Разработка мероприятия для педагогов социально-педагогической направленности


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-туристический центр»

Проект «Тепло родного очага»
Проект направлен на формирование уважительного отношения к семье, к семейным ценностям, возрождение семейных национальных традиций, уникальность которых заключается в сохранении и укреплении семьи

Руководитель проекта: Реш Наталья Александровна - директор МБУ ДО «ДЭТЦ»
г. Бийск
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИ……………………………….. 2
1.1.ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………... 2
1.2.ОПЫТ РАБОТЫ…………………………………………………….. 2
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА……………………………………………... 3
2.1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА…………… 3
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА……………………………………... 3
2.3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА…………………………………………… 4
2.4. ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА………………………………………….
5
3. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………… 6
3.1. ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………… 7
3.2. МЕДИАПЛАН ПРОЕКТА………………………………………… 8
4. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………. 9
5. КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………… 9
6. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ……………………………………………… 10
7. ДАЛЬНЕЙШЕЕРАЗВИТИЕ ПРОЕКТА………………………….. 10
8. ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ…. 10
1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Центр "ДЭТЦ" - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей является частью системы образования города Бийска (далее МБУ ДО «ДЭТЦ»).
МБУ ДО «ДЭТЦ» находится на правом берегу реки Бии, на четвертом километре автотрассы «Бийск-Солтон» на территории уникального историко-природного комплекса «Боровой», который отличается своеобразием природных зон и имеет богатую историю.
Сегодня в Детском эколого-туристическом центре занимаются школьники от 6 до 18 лет, которые обучаются по 30 образовательным программам. Структура учебно-воспитательной системы представляет собой сочетание образовательной деятельности на занятиях, учебно-тренировочных походах, творческой деятельности в ходе реализации индивидуальных и групповых проектов, конкурсных и иных состязательных мероприятий, а также активной досуговой деятельности воспитанников в выходные дни и каникулы в различных объединениях с переменным составом детей.
Цель деятельности учреждения определена как стремление к формированию гармонично развитой личности, ее мировоззрения, способности к самообразованию, самоопределению и адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни.
1.2. ОПЫТ РАБОТЫ
Педагогический коллектив центра «Алтай» имеет опыт разработки и реализации социально значимых проектов по работе с детьми и молодежью, особенно в рамках летнего оздоровительного лагеря. «По следам Робинзона» (2009 г.), «Веселая азбука туризма» (2010 г.), «Школа выживания» (2011 г.), «Путешествие вглубь веков» (2012 г.), «Каникулы в Боровом» (2013 г.) – программы участвующие в краевых конкурсах.
2010 год – Проект «Юные туристы Алтая» – победитель краевого конкурса грантов по проведению профильных оздоровительно-образовательных программ в загородных муниципальных и краевых учреждениях.
2011 год – Проект «По следам древних цивилизаций» (автопробег), посвященный памяти Б.Х. Кадикова – победитель краевого конкурса инновационных проектов в сфере организации детского спортивно-оздоровительного, экологического, этнографического и краеведческого туризма в Алтайском крае.
2012 год – Проект «Скалодром Алтая» - участник конкурса социально значимых проектов в области молодежной политики на соискание муниципальных грантов. 
2013 год Методический марафон - окружной этап: Номинация «Инновации в дополнительном образовании детей». Диплом II степени
2013 год – Победитель краевого конкурса «Новая школа Алтая-2013» в номинации «Интеграция учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений для реализации ФГОС».
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
2.1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
80246143953 Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства
Духовность человека, его морально-нравственное содержание - результат прежде всего семейного воспитания, того микроклимата, который формирует будущего гражданина страны. Семейная культура, бескорыстие матера и отца, единение многих поколений рода - основа гражданского общества и существования государства.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Наблюдения, социологические опросы, анкетирование, беседы, проведенные со школьниками занимающимися в «ДООЦ Алтай», показали, что у ребят низкий уровень осведомленности о своей семье, ее традициях, о родственниках.
На основании данных проблем возникла необходимость создания проект «Тепло родного очага ».
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта – привлечение внимания к семье, понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
На достижение поставленной цели направлены следующие задачи:
формировать отношения к семье как основе российского общества;
формировать у детей уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим, милосердие и душевную чуткость ко всем членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
расширить представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
расширить знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
познакомить ребят с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи
2.3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект направлен на организацию взаимодействия детей и родителей через совместную деятельность в «ДЭТЦ», что позволяет изменить обычные, неэффективные механизмы взаимоотношений между детьми и родителями и другими членами семьи. Участие в реализации Проекта, обеспечит родителям и детям лучшее понимание друг друга.
