мысли.
Регулятивные умения: определять цели УД (направления своего познания),планировать деятельность с учётом поставленной цели,
отслеживать понимание нового материала, осуществлять контроль своей образовательной деятельности.
Предметные знания: знать понятие опера, увертюра, хор, солист, либретто.
Материал к уроку:
Учебник музыки
Тетрадь для записи полученных знаний
Фонохрестоматия (Коваль детская опера “ Волк и семеро козлят”)
№ Этапы
технологии
Этап Задания для учащихся Деятельность учителя Умения
1 Организационный
момент Повторение упражнений за учителем Приветствие;
Показ упражнений;
Арт-терапия: упражнения на дыхание;
РаспевкаИсполнение песни
“Всё отлично” Личностные: проявлять интерес к вокальному пению, с помощью эмоциональной отзывчивости детей выражать своё отношение к исполняемым произведениям
Познавательные: анализировать информацию
Коммуникативные: участвовать в хоровом пении
Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей
Предметные: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление в пении
2 Естественные
действия Актуализация знаний Сгруппируйте инструменты симфонического оркестра в 4 группы?
Назовите получившиеся группы и определите причины вашей классификации? Даёт задание:
Раздаточный материал
( карточки с изображением инструментов симфонического оркестра), организует обсуждение и ответы на вопросы, комментирует ответы Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию
Познавательные: восстанавливать информацию
Коммуникативные: работать в паре, адекватно отвечать на вопросыРегулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей
Предметные: определять 4 группы инструментов симфонического оркестра,
И объяснять понятия “медные духовые ”, “струнные ”, “ударные”, ”деревянные духовые” инструменты
3 Определение темы Сформулируйте тему урока?
Что такое опера? Загадывает загадку:
В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр.
Спектакль как же назовут? (Опера)
Организует обобщение, корректирует ответы.
Даёт задание.
Личностные: проявлять интерес к теме, определять свою позицию
Познавательные: извлекать информацию в соответствии с темой, обобщать
Коммуникативные: адекватно отвечать на вопросыРегулятивные: действовать в соответствии с поставленной целью
4 Самоопределение деятельности Как вы думаете, музыкальный театр вам интересен?
Согласны ли вы, что тема
“В музыкальном театре. Опера” вам может пригодиться?
Сформулируйте цель нашего занятия? Задаёт вопрос
Даёт комментарии и корректирует цель Личностные: определить потребность в освоении темы, умение отстаивать свою позицию
Регулятивные: определить цель
5 Освоение
информации
по проблеме Учебно-
познавательная
деятельность 1.Определите, из каких компонентов состоит опера?
2.Найдите, в учебнике как называется в опере литературный текст?
Сформулируйте понятие либретто?
3. Продолжите фразу?
Найдите, в учебнике как называется музыка, которая звучит?
( увертюра)
4.Послушать музыку и определить, кто исполняет это произведение?
Определить, кто аккомпанирует?
Кого называют солистом?
( солист)
5. Послушать музыку и определить, кто исполняет это произведение?
Определить, кто аккомпанирует?
Что такое хор?
(хор)
6. Продолжите фразу?
Найдите, в учебнике ответ на поставленный вопрос с помощью иллюстраций?
( декорации, грим, костюмы, свет, артисты)
Зачем спектаклю нужны декорации, костюмы, свет, грим?Даёт задание прочитать стр.58-61 учебника.
Организует обобщение.
Записывает ответы учащихся в виде схемы
Даёт комментарии и корректирует ответы
Рассказывает либретто оперы Коваля “Волк и семеро козлят”
Даёт задание найти в учебнике
ответ на поставленный вопрос.
Записывает ответ в схему, корректирует ответы
Даёт ситуативное задание:
Прозвенел последний звонок, открываются шторы, на сцене нет артистов, но мы слышим …
Записывает ответ в схему, корректирует ответы.
Включает отрывок из оперы Коваля “Тема мамы Козы”.
Даёт задание послушать музыку и ответить на вопросы.
Записывает ответ в схему, корректирует ответы.
Включает отрывок из оперы Коваля хор “Семеро козлят”.
Даёт задание послушать музыку и ответить на вопросы.
Записывает ответ в схему, корректирует ответы.
Даёт ситуативное задание:
Звучит музыка, артисты на сцене, что мы видим …
Записывает ответ в схему, корректирует ответы.
Личностные: проявлять интерес к происходящему
Познавательные: учатся сравнивать разные музыкальные произведения, выявлять выразительные возможности музыки, извлекать информацию в соответствии с целью, структурировать информацию, определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию
Коммуникативные: умение выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в процессе слушания музыки и пения, участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение
Регулятивные: выполнять учебное задание, оценивать результат, вносить необходимые дополнения
Предметные: формирование понятий
“либретто, увертюра, хор, солист, декорации, костюмы, грим, симфонический оркестр”
6 Диагностика освоения темы Работа в парах:
1.Обоснуйте, почему опера является музыкальным спектаклем?
2.Обоснуйте, почему опера является спектаклем?
3.Напишите, какие специалисты необходимы для создания оперного спектакля? Даёт задание, обобщает ответы Познавательные: делать вывод, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи,
Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, отстаивать своё мнение
Предметные: формирование понятия “опера”
7 Улучшенные
действия Интеллектуально-
преобразовательная деятельность Сформулируйте понятие опера? Даёт задание, проводит опрос, обобщает ответы Познавательные: извлекать информацию в соответствие с целью, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства
Коммуникативные: адекватно отвечать на поставленный вопрос, корректно взаимодействовать с другими людьми, адекватно передавать информацию собеседнику
Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания,
выполнять учебное задание последовательно и корректно
Предметные: закрепление понятия “опера”
8 Рефлексия Задание:
Дополните предложение.
Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что … Выполняют задание учителя
Оценивают свою работу на уроке Личностные: проявление своего отношения к результатам деятельности
Регулятивные: оценивание результатов своей деятельности