Внеклассное мероприятие по русскому языку Глубины родного слова (для учащихся средних классов и их родителей)

Сценарий интеллектуально-познавательного мероприятия
Викторина «Глубины родного слова»
7 класс







Составитель: Ванюкова Вера Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
стаж 15 лет
























Ижевск, 2017 год. Пояснительная записка

Идея данного мероприятия заключается в привлечении родителей в совместное с детьми изучение родного языка, так как во время игры они в непринужденной форме смогут проявить свои знания и умения в области русского языка.
Цель: расширение знаний о родном языке.
Задачи:
Способствовать развитию умственных качеств: внимания, памяти, сообразительности, умения мыслить логически.
Создать условия для развития умения действовать коллективно, самостоятельно.
Создать благоприятный эмоциональный фон при активном участии родителей.
Викторина может быть проведена в учебном кабинете. Единственным условием реализации является наличие учебных столов и листов-бланков для заполнения командами (приложение 1-4) и членами жюри (приложение 5). Состав команд и жюри (смешанный: дети и родители) определяется путем жеребьевки.

Литературный сценарий мероприятия

1.Приветствие. Наша викторина – это командная игра, где бок о бок будут бороться за победу дети и родители. Наш конкурс поможет взрослым вновь почувствовать себя школьниками, а ребятам – показать свои знания, проявить компетентность в вопросах русского языка.

2.Жеребьевка. Все участники мероприятия делятся на 4 команды + 3 человека – жюри. Выбор командой названия.

3.Настрой на игру. А знаете ли вы, какие прекрасные стихи во все времена создавались о русском языке? Одно из них как будто специально написано для нас – тех, кто постигает глубины родного слова.
СЕРГЕЙ СКАЧКО
ЯЗЫК
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

Итак, вперед! К постижению родного русского слова!

4.Конкурс 1 – Разминка.
Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас, чтобы немного размяться, мы будем их вспоминать. (Зачитываю начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)
1.Что посеешь, (то и пожнешь).
2.Без труда (не вынешь и рыбку из пруда).
3.Кончил дело – (гуляй смело).
4.Волков бояться – (в лес не ходить).
5.С кем поведешься – (от того и наберешься).
6.Как аукнется – (так и откликнется).
7.За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь).
8.Тяжело в учении – (легко в бою)
9.Любишь кататься - (люби и саночки возить).
А теперь вопрос на внимательность: какая часть речи встречалась в этих пословицах чаще других?

5. Конкурс 2 «Фонетический». Каждая команда получает по одному теоретическому вопросу. За верный ответ – 2 балла.
1. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? Дайте научное определение этому разделу.
2. Докажите примерами, что в русском языке ударение может падать на любой слог.
3. Найти слово, в котором есть звук [ с ]:
просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть.
4. Какие буквы могут обозначать 2 звука, а какие вообще не обозначают звука?

6. Конкурс 3 «Остров Антиподов».
Мы, как предполагала о себе наша любимая героиня Алиса, попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: Стоит против люка в светлице сухой. Да, она означает: Сижу за решеткой в темнице сырой.
Наши команды сейчас займутся переводом на русский язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.
Раздаю карточки с заданием. На выполнение задания дается 2 минуты. За каждый правильный ответ – 2 балла.
1-ой команде.
С бездельем утопишь слона в поле. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2.Идет юноша из светлицы и хвост под домом. Сидит девица в темнице, а коса на улице
2-ой команде.
1.Безделью сутки, а играем минутку. Делу время, а потехе час
2.Безделье любителя пугает. Дело мастера боится
3-ей команде.
1.Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
2.Расслабься, стенки растворяются! Осторожно, двери закрываются
4-ой команде.
1. Упала тыква, можно выплюнуть. Висит груша, нельзя скушать.
2.Чашка сахара около тарелки соли. Ложка дегтя в бочке меда
А теперь – вопрос на засыпку. Та команда, которая переведет эту известную фразу на русский язык первой, получит 3 балла. Но: внимание! Команде будет дано право ответить только один раз!
Некоторые жертвы могут догадаться, откуда прыгают ёжики.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

7. Конкурс 4 «Слова-змейки».
На листах - слово СОМ. Задача команд – записать по цепочке слова (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. Например: дом-молоко-окно Время выполнения задания – 3 минуты, после истечения которых слова будут подсчитаны. И за каждое из них команда получит 1 балл. Итак, время пошло.

8. Конкурс 5 «Собери слова».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл. Задание выдается на карточках.
1-ой команде.
Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)
2-ой команде.
Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)
3-ей команде.
Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)
4-ой команде.
Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)



9. Конкурс 6 «Словообразовательный»
От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка
Исходное слово дается на карточках: ГОВОР.


10. Конкурс 7 «Блиц-опрос»
Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)
2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антоним)
3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)
4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
6. Часть слова без окончания. (Основа)
7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
9. Сколько букв в русском алфавите? (33)
10. Раздел русского языка, изучающий звуки речи. (Фонетика)
11. Часть речи, обозначающая действие или состояние. (Глагол)
12.Слово маленький по отношению к слову крохотный. (Синоним)

11. Впечатления участников от игры.

12. Слово жюри. Подведение итогов и награждение.

13. Финальные слова.
А закончить урок я хочу словами поэта А.Прокофьева:
Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык, - не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет землю,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в дальние страны,
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык! Словно горы и воздух,
Словно огни городов и селений.
Русский язык! В нем как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений.
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений.



Дополнительные вопросы (на случай заминки)

Как правильно сказать?
У рыб нет зуб.
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
Ответ: У рыб есть зубы.
Какую строчку не может прочитать ни один учёный?
Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Ответ: Суббота
Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?
Ответ: Именительный падеж
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)
Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон)
Назовите слова, в которых подряд идут 3 буквы Е (длинношеее, змееед).
Назовите 3 русских слова, которые заканчиваются на СО (мясо, просо, колесо).

Список литературы:

Иванова В., Потиха З., Розенталь Д. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. - Л.: Просвещение, 1995.
Семенова Е. (сост.). Занимательная грамматика. - М.: "Омега", 1995.
Шкатова Л. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М.: Просвещение, 1989.
Лучшие Идеи для Веселой Компании. Игры, розыгрыши, конкурсы: материалы сети Интернет.



Приложение 1

1 команда.
1.С бездельем утопишь слона в поле.
2.Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

________________________________________________________

2 команда.
1.Безделью сутки, а играем минутку.
2.Безделье любителя пугает.

________________________________________________________

3 команда.
1.Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.
2.Расслабься, стенки растворяются!
_________________________________________________________

4 команда.
1. Упала тыква, можно выплюнуть.
2.Чашка сахара около тарелки соли.
______________________________________________________________

Приложение 2

Сом -
Приложение 3

1 команда.
Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ
__________________________________________________

2 команда.
Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ
___________________________________________________

3 команда.
Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА
___________________________________________________

4 команда.
Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ
__________________________________________________

Приложение 4







Приложение 5
Протокол результатов викторины «Глубины родного слова»
конкурс
команды


1
2
3
4

1.Разминка.





2.«Фонетический»





3. «Остров Антиподов»





4. «Слова-змейки»





5. «Собери слова»





6.«Словообразовательный»





7. «Блиц-опрос»






Итого





Место







Arial Black§ђ Заголовок 1 Заголовок 515