Для решения вопросов практической реализации Проекта «Тепло родного очага» создана проектно-административная команда во главе с координаторами Проекта.
67945130175Направление работы
Поисковое (семейные традиции, дальние родственники и т.д.);
Творческое (разнообразие деятельности, развитие творческих способностей учащихся, расширение кругозора, развитие интереса в процессе деятельности, вовлечение детей в активный творческий процесс);
Исследовательское (исследование страниц истории своей семьи, традиций семьи, родственников);
Дизайнерское (развитие эстетического и художественного вкуса в процессе работы над проектом).
Механизм управления процессом реализации Проекта
23812531115
2.4. ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА

454660-195580
3. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
3.1. Дорожная карта реализации Проекта «Тепло родного очага»
Этапы и сроки проведения Основное содержание этапа
Подготовительный
сентябрь Мотивирование всех целевых групп на активное включение в разработку Проекта «Тепло родного очага»
Сбор и анализ первичной информации октябрь-ноябрь Изучение литературы, создание инициативной группы, определение целей и задач Проекта. Наблюдения, социологические опросы, анкетирование обучающихся. Анализ материалов СМИ, подбор литературы, поиск информации в сети Интернет.
Проектирующий декабрь-январь Разработка первоначального варианта Проекта «Тепло родного очага».
Корректирующий
февраль Проведение внешней экспертизы первоначального варианта Проекта «Тепло родного очага».
Моделирующий март Подготовка документации и материальной базы, подготовка кадрового потенциала.
Разработка программы действий, выбор возможных тем для исследовательской работы; разработка программ и сценариев мероприятий в рамках реализации Проекта «Тепло родного очага».
Деятельностный март-август Оформление заявки на участие в муниципальном конкурсе
Составление плана мероприятий.
Реализация проекта.
Организация внешней взаимосвязи, посещений и общих мероприятий с другими центрами дополнительного образования.
Обобщающий
сентябрь
Подведение итогов, оценка результатов реализации Проекта, обоснование выводов, создание портфолио проекта.
Оформление отчетных материалов, фото-отчетов, выставок.
3.2. Примерный план мероприятий
Все мероприятия проекта «Тепло родного очага» ведут к решению основной проблемы в современном обществе: это сохранение и укрепление семейных ценностей, традиций.
№ п/пСодержание
(теория и практика) Виды работ Отслеживание
Результатов
«Игры наших бабушек» Игровая программа Игра
Семейные путешествия: « Есть на Руси места святые…»;
«Историко-природный комплекс «Боровой»;
«Родники - глаза земли»;
«Пятая Бийская терраса – памятник прошлых эпох»;
В. Шукшин – курсант автотехникума»
Экскурсия Отзывы детей и взрослых
«Духовные корни моей семьи»
Вечер-встреча при свечах Отзывы детей
«Праздник семьи – праздник родословной» Защита родословных Выставка
«Волшебный сундучок» Выставка работ членов семьи Выставка
«Наша дружная семья»
Семейный праздник. Творческие проекты
«Семейные традиции, праздники»
Праздник Отзывы детей и родителей
«Мама, папа, я – спортивная семья» Спортивные соревнования Игра
Рисование портретов (мамы, папы, и других членов семьи) Конкурс рисунков на асфальте Рисунки
«Сказки моей бабушки»
Вечер при свечах
Составление рассказов.
Отзывы детей
«Родительский дом - начало начал»
Выставка художественной литературы Выставка
«Азбука семейного благополучия» Интеллектуальная игра Игра
«И в труде и в песне - всей семьёю вместе»
Праздничный концерт с участием родителей. Отзывы детей
3.3. МЕДИАПЛАН ПРОЕКТА
№ Наименование этапа проекта Наименование СМИ Форма изложения информации
1 Подготовительный Экран дня – стенд, отображающий жизнь «ДЭТЦ» сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Статья
2 Моделирующий Сайт «ДЭТЦ» Создание раздела посвященного реализации проекта
3 ДеятельсностныйТВ-Бийск, ТВ-КОМ, ТРК «РИФ»
Видеорепортаж
Газета «Бийский рабочий», «Наш Бийск», «Деловой Бийск».
