Выступление на родительском собрании по теме: Ответственность родителей за воспитание детей

Общешкольное родительское собрание
«Ответственность родителей за воспитание и обучение детей»

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому.
(слайд 2)
П.И.Пидкасистый


Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети будут участниками исторического процесса в разных качествах, они будут отцами и матерями, они будут воспитателями своих детей. Но и это не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.
Конституция РФ говорит о том, что родители ответственны за воспитание и обучение детей, не школа, не общественность, не друзья и приятели отвечают за воспитание детей, а родители.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%. (слайд 3)
Какие качества и для чего мы должны воспитывать в детях?
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежа; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной» - писал Н.Г.Чернышевский.
В жизни семьи нельзя выделить детали, которые воспитывают и которые стоят в стороне от воспитания; в воспитании важно все – дисциплина семьи и родительский авторитет, игра, пища, одежда, отношение членов семьи друг к другу, общение, отношение к труду, к прекрасному вокруг нас и т.д. Все это очень важные отделы воспитания, но надо иметь в виду, что все без исключения детали могут дать как положительный, так и отрицательный эффект. Можно сколько угодно требовать от ребенка исполнения ваших требований, если взрослые не исполнительны сами – ребенок исполнительным не будет. Если родители сквернословят, если такое обращение в среде взрослых считается нормальным, то и дети будут сквернословить.
В воспитании есть некоторые принципы, забывать о которых не следует. Прежде всего, надо обратить внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с раннего детства – вовсе не такое трудное дело и при желании и целеустремленности родителей в этом вопросе, посильное и даже интересное, приятное, радостное. Совсем другое – перевоспитание. Если вы что-то не учли, просмотрели, не обратили внимание, а бывает и упустили что-то, поленились – придется многое переделывать, исправлять, а это дело нелегкое, требующее значительно больше знаний, терпения, сил, времени, и не у каждого родителя все это найдется. И поэтому часто бывает, что семья уже не в силах справиться с этими проблемами. Чем же это кончается? Мы все свидетели того, как много молодежи, детей неуправляемы – не учатся, не работают, становятся бомжами, а если ими не стали, то только потому, что стали управлять родителями, диктуют им свои требования, а родители беспрекословно им подчиняются. В большинстве семей дети имеют все, что потребуют: одежду, обувь, мотоциклы, мобильные телефоны, компьютеры и т.д., но редко кто просит хорошую, нужную книгу. Присмотритесь повнимательней к запросам ваших детей, к их увлечениям, к друзьям и их времяпровождению и постарайтесь сделать анализ воспитательного воздействия вас на детей, критически отнеситесь к методам вашего воспитания.
Вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель. Родители не имеют права отмахиваться от вопросов воспитания, считать воспитание делом пустым и ненужным. Почему сшить плохо, связать плохо, брак на работе – стыдно, а плохо воспитывать разве не стыдно. Ведь в таком случае вы поставляете обществу плохих, ненужных, а иногда и вредных людей.
Все, что совершается в стране, крае, районе и т.д., хорошего и не совсем, должно приходить к вашим детям через вас и, естественно, ваше лицо должно быть положительным, чтобы ребенок мог гордиться вами, а не вашей одеждой, автомобилем или роскошной квартирой. Важно свой авторитет не потерять как можно дольше, чтобы в вас видели ваши дети хорошего советчика, друга, а не только кредитора. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы говорите о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок замечает, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями. И если вы дома грубы, хвастливы, оскорбляете людей, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!
Где гарантия, что из теперешних детей не вырастут люди «без царя в голове», без уважения к себе и другим. Через 5-6 лет это уже будет видно, когда в некоторые семьи войдут матерями девушки, воспитанные в презрении к печной и пеленочной квалификации, и главами семей станут мальчики, не знающие, что им надо от жизни и как добывать себе и семье средства к существованию. Не надо выставлять виновником школу. Школа до сих пор учит на примерах прекрасного, а дома?.. Телевизор, видео, где порнография, секс, насилие и т.д.
Вопросы родительского авторитета, дисциплины в семье, свободы в семейном коллективе в старое время разрешались при помощи пятой Заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо ти будет, и долголетен будети на земли». Заповедь правильно отражала отношения в семье. Почитание родителей действительно сопровождалось получением положительных благ. В современной семье иначе. Нет пятой Заповеди, нет уважения детей к взрослым, нет поощрений – одни подачки. Родители откупаются от детей, лишь бы дети не мешали им делать свои дела. Дети растут безответственными, циничными, грубыми, ленивыми. Не думайте, что со временем они станут другими. Не надо никого винить, не надо ни на кого кивать. Этот человеческий материал поставлен родителями, сделан ими по своему образу и подобию.
«Людей нужно заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево». Обратите внимание: плодовое. Садовник научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее. Он вносит в нее свои коррективы и его прикосновение не что иное, как перестановка сил. Воспитание – это тоже внесение коррективов, и вносить их необходимо вдумчиво, умело, смело, постоянно и по-доброму.
Кто же в семье главный воспитатель – отец или мать? Правильно будет ответить – оба. В одном социологическом исследовании родителям был задан вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» Ответы сгруппированы так:
- на матери – 50%
- на отце и матери в равной степени – 42%
- на отце – 7%
- на других членах семьи – 1%
Как видим, крен далеко не в пользу мужчин. Мужчину в семьях воспитывает женщина (71%). Может ли она научить его быть мужчиной в жизни? – Никогда. Феминизация современного общества дает плоды воспитания: юноши, мальчики слабосильны, ленивы, не могут постоять за себя, не видят перспектив впереди; девочки – агрессивны, циничны, предприимчивы.
Сказывается ли на успеваемости школьников степень участия родителей в семейном воспитании? Почти 70% неуспевающих – из семей, где воспитание лежит на матери; 60% учащихся, которые успевают хорошо и отлично, из семей, где мать и отец совместно занимаются воспитанием детей.
Уровень образования родителей в нашем обществе высок, а уровень педагогической подготовленности крайне низок. Родители работу с детьми ведут сначала эпизодически, потом, когда учитель что-то скажет о ребенке, а потом – никогда. А что я сделаю? Почему? Потому, что родители не знают действительно, что делать. На вопрос анкеты: «Что мешает правильно воспитывать детей?» почти каждый второй родитель ответил: «Недостаток педагогических знаний». Значит, надо учиться воспитывать: советоваться, не скрывать своих промахов, не заниматься самоуспокоением, почаще приходить в школу.
Конструктивная деятельность родителей заключается, прежде всего, в проектировании личности ребенка, в определении цели воспитания, в выборе форм и методов воспитания. Эти проекты реализуются на практике, включая организацию жизни и занятий детей, организацию жизни и отдыха своей собственной и всей семьи, организацию общения и установление отношений в семье и с обществом.
Если родители не только знают, но и часто анализируют и вносят коррективы в свою воспитательную работу, они успешно найдут верный подход к детям.
Вашему вниманию хочу предложить ряд статей об ответственности ваших детей и вас (как законных представителях) (слайды 4-10).
Мое выступление хочу закончить стихотворением, которое называется «Берегите детей».(слайд 11)





























Общешкольное родительское собрание
«Ответственность родителей за воспитание детей»











Подготовила
учитель математики- Родная Н.А.











2015 год

15