ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕ 18 ЛЕТ. Текстильное творчество

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СТАРШЕ 18 ЛЕТ.

«Мир Творчества – 2»



Разработчик:
Педагог дополнительного образования
ГБУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
Н.Г.Мельник


Пояснительная записка.

Явление инвалидности присуще в равной степени каждому обществу.
По данным Росстата в Российской Федерации более 12 миллионов
инвалидов, из них 2,5 миллиона находятся в трудоспособном возрасте и 80% из них имеют желание к трудовой деятельности, однако реализуют свое желание только 5%.
Такой малый процент занятости инвалидов у нас в стране обьясняется, прежде всего, их низким образовательным уровнем, что является следствием недоступности для них рынка образовательных услуг.
Существуют определенные трудности в получении профессионального образования, так как получение среднего образования обычно осуществляется в специализированных заведениях и на дому, а количество учебных заведений, осуществляющих обучение взрослых инвалидов, весьма ограничено.
Препятствием в получении образования является, прежде всего, неприспособленность учебных заведений к обучению данной категории учащихся: архитектурные особенности зданий, неподготовленность преподавательского состава – отсутствие навыков преподавания и общения с инвалидами, низкая степень толерантности студентов к инвалидам.
Актуальность данной проблемы обусловила необходимость в разработке общеразвивающей дополнительной программы социально-педагогической реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья старше
18 лет «Мир Творчества-2» (далее – программа).
Главная задача данной программы заключается в развитии творческих способностей инвалидов, созданию условий для их самореализации, содействии в выборе профессии и повышении мотивации трудоустройства.
Программа по своему содержанию является художественно-прикладной, по функциональному предназначению: учебно-познавательной, общекультурной, социально-трудовой, по форме организации: индивидуально ориентированной и групповой.
Цель:
Ориентированное развивающее личностное образование, самореализация и социализация граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:
- выявление и развитие творческих способностей инвалидов;
- создание условий для их самореализации, позитивного общения, развития коммуникативных навыков;
- воспитание интереса к разнообразным видам декоративно-прикладного творчества.
- развитие творческой индивидуальности и фантазии, эстетического и художественного вкуса;
- обучения основам текстильноо творчества;
- формирование трудовых навыков и умений в работе, закрепление полученного опыта работы с различными материалами и инструментами.


Категория слушателей: граждане с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на социальной реабилитации в учреждении.

Требования к функциональным характеристикам образовательной программы: использование как традиционных форм работы: лекции, консультации, практические занятия, так и новых актуальных форм обучения: мастер-классы, что позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений, увлекать и вызывать инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, подтверждение самооценки у граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Форма обучения:
Групповая и индивидуальная.

Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование; образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Форма контроля: авторская работа.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специализированные помещения учреждения, ноутбук, экран, мультимедиа проектор, копировальная техника, швейная машина, материалы и инструменты.



Ожидаемые результаты
- формирование у клиентов позиции «самопринятия», позитивного отношения ко всему окружающему (изготовленного своими руками и результата деятельности других людей);
- осознание клиентами имеющихся личностных способностей, способствующих формированию и приобретению навыков в работе с различными инструментами и материалами;
- формирование у клиентов активной жизненной позиции: «У меня все обязательно получится!»


Содержание программы

Текстильное творчество - деятельность, связанная с текстилем (художественной обработкой нити, волокна,ткани) сегодня  достаточно обширна. Сюда входят такие виды ремесел и рукоделия как вязание, шитье, вышивка, валяние из шерсти, квилтинг (пэчворк и его альтернатива - кинусайга).



Теоретическое занятие. Работа с различными материалами и инструментами. Техника безопасности при выполнении работ на швейной машине и другими принадлежностями.

Практическая занятие. Вязание крючком и (или) спицами. Виды петель. Узор рельефный, цветной.

Практическая работа. Техника вязания крючком и (или) спицами. Расчет, набор петель. Вязание гладью или узором.

Практическое занятие. Вышивка. Виды вышивки. Техника исполнения различных швов.

Теоретическое занятие. Традиционные славянские куклы-обереги. Обереги из нитей, лоскутные куклы. Изготовление лоскутной куклы.

Практическое занятие. Мягкая игрушка. Раскрой, пошив, набивка, сборка.

Теоретическое занятие. Текстильная интерьерная кукла. Моделирование, правила кройки, секреты выворачивания и набивки.

Практическое занятие. Раскрой и пошив текстильной куклы. Набивка.

Практическое занятие. Сборка и оформление интерьерной куклы. Прикрепление деталей. Оформление лица. Варианты изготовления волос.

Практическое занятие. Пошив одежды для интерьерной куклы. Нюансы изготовления. Отделка и декорирование готовой работы.

Теоретическое занятие. Сувенирные куклы. Разновидность стилей и техник. Комбинирование.

Практическое занятие. Валяние из шерсти. Виды валяния. Изготовление сувенира.

Практическое занятие. Квилтинг. Лоскутное шитье. Аппликация.

Практическая работа. Кинусайга. Изготовление панно в технике «пэчворк без иголки».


Список литературы:
Идеи для вязания крючком и спицами. С.Ю.Ращупкина, Москва, 2010г.
Мозайка лоскутных узоров. М.Максимова, Н.Кузьмина, Москва, 2008г.
Поделки и картины. М.В.Бедина, Белгород, 2011г.
Обереги своими руками.В.Хоменко, Г.Никитюк, Белгород. 2010г.
Волшебные лоскутки Е.Чудина, Ростов н/Д, 2012г.

Авторские зверюшки из флиса Ю.Алешкина, СПб, 2015г.
Текстильные куклы Т.Като. М.: Издательская группа «Контент», 2014г.
Авторская текстильная кукла Е.Войнатовская, СПб, 2014г.
Модные куклы своими руками А.Рябцова, Ростов н/Д, 2014г.
Ароматные игрушки Ю.Михеева, Ростов н/Д, 2015г.


















г.Новокубанск 2016.


15