Статьи
Экран дня Фоторепортаж, буклеты, информационные листы, стенгазеты.
4 Обобщающий Экран дня
Публичный отчет
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для оценки результатов проекта «Тепло родного очага» в целом, а также оценки достижения поставленных задач и намеченных результатов в ходе реализации проекта и по его окончанию сформированная мониторинговая группа из числа участников проектной группы.
Эффективность проекта можно просмотреть через следующие критерии:
Социальная значимость проекта
Актуальность и новизна проекта
Реалистичность проекта
Данные диагностик по определению знаний о своей семье, о семейных традициях, ценностях и т.д.
Соблюдение графика реализации проекта
Отзывы всех участников проекта, фото- и видеоматериалы, публикации в прессе.
Методы определения результативности

При их отборе учитывали следующее:
простота и процедурная доступность для мониторинговой группы;
непродолжительность процедуры по времени;
наличие элементов занимательности.
Формы отслеживания и фиксирования результативности:
Результаты индивидуальных и командных достижений в конкурсных и игровых программах, фестивалях, праздниках (сводные таблицы, экраны результатов, диаграммы, красочные листки-молнии).
Фоторепортажи с места событий.
Фотолетопись семей.
Сценарии и методические материалы проводимых мероприятий (оформление, реквизит, фонограммы, аудио- и видеокассеты и т.п.)
Образцы медалей, грамот, благодарственных писем, дипломов для награждения победителей конкурсов.
Материалы средств массовой информации о проведенных мероприятиях
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации проекта «Тепло родного очага»:
1. Дети запомнят пять «золотых» правил семьи:
уважай старших и люби их;
позаботься о младших в семье;
помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;
дорожи всеми своими родственниками;
помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.
Расширятся представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
Расширятся знание ребят о традициях своей семьи, сформируется бережное отношение к ним.
Дети познакомятся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Вовлечение в работу проекта максимального количества педагогов, детей, а также их семей (около 1500 человек):
46990099695
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ
Нежелание родителей идти на контакт, участвовать в реализации проекта.
Занятость или плохое состояние здоровья приглашенных гостей.
Недостаток средств на приобретение оснащения мероприятий (медалей, грамот, благодарственных писем, дипломов для награждения победителей конкурсов, канцтоваров, техники).
Плохие погодные условия и перенос дат проведения мероприятия.
8. ЭФФЕКТ ПРОЕКТА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Дальнейшее развитие проекта «Тепло родного очага» предполагает:
Появление новых программ, которые ведут к решению основной проблемы в современном обществе: это сохранение и укрепление семейных ценностей.
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
Создание банка данных «Традиции современной семьи».

Консультация для родителей "Дарите детям праздник"
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Как вы думаете, почему дети так любят дни рождения и другие праздники? Наверное, не только из-за подарков. Праздник дарит ребенку много ярких, незабываемых впечатлений. И мы надеемся, что сегодняшняя встреча поможет вам сделать общение с детьми более интересным, насыщенным, разнообразным.
Сегодня вы узнаете, как составить сценарий интересного детского праздника, в который войдут: сюрпризы, веселые игры, конкурсы и другие забавы, а также узнаете как ярко и красочно украсить детскую комнату, как составить детское меню и оформить сладкий стол.
А сейчас мы предлагаем вашему вниманию сценку, которую подготовили дети из детского сада «Буровичок» (Утиное гнездышко, Голубок).
СЦЕНКА "Бедный Костя" (С. Михалкова).
Ведущий: Скажите пожалуйста, как часто возникают такие ситуации? Увидели ли вы себя в этой сценке? Какие чувства возникли у вас после просмотра? Для чего родители попросили Костю встать на стул?
Ведущий: Во время таких ситуаций ребенок наверно испытывает не очень приятные чувства. И мы должны постараться с вами сделать встречу положительной, чтобы она приносила только радость.
А как же проходят детские праздники у вас дома? Может быть вы поделитесь своим опытом? Поможет нам в этом вот этот волшебный микрофон. Позвольте мне начать первой. (Ответы 2-3 родителей)
(Родители рассказывают о своих семейных праздниках)
Благодарю вас за то, что вы поделились своими интересными моментами. А сейчас мы узнаем, что думают о праздниках сами дети.
Видеоролики "Дети о празднике?"
Ведущий: Мы с вами услышали, что для детей наиболее любимым праздником является день рождение. Да, это тот праздник, который ждут все дети с большим нетерпением. А как известно, лучше понять ребенка, можно лишь оказавшись на его месте. Давайте вместе с вами, дорогие родители, попытаемся на мгновение перенестись в детство.
