Сценарная разработка педагогической мастерской по теме Мой край родной-моя история живая ( для краеведческих детских объединений)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом пионеров и школьников им. Н. И. Филоненко г. Сальска






СЦЕНАРИЙ
районной творческой педагогической мастерской
Эстафета творческих дел и наставничество по теме:
«Мой край родной – моя история живая»




Подготовил: Артюшина Н.Н.,
методист МБУ ДО ДПШ
им. Н.И.Филоненко г. Сальска









2016 г.
2

Дата проведения:
08.01.2016 г. в 10.00 час.- Эстафета творческих дел «Мой край родной – моя история живая» (для ПДО и обучающихся краеведческого и патриотического направлений);
Участники: педагоги и обучающиеся краеведческих и патриотических объединений МБОУ ДОД ДПШ им. Н.И. Филоненко г.Сальска на базе МБОУ СОШ г. Сальска: № 3, № 4, № 7 , № 10, № 21, № 59 п. Белозерный, МБОУ Буденовской СОШ № 80.
Место и время проведения: МБУ ДО ДПШ им. Н.И. Филоненко г. Сальска (актовый зал).
Форма проведения: интерактивная игровая форма «КТД», творческая мастерская по самопознанию, обмену опытом, творческими наработками, инновационными формами и методами работы.
Организатор, координатор и ведущий творческой педагогической мастерской – Н.Н.Артюшина ( методист туристско – краеведческого структурного подразделения МБУ ДО ДПШ им. Н.И.Филоненко г. Сальска) ЦЕЛЬ: Совершенствование профессионального мастерства педагогов туристско - краеведческого структурного подразделения, повышение эффективности целостного учебно-воспитательного процесса.
Задачи для педагогов:
Внедрение в образовательный процесс объединений новых педагогических технологий: коллективного взаимообучения, обучения творчеству, учебного диалога, проблемного обучения.
Совершенствовать формы и методы творческого развития детей;
Содействовать (способствовать) обеспечению непрерывного роста профессионального мастерства педагогов; выявлению и распространению опыта педагогической работы.
Задачи для обучающихся:
1. Систематизировать образовательные компетентности обучающихся в области исторического, культурного и экологического наследия Сальского района. 2. Развивать креативные умения, нестандартное мышление; умение продуктивно взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. 3. Воспитывать уверенность в своих творческих способностях.
Материал:
3

Бумага (формат А3) – 6 листов
Фломастеры – 6 коробок
Листы бумаги, ручки – 6 шт.
Наборы фотографий – 6 шт.
Клей-карандаш – 6 шт.
Мультимедийное оборудование


ХОД

Тема мастерской представлена на экране. Девиз: «Краеведческие знания обладают особенным свойством: они воспитывают не только разум, но и душу». (С. О. Шмидт )
Ведущий: - Добрый день уважаемые педагоги и ребята. Сегодня мы снова встретились с вами на эстафете творческих дел, тема которой «Мой край родной – моя история живая».
Работать будем в рамках творческой педагогической мастерской, а поэтому по окончании выполнения заданий вы обязательно представите свои творческие проекты – разработанные краеведческие экскурсионные маршруты. Не достаточно только знать и любить свой родной край, свою малую Родину, которая дала нам с вами жизнь и которой наполнен каждый наш день. Важно уметь познакомить с ней тех людей, которые оказались ее гостями, приехали к нам отдыхать или жить и на первый их взгляд не замечают ничего интересного вокруг. А если и замечают, то ничего об этом не знают. Вы – краеведы. Поэтому кому как не вам быть экскурсоводами по просторам нашей малой Родины. Готовы? Тогда послушайте условие нашей с вами творческой работы.
Программа творческой мастерской:
Практическая работа:
Ведущий: - По предложенному алгоритму работы, используя фотографии и содержательный материал, выбранный на мастерской по жребию, вы – ребята, совместно с вашими педагогами разрабатываете план экскурсионного маршрута с указанием: темы экскурсии, цели и задач ее проведения,
4

определяете основные объекты, их ценностное назначение в историческом, культурном или экологическом аспекте и изготавливаете (для этого на столах имеется весь необходимый материал и инструменты), и представляете схему движения по этому маршруту с указанием объектов экскурсии. ( Алгоритм работы представлен на экране) В случае острой необходимости процессе вашей творческой работы вам может быть оказана консультация методистом ДПШ, руководителем музея «Служу Отечеству» - Лоза Т.А. (предоставляется слово)
Ведущий: Вашу работу в педмастерской оценивают специалисты:
- Гвоздик Е.С.- руководитель туритско- краеведческого структурного подразделения ДПШ; - Лоза Т.А. - руководитель музея «Служу Отечеству»;
- Борщевский А.А.- руководитель историко – краеведческого музея РДК г. Сальска.
Цель практической работы – обучение разработке краеведческого экскурсионного маршрута.
Тематическое направление экскурсий: (распределяются по жребию)
- историческое наследие: рождение степного городка, период 30-60-е годы (виртуальная экскурсия);
- историческое наследие: г. Сальск периода Великой Отечественной войны (автобусная экскурсия);
- историческое наследие: современный период в жизни города (пешеходная экскурсия по центральной ул. города);
- культурное наследие: творчество В.К.Нечитайло (виртуальная экскурсия);
- культурное наследие: современный период в жизни города (пешеходная экскурсия);
- экологические маршруты (заповедные места Сальского района; Ростовской области).
Подготовить к мастерской: коробку фломастеров, клей-карандаш.
Время выполнения задания – 15 мин.
5

Устное представление и защита разработанного экскурсионного маршрута.
Детским объединениям предоставляется время – до 5 мин. ( выступление может быть коллективное или индивидуальное по выбору, по решению каждого детского объединения)
Ведущий: - Ребята, а вы знаете, что 9 января (сегодня) исполняется 101 год со дня рождения народного художника РСФСР Василия Кириловича Нечитайло, чье имя носит музей искусств в нашем городе. В честь этой знаменательной даты в музее подготовлена мемориальная экспозиция «Судьба Нечитайло», музейная комната «Пространство славы В.К. Нечитайло», куда на экскурсию вас приглашают сотрудники музея. В честь этой даты ими нам подарен этот художественный альбом (показ).
Подведение итогов: жюри оценивает работу каждого объединения по предложенным критериям (приложение № 1)
Награждение детских краеведческих объединений грамотами МБУ ДО ДПШ за активную творческую работу в рамках педагогической мастерской.

















6

Приложение 1

Оценочный лист
экскурсионного маршрута
районная творческая педагогическая мастерская
«Эстафета творческих дел и наставничество »
09.01.2016 г.

Критерии
оценки
ДО


на базе
МБОУ СОШ № 3
на базе
МБОУ СОШ № 4
на базе
МБОУ СОШ № 10
на базе
МБОУ СОШ № 21
на базе
МБОУ СОШ
№ 80
на базе
МБОУ СОШ
№ 59

Выбор темы экскурсии








Определение цели








Определение задач








Определение основных объектов, их ценностного назначения







Составление схемы движения по маршруту с указанием объектов







Представление экскурсионного маршрута (устная защита)







ИТОГО:








Система оценки - 5-ти бальная



15