Отчет ВКаково стартовое состояние моей школы?.


Каково стартовое состояние моей школы?
Понимая необходимость внедрения изменений в процесс преподавания и обучения в своей школе, я прибыла на практику. Первоначальным этапом процесса преобразований в школе является объективное оценивание состояния школы с целью разработки и внедрения изменений, соответствующей специфике моей школы. Поэтому
свою практику в школе начала с беседы с администрацией школы.
Кроме меня, на курсах 1 уровня в г.Талдыкоргане, но в другой группе, обучалась и учительница английского языка нашей школы. Прибыли на практику мы в одно время. И чтобы согласовать свои действия, мы вместе зашли к директору школы. Цель беседы заключалась в Встреча с директором необходимости объяснения принципов прохождения практики в школе, ознакомлении с черновыми вариантами Плана развития школы, составленными нами перед прохождением практики. Директор нашей школы прошла курсы повышения квалификации для руководителей школ в городе Астане. Поэтому с полным пониманием отнеслась к нам. Порекомендовала хорошие анкеты и опросники для родителей и учеников. -38102794000Мы согласовали с ней даты проведения коучингов. Познакомились с Планом учебно-воспитательной работы на новый учебный год, в частности с разделом «Анализ учебно-методической работы за прошлый учебный год» и Планом развития школы, включенным в общий план работы школы.
Миссией школы является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания.
Основным условием развития школы является сочетание педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации школьников. Уделяется внимание на повышение уровня научно - теоретической подготовки и мастерства учителей. План развития носит циклический характер. В его разработке участвует команда лидеров. Охватывает как учебную, так и внеурочную работу. Определяются научно- методические темы. Определяются этапы работ, создаются проблемные и творческие группы. Подготавливаются рекомендации тем самообразования. Проводятся менторинги. Разрабатывается темы, вопросы, и заданий для коучинга и тренинга. Проводится индивидуальные и групповые консультации. Организовывается работа по Исследованию урока. Определяются интересы и возможности педагогического коллектива. Проводится практическое обучения учителей, классных руководителей по использованию рекомендаций апробации новых приемов и методов. Эвалюацией является сбор обработанной информации (членами администрации, руководителями МО). Обработка информации для дальнейшего управления - мониторинга. Принятие конкретных решений и разработка конкретных рекомендаций на основе полученной информации. Реализация плана мероприятий (открытое мероприятие, подготовленные членами проблемной группы, творческие отчеты учителей, собеседование с учащимися, научно-методический семинар).
Теперь мне предстояло собрать инициативную группу. Для этого я побеседовала с учителями, прошедшими уровневые курсы; они высказались о готовности оказать мне поддержку. Затем я написала объявление для других учителей с приглашением в свою команду. В объявлении отразила тему своего первоначального ПРШ. В назначенное время пришло на первое заседание в неформальной обстановке 6 человек: 4 человека, прошедших уровневые курсы и 2 человека, заинтересованных, с активной жизненной позицией. Я познакомила команду с моим черновым Планом развития школы на 6 недель. Мы распределили роли в команде, для начала только по сбору информации. В качестве коуча согласилась работать со мной учитель казахского языка в русских классах Г.Ж, она прошла курсы 2 уровня.
171453814582Анкета для учителей
00Анкета для учителей
С целью определения стартовых позиций и выявления типа школы, мы начали активно работать над мониторингом состояния преподавания и над оценкой уровня профессиональной компетентности учителей. Оценка проводилась по критериям: квалификация, профессионализм, продуктивность, умение проектировать образовательный процесс, умение создавать для каждого ребенка условия для развития, умение применять новые подходы в обучении школьников и умение проводить педагогический анализ результатов своего труда. Для начала провели анкетирование учителей. В анкетировании приняло участие 48 учителей-предметников 5-9 классов. Ведь именно в этих классах работает основная масса учителей и учится основная масса учащихся. То есть в анкетировании участвовала основная масса и учителей, и учеников.152406392545 Преимущества анкетирования в простоте проведения, в большем охвате участников и возможности задать большое количество вопросов по исследуемому вопросу. К недостаткам анкетирования можно отнести формальное отношение респондентов, сложность обработки. Причины применения анкетирования - дают возможность к привлечению большего количества людей количества людей и сэкономить время.
По результатам оценки методологической и методической культуры педагогов - 92% учителей являются лидерами обучения в классе. 83% по ведению стратегического развития школы. 12% учителей успешно проводят внешние курсы по наставничеству и коучингу, являясь руководителями МШМО (межшкольного МО) и внештатными лекторами Алматинского областного института повышения квалификации.
Оценка готовности учителей к организации УВП в контексте международного опыта показывает, что учителя активно применяют на уроках новые подходы в обучении. Увеличилось число уроков, проводимых с использованием ИКТ. Совместно с инициативной группой, провели анализ эффективности внедряемых изменений. Учителям была предложена анкета по самооценке своих личностных качеств. Анализ анкет показал, что 86% учителей проявляют заинтересованность результатами коллективной работы, 92% ответили, что готовы к работе в группе, имеют активную жизненную позицию 97% и 97% умеют регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками образовательного процесса . 94% учителей отметили, что отличаются ответственностью и трудолюбием. Уровневые курсы прошли 16 педагогов. Из них 2 учителя курсы 1 уровня, 2 учителя – 2 уровень, 12 учителей – 3 уровень. Эти данные свидетельствуют о том, что в школе работает достаточно квалифицированный педагогический коллектив, способный обеспечить достаточный уровень обучения, создать условия для индивидуального развития учеников.
Оценка профессионализма учителей школы