Свет гаснет, включается шар (Веселушка, Хохотушка), звучит волшебная музыка, на этом фоне говорит ведущий слова.
Ведущий:
Сейчас мы будем колдовать,Будем взрослых превращать.Всех прошу закрыть глазаНачинаем чудеса!Детство в гости к нам спешитВзрослых в деток превратит. (Веселушка, Хохотушка, вкл. свет)
Начинается «детский праздник»
(меняется музыка в зал вбегают две веселые девчонки с яркими бантами и т. д. Музыка приглушается, но звучит на протяжении всего выступления)
ВЕСЕЛУШКА: Привет друзья!
Мы веселые девчушки Веселушки-ХохотушкиБудем мы сейчас играть, не давать вам всем скучать.
ХОХОТУШКА:
Кто с зеленой ноткой на грудиВ зал смелее выходи.
(звучит веселая музыка, подружки помогают родителям выйти и собраться в центре зала).
Веселушка: С чего начинается любой праздник? (Ответы). Правильно, со сборов на праздник? Правильно. А самые собранные в семье кто? Конечно же мужчины. А собираются они быстро потому, что им помогает вся семья. Вот и мы сейчас с вами соберем папу в гости. Но сначала разделимся на семьи. Для этого возьмите себе по шарику. У кого красный шарик встает за мной, а кого синий к хохотушке. Вот мы и готовы, а тот кто стоит первый и будет папой которого мы сейчас соберем.
1 ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТСЯ НА ПРАЗДНИК?»
(проводит Хохотуш.)
ХОХОТУШКА: Для этого у нас уже подобран необходимый гардероб. (вещи разложены на одном столе) Вы должны взять одну вещь, добежать до своего папы надеть и отдать свой шарик, затем побежать обратно и передать эстафету, затем бежит следующий член семьи. Когда наш гардероб опустеет мы посмотрим чьей команде удалось собраться быстрее и наряднее. И так 1-2-3 начни.
Хохотушка: Вот теперь можно смело идти в гости. Аплодисменты нашим участникам.
Звучит магическая музыка, в зале появляется волшебник (муз.рук. МДОУ «НЕЗАБУДКА» Осипова З.А.), которая показывает 2 фокуса для детей.
ХОХОТУШКА:
Засиделась детвора?Выходить вам в зал пора.
ВЕСЕЛУШКА:
У кого красная ноткаВ зал все выбегаем ловко.
2 ИГРА «ПОЙМАЙ ШАРИК И УСТРОЙ САЛЮТ»
(проводит Веселушка)
ОПИСАНИЕ: участники строятся в одну линию лицом к зрителям. Им выдаются карандаши с намотанными лентами. К концу ленты закреплен воздушный шар. Нужно по сигналу ведущего быстро намотать шарик на карандаш, а затем устроить в честь именинника праздничный салют.
ВЕСЕЛУШКА:
А теперь скорей садитесь, Отдохните, улыбнитесь.
Ведущий: Уважаемые родители. А сейчас вам предстоит поработать в домашних мастерских, где вы можете раскрыть свои секреты и увидеть таланты своих детей, потому что только в совместной деятельности ребенок понимает, что он любим вами и нужен вам. А помогут вам в этом хозяйки домашних мастерских. Итак, мастерская открывается.
«МАСТЕРСКАЯ» (фон музыкальный И. Крутой) 10 минут
Ведущая: Завершилась работа в творческих мастерских. 1 мастерская готовила карточку гостя. Покажите нам пожалуйста, что у вас получилось. (представление результатов)
1 мастерская – карточка гостя на стол; Замечательные получились карточки!
2 мастерская – поделки из шариков; Чудесные шарики, молодцы!
3 мастерская - маски; Очень веселые и интересные маски!
4 мастерская – коллаж (пожелание имениннику) совместная работа подгруппы.
Ведущий: Вот такие атрибуты для праздника всего за несколько минут вы можете подготовить дома со своими детьми.
(выбегают клоунессы, у одной в руках коробочка)
ХОХОТУШКА: Что это у тебя в руках?
ВЕСЕЛУШКА; А это поздравления для именинника
ХОХОТУШКА: Ты наверное ошиблась, это подарок для именинника.
