Презентацияция Трудности обучения письму и чтению в начальной школе


«Письмо должно быть осмысленно для ребёнка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную , необходимую для ребёнка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребёнка не как привычки руки и пальцев.» Выготский Л.С.Трудности обучения письму и чтению в начальной школе Причины трудностей Факторы Внешние (экзогенные) Смешанные(комплексные) Внутренние(эндогенные) Внешние факторы ЭкологическиеСоциальныеСоциокультурныеШкольные факторы риска- стресс- интенсивность учебного процесса- неадекватность требований и отметок Смешанные факторы Первичная неграмотностьФункциональная неграмотностьОсобые группы рискачасто болеющие детимедлительные детигиперактивные детилеворукие детидети из социально неблагополучных семей Уровни формирования навыков чтения1-й уровень — элементарного чтения:— Безошибочная дифференцировка буквенных знаков.— Безошибочное чтение слов.— Понимание смысла слов.— Понимание смысла предложения. 2-й уровень — грамотного чтения вслух:— Понимание общего содержания текста.— Умение выделять главную мысль текста.— Понимание связанности и последовательности событий.— Умение находить заданную информацию.— Умение пересказать информацию. 3-й уровень — грамотного чтения про себя:— Понимание общего содержания текста.— Умение выделять главную мысль.— Понимание связанности и последовательности событий.— Умение находить заданную информацию.— Умение пересказать содержание. 4-й уровень — грамотного читателя— Понимание связи информации.— Рефлексия по поводу содержания текста.— Рефлексия по поводу формы текста.— Осмысление и анализ текста. Трудности обучения -> Первичная неграмотность -> Функциональная неграмотность Внутренние факторы ГенетическиеНарушения пре- и постнатального развитияНарушения нейросенсорного развитиядисфункции мозганесформированность коры головного мозгавозрастная несформированность познавательного развития Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Медлительный ребёнок – это особенность организации высшей нервной деятельности, определяющие темп и скорость движений, письма, чтения.Торопить, подгонять такого ребёнка не только бесполезно, но и вредно.Отрицательно сказывается ограничение времени на отдых, поскольку не успевает сделать задания на уроках.Свойственна трудность быстрого переключения на новый вид деятельности. Все школьные нагрузки утомительны. После школы лучше быть дома в спокойной обстановке. Продлёнка – не для медлительных детей. Особая трудность «что и как писать» возникает в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с другой деятельности.Мы не имеем права требовать от ребёнка читать намного быстрее, чем он может. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей. Гиперактивность – это повышенная, чрезмерная активность детей, которая сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивности. Для того, чтобы родители имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведём классическое описание этих симптомов. Симптомы невнимательности:недостаточно внимателен к деталям;с трудом удерживает внимание;как бы не слушает говорящего;не может довести дело до конца;с трудом организует свою деятельность;избегает выполнения задания;теряет предметы;отвлекается на внешние раздражители;всё забывает. Симптомы гиперактивности:дрыгает руками или ногами, крутится;не может усидеть на месте, когда это требуется;чрезмерно разговорчив;носится или лезет куда – либо, когда это не разрешается;с трудом может тихо играть;всегда «заведён», «как будто внутри мотор». Симптомы импульсивности:выпаливает ответы;чрезмерно разговорчив;с трудом дожидается своей очереди;прерывает других;вмешивается в чужой разговор.У гиперактивных детей эти симптомы постоянны. Нарушения концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности. 1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.2.Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.3.Легко отвлекается на посторонние стимулы.4.С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)5.На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.6.При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).7.С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.8.Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.9.Не может играть тихо, спокойно.10.Болтливый.11.Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).12.Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.13.Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)14.Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений. Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубость, унижение, злость.3. Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.4. Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.5. Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас. 6. Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.7. Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.8. Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».9. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.10. Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы. Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком. Они должны соблюдать основные правила:Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.Начинать занятия следует с 10 -15 минут.Начинать занятия с игровых упражнений. Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление. Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.