Тема: Патриотическое воспитание как часть педагогической деятельности объединений в отделе педагогов – совместителей


Выступление на семинаре
ТЕМА:
«Патриотическое воспитание как часть педагогической деятельности объединений в отделе педагогов – совместителей»
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Д.С. Лихачёв.
Что же включает в себя понятие «Патриотическое воспитание»?
Патриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Патриотическое воспитание на современном этапе становится неотъемлемой частью педагогической деятельности объединений, как первых звеньев в непрерывной системе образования, что прописано в ряде нормативно-правовых документов:
В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации сказано: «… система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования,  утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития ребенка.
Компоненты патриотического воспитания:
Содержательный (представления ребёнка об окружающем мире).
Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребёнка к окружающему миру).
Деятельностный (отражение отношения к миру деятельности).
Рассмотрим подробнее каждый компонент патриотического воспитания:
1 компонент включает в себя:
культуру народа, его традиции, народное творчество;
природу родного края и страны, деятельность человека в природе;
историю родного края, отраженную в названиях улиц, памятниках;
символику родного края и страны (герб, гимн, флаг).
2 компонент включает в себя:
любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
интерес к жизни родного города и страны;
гордость за достижения своей страны;
уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
восхищение народным творчеством;
любовь к родной природе, родному языку;
уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3 компонент включает в себя:
труд;
игру;
продуктивную деятельность;
музыкальную деятельность;
познавательную деятельность.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения детей, формируется стремление к патриотическому поведению. Значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения можно отвести экологическим объединениям нашего отдела.
Педагог – совместитель Кирилова Галина Николаевна в ведет свою работу с 2006 года. Это детское объединение в течение 8 лет проводит серьезную работу по пропаганде природоохранных знаний среди школьников и жителей села Верхнетроицкий. На его счету много интересных социальных проектов: «Зеленый дозор в помощь»; «Подарок ветерану» (ребята сами вырастили комнатные растения, пересадили их в красивые кашпо и передали ветеранам ВОВ); Акция «Спасатели», ребята убирают территорию от листвы, собирают овощи и фрукты. Выпускаются стенгазеты «Чистая планета», «Мусорный ветер», «Зеленая аптека». На сегодняшнее время ребята совместно с педагогом участвуют в конкурсе «Детская экологическая книга своими руками», посвященном 65 –летию писателя-земляка Камиля Зиганшина. Конкурс проводится в рамках реализации программы Федеральной опорно-методической площадки «Гражданско-патриотическое воспитание в экологическом образовании».
Такая природоохранная деятельность позволяет ребятам оценить свою роль на Земле, значимость своих дел и поступков. «Я люблю свою Землю» для них не простые слова, а установка к действию.
Работа в объединениях культурологической и туристико-краеведческой направленностях охватывает:
изучение местного материала на занятиях;
изучение литературы, в которой рассматривается история края, география, методы исследовательской деятельности и т.д.;
изучение на местности памятников истории культуры или природы;
проведение экскурсий, экспедиций, походов и др.;
обработка, систематизация и оформление материалов, выставки, написание рефератов, участие в научно- практических конференциях;
просмотр видеоматериала о путешествиях, интересных местах края.
Система мероприятий направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
В объединении «Краеведение» при СОШ с. Бишкураево, рук. Шарифуллина Дания Табрисовна, используются следующие формы работы: исследовательская работа в архивах и музейных фондах, викторины по истории России и Респ. Башкортостан, творческие конкурсы, конференции, фестивали.
В объединения «Краеведение» при СОШ с. Сайраново рук. которого является педагог-совместитель Аслаев Рашит Фатыхович, ведется следующая работа:
- участие во внутришкольных мероприятиях и их организация;
- постоянное результативное участие в НПК школьников;
- большая природоохранная работа по очистки бассейна реки Нугуш и посадка 500 тыс. саженцев сосны и березы в лесу в зоне Карамалы-Губеевского лесничества на площади 8.5 га;
- в течение учебного года ребятами объединения ведется работа: «Неизвестные герои Великой Отечественной войны»;
- организована встреча с участниками Афганской и Чеченской войн;
- проводятся праздники – акций «День Земли», «День Воды».
Дети, посещающие это объединение успешно выступают на историко – краеведческих чтениях учащихся города и района.
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании велика:
позволяет развивать у детей способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
Развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности – одна из основных задач объединения «Музейное дело» при СОШ №4 г. Туймазы (рук.Спиридонова Е.В.):
Исмагилова Дилара написала научно-исследовательскую работу «История семьи в истории страны», заняла 3 место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Феринские чтения»;
Также она заняла 1 место во Всероссийской НПК «Старт в науку».
Целью объединения «Яншишима» при СОШ с. Бишкураево, рук. Абзалова Ляля Фануровна, является не только развитие творческих способностей к мыслительной деятельности, участие в районных и республиканских конкурсах творческих работ, но и патриотическое воспитание. Воспитанники объединения активно принимают участие в районных конкурсах и конференциях:
- на конференции обучающихся «Прошлое будущему», посвященная учителям-ветеранам;
- районных конкурсах «Наследники Акмуллы»; «Моя родословная».
Ежегодно воспитанники объединений «Яншишима» принимают участие в конкурсе-фестивале «Жемчужина Башкортостана».
На занятиях в объединении «Мягкая игрушка» при СОШ №3 г. Туймазы (рук. Фомина Татьяна Витальевна) ребята с педагогом изготавливают обрядовые куклы. Кукла, как известно, первая из игрушек известная в древности.
Итак, патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одним из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические, экологические и другие компоненты. Проявляясь, в первую очередь, как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.