ВЕСЕЛУШКА: Да нет это поздравления от самых близкий людей и гостей праздника
ХОХОТУШКА: Интересно. А как его можно услышать?
ВЕСЕЛУШКА: А ты возьми волшебный чупа-чупс и все поймешь.
ХОХОТУШКА: Ну-ка, давай попробую.
(Хохотушка достает из коробочки чупа-чупс и начинает говорить поздравительные слова для именинника )ХОХОТУШКА: Ух ты! И вправду поздравительные слова, а теперь можно чупа-чупс съесть?
ВЕСЕЛУШКА: Конечно, угощайся, а мы сейчас с нашими ребятами поиграем и тебя как именинника поздравим. Да не просто так, а от имени сказочных героев. Вот с синей ноткой ребята сделали своими руками такие красивые маски, маски просим одевать и вокруг Хохотушки вставать.
(родители одевают маски и встают по кругу)
ВЕСЕЛУШКА: И так, 1-2-3 – игру начни
3 ИГРА «ВЕСЕЛАЯ КОРОБОЧКА С ПОЗДРАВЛЕНИЯМИ»
(проводит Хохотушка)
ОПИСАНИЕ: Игроки становятся в круг. Под музыку участники передают по кругу коробочку, в которой лежат чупа-чупсы. Как только музыка замолкнет, участник на ком остановилась коробочка, достает 1 чупа-чупс и говорит пожелание для именинника, выбывает на место. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не получит чупа-чупс и не скажет пожелание для именинника)Хохотушка: А дома можно эту игру провести так, вместо чупа-чупсов в коробочку или мешочек положить заранее приготовленные своими руками поделки, которые принесут гости с собой на праздник.
Выходит волшебник, сюрприз.
Выбегает Веселушка, танцует в волшебной шляпе.
Хохотушка: Что ты делаешь, Веселушка?
Веселушка: Представляешь, я нашла волшебную шляпу. Кто ее надевает, смешные задания выполняет.
Хохотушка: Вот здорово. Давай с гостями будем играть и ее задания выполнять.
Веселушка: Кто с желтой ноткой в зале сейчас? Эта игра для вас.
4 ИГРА « ЗАБАВНАЯ ШЛЯПА»
(проводит Веселушка)
Группа становится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий (именинник) просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, выполнить задание. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается. Примерные задания:
У кого шляпа на голове,Попрыгай на одной ноге.
Шляпа у кого сейчас,Мыльные пузыри пускай для нас.
Кто со шляпой выходи,В дудочку смелей дуди.
У кого шляпа на голове,Проскачи на шарике как на коне.
Веселушка: Какая веселая игра. Но все-таки ни один день рождения не обходится без танцев. Танцевать любят все, и мы приглашаем вас всех на танец дружбы. Места в зале занимайте, движения за нами повторяйте.
Общий танец (муз.Джо Доссен) по показу Веселушки и Хохотушки.
ВЕСЕЛУШКА:
Очень дружно танцевали, мастерили и играли, Но пришла пора прощаться и вам надо превращатьсяВ людей взрослых и серьезных, в игры вам уж не играть,Но, друзья, не забывайте, чтоб ребенка вам понятьИногда необходимо самому ребенком стать.
(Звучит волшебная музыка, вкл. шар)
ВЕСЕЛУШКА И ХОХОТУШКА:
Волшебные звуки польются,Превращения начнутся,Скажем дружно – 1, 2, 3,Детей во взрослых преврати.
(Веселушка и Хохотушка убегают)
Ведущий: Мы надеемся, что кусочек детства, в котором вы сегодня смогли побывать, останется в вашей душе. Нам очень важно выше мнение о нашей сегодняшней встрече? Было ли вам интересно? Какие чувства вы испытали окунувшись в детство? (Ответы родителей) Мы рады, что большинству из вас, наша встреча принесла пользу и ваши семейные праздники и общение с ребенком будет более интересным и разнообразным.
Ведущий: А теперь уважаемые родители, мы попросим вас отразить свои впечатления от сегодняшней нашей встречи, на тех нотках, которые вам раздавали вначале. А также тему нашей следующей встречи. Еще хотелось бы обратить ваше внимание на 2 симпатичные коробочки желтого и красного цвета, в которых тоже можете оставить свое мнение. Красный цвет – жетон красного цвета, если вы провели время с пользой, узнали много интересного. Желтый цвет – жетон желтого цвета, если ничего нового не узналиюА мы в свою очередь желаем вам проживать детство вместе с ребенком, вместе с его увлечениями. Чтобы уже повзрослевший ребенок в 20-30 лет мог сказать: «У меня было счастливое детство!»
Ведущий: До свидания!
Что необходимо приготовить для проведения консультации?
Оформить музыкальный зал по теме «Праздник».
Приготовить выставку рисунков по теме: «Праздник глазами детей».
Листы регистрации для участников консультации.
Эмблемы с нотками на двустороннем скотче – всего 40 штук (10 – красные нотки, 10 – синие, 10 – желтые, 10 – зеленые).
Ватман 1 лист с надписью «Ваши отзывы», оформленный по данной теме.
Подарки участникам – 40 штук файлов (в каждом файле лежит буклет и приложение на 3 листах к данной консультации).
Атрибутыдлямастерских:
1-й стол «Маски»
Картонные одноразовые тарелки – 10 штук;
Клей карандаш – 5 штук;
немного цветной бумаги;
степлер – 5 штук;
ножницы – 5 штук.
2-й стол «Шары»
шарики – 10 штук;
ножницы – 5 штук;
цветная самоклеящаяся бумага;
маркеры – 1 упаковка;
нитки – 1 катушка.
3-й стол «Коллаж»
1 лист ватмана,
маркеры – 1 упаковка;
клей карандаш – 5 штук;
ножницы – 5 штук;
немного цветной бумаги;
любые иллюстрированные журналы.
4-й стол «Карточка гостя»
Клей карандаш – 5 штук;
Белая бумага А4 10 листов;
немного цветной бумаги;
степлер – 5 штук;
ножницы – 5 штук;
маркеры – 1 упаковка.
Как построить мир в семье? Беседа с родителями.
Что такое семья для современного человека? Нужна ли она? Или наступило время, когда мужчина и женщина должны жить отдельно? Предназначение женщины – воспитывать детей самостоятельно, не становясь зависимой от мужчины? А современный папа – это тот, который встречается со своим ребенком один раз в неделю, не вмешивается в его воспитание, не пытается решить его проблемы, а доставляет только радость?
Уже никого не удивляет, когда жена зарабатывает больше мужа, а муж находится в отпуске по уходу за ребенком; или другая крайность – сверхобеспеченные семьи, где жене категорически запрещается работать. Папа же совсем не занимается воспитанием детей, а только оплачивает это воспитание, считая, что самые дорогие гувернантки, элитные детские сады и школы заменяют его участие в самом процессе воспитания.
Взрослые все легче переносят разводы и вступают в новые браки, считая, что детям это не причиняет никакой боли.
Каким же будет наше новое поколение, воспитанное уже не на вековых семейных традициях, а вот в такой свободной манере? Один мальчик сказал: “Самый счастливый день – это когда вся наша семья собирается вместе”. Значит, нашим детям все же нужна семья?
Мы, продиагностировав семьи воспитанников нашей группы (полные и неполные семьи, неблагополучные и малообеспеченные, многодетные и семьи, в которых один ребенок), составили социологический портрет современной семьи. Так где же она: счастливая, полноценная семья, которая может поделиться опытом, стать примером для других? Нашли лишь три семьи, близких к “идеалу”, хотя у каждой из них есть свои трудности.
Нельзя не сказать о такой проблеме, как отдаленное проживание старшего поколения. В результате чего бабушка и дедушка становятся не такими близкими и родными. Реально они лишены возможности передавать детям и внукам свой жизненный опыт. А как нашим детям не хватает ласки! Кто раньше был самым добрым? Кто мог пожалеть, дать совет, почитать или рассказать сказку? Бабушка. Тихая, стеснительная Юля сказала: “У меня самая лучшая бабушка: она добрая и, когда запле6тает мне косы, то никуда не торопится, а гладит по голове и называет меня ласковыми словами”. Как, оказывается, мало нужно ребенку. Но порой в сумасшедшем ритме современной жизни родители не могут дать ребенку и этого – минуту доброты и внимания.
Мы провели обследование наших воспитанников, чтобы определить эмоциональное самочувствие детей в семье. Для этого использовали диагностическую игру “Почта”. Ребенку отводилась роль “почтальона”, разносящего адресатам письма. “Адресаты” - это члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры).Детям предлагалось 24 письма с оценочными сообщениями о разных оттенках семейных отношений. В большинстве случаев дети считают маму добрым человеком, скучают без нее, но при этом матери не играют с детьми (заняты по хозяйству или не считают нужным). В то же время радует, что дети не адресовали матерям письма явной нелюбви и равнодушия. В отношении отцов картина другая: папы чаще сердятся на детей, применяют физические наказания. 12% мальчиков сказали, что хотят быть похожими на отца, но только в том случае, если он не пьяный. Только трое детей назвали отца добрым человеком.
Дети очень любят бабушек и дедушек, однако не хотят быть похожими на них, несмотря на то, что дарят им свою любовь. С братьями и сестрами малыши играют, считают их веселыми, но и чаще ссорятся, ревнуя к родителям. Дети из неблагополучных семей часто уходили от ситуации выбора. Например: “Мне расхотелось играть с письмами”.
Такая ситуация в семьях воспитанников заставила нас задуматься о том, как помочь детям и их родителям достичь взаимопонимания, обрести хотя бы относительный мир в семье, как вместе с родителями научить малыша гордиться своей фамилией и прошлым своей семьи. Для этого мы предприняли множество шагов, а начали с такого объявления: “Уважаемые родители! В 2008 году работа нашей группы будет вестись под девизом: “Семья!.. Как много в этом слове!” Мы разработали план мероприятий, который помог нем ближе познакомиться с семьями воспитанников, найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Главное мероприятие – Семейный праздник, который поможет объединить детей и родителей в выходной день. На празднике работает ярмарка –распродажа ( в том числе детских вещей), выставка совместных поделок детей и взрослых. В культурной программе участвуют как дети, та к и взрослые. Семьи победителей получают сладкие призы. Заканчивается такой праздник чаепитием, на котором родители могут пообщаться друг с другом. Такие праздники можно проводить раз в месяц. На них ни один ребенок не чувствует себя одиноким, даже если его семья неполная, потому что для участия в играх приглашаются не только семьи, но и папа из одной семьи, а мама из другой. Главное же то, что все сидящие в зале становятся одной большой семьей.
Помимо семейных праздников, мы проводили в нашей группе декаду семьи. Центральным ее событием является составление семейной истории, которую пишет каждый ребенок. Это большая работа, которую дети могут выполнить только с помощью взрослых членов семьи. Дети собирали материал о своих родных и близких, среди которых фотоархив, сама история, рассказанная ребенком со слов родителей, ромашка имен – “Как меня называют дома”, генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребенок рассказывал о своей семье и у каждого осталась на память небольшая самодельная книжка “История моей семьи”. Сами эти книжки стали семейной реликвией, а иногда и первым более или менее полным изложением истории данной семьи. Составляя историю семьи ребенок не только пересказал все, что он знал от взрослых, но и пропустил через себя. Это развило в детях потребность в уважительном отношении к памяти своих прабабушек и прадедушек. Ребята смогли поделиться друг с другом самым запомнившимся.
Следующим шагом в работе с семьями детей стала организация работы Семейного консультационного пункта. Прием вели социальный педагог, психолог, логопед, врачи. Перед консультацией заполнялись документы, дающие общие представления о ребенке, его родителях, о возникших трудностях в воспитании ребенка. Специалисты давали рекомендации родителям и нам, воспитателям, работающим с данным ребенком. Обязателен второй и далее прием, то есть ребенок оставался под пристальным вниманием всех специалистов, работающих с ним.
Хороший результат дала специальная групповая работа с родителями. Ее основная задача –помощь в решении проблем, возникающих при воспитании ребенка, оказание поддержки родителям, столкнувшимся с трудностями в отношениях с детьми, просветительская деятельность. Проведение собраний – тренингов с различной тематикой является наиболее удачной формой такой работы. Темами таких встреч были: “Роль отца в воспитании ребенка”, “Влияние повторного брака матери на ее взаимоотношения с ребенком”, “Застенчивый ребенок. Что делать?” Такие собрания не были многочисленными (присутствовало 8-10 человек), но именно в узком кругу лучше обсудить возникшую проблему и посоветоваться не только с опытным специалистом, но и друг с другом. Родители получают возможность поделиться проблемами, увидеть сходные трудности в жизни других людей – а значит, понять, что их случай не уникален, что до них другие сталкивались с такими проблемами – и решали их. Это очень важно для родителей, испытывающих неуверенность, столкнувшихся с безвыходной, по их мнению, ситуацией.
Взаимная поддержка и помощь родителей продолжаются за пределами тренинговой работы и так же положительно влияют на отношения в семьях.