Наши педагоги имеют возможность совместно с коллегами планировать, разрабатывать, реализовывать, управлять учебной средой. Персоналу предоставляется возможность выполнять лидирующие функции. Осуществляется это через методические объединения учителей-предметников и действия учителей, окончивших уровневые курсы. В школе созданы сетевые сообщества учителей - лингвистов и учителей естественно-научного цикла. Руководят ими сертифицированные учителя 1 уровня. Они выступают в качестве инициаторов проведения изменений в процесс обучения.
Учителя нашей школы подвергают собственную практику процессам переосмысления и исследования, не исключая использования различных форм повышения квалификации. В школе используется широкий диапазон методических способов и приемов. Учителя с пониманием относятся друг к другу, не опасаясь различного характера проблем. Установлена практика неформального взаимопосещения уроков, с целью обмена идеями и имеющимися ресурсами. Преобладает коллективная ответственность за работу молодых, начинающих учителей, это те учителя, которые прошли курсы или учителя со стажем. Они делятся своими знаниями, и хотят всех потянуть за собой. Из этого можно сделать вывод, что в нашей школе имеются характерные черты двух типов: углубление знаний и их индивидуализация, а также углубление, обобщение и популяризация знаний.
В процессе обучения рассматривался перечень и характер навыков, необходимых ученикам для достижения успешности в 21-м веке, с целью определения типа ученика, для расстановки приоритетов в работе. Для этого провели анкетирование, налюдения, опрос. Отвечая на вопросы определились типы отрицающих-10%, равнодушных-5%, принимающих-55% и воздействуюших- 30%.

Для того, чтобы наши ученики соответствовали категории воздействующих учеников, нам необходимо научить учеников к организаторской работе, определению и планированию перспектив, к обсуждению с учителями проблем в процессах преподавания и обучения и оказании друг другу помощи. В анкетировании приняли участие с 5 по 9 классы, всего 220 учеников. В анкетах учащиеся дали положительные ответы на вопросы : научили ли тебя учителя в школе читать дополнительную литературу по учебным предметам,анализировать прочитанное, обосновыватьсвое мнение; им нравится работать в группе; нравиться учиться по новым технологиям; нравится атмосфера в классе и школе; согласны с оценками, которые выставляют учителя за их работу; научились оценивать себя и других; использование учителями современных педагогических технологии и методик способствует в их успешности в обществе(карьере) в будущем; ученики стремятся узнать больше, чем требует учитель; научились обобщать результаты своей позновательной деятельности в различных формах (эссе, портфолио и т.д.); результаты учебы улучшаются, если учитель увлечен своим предметом и вызывает интерес к нему, имеет индивидуальный подход к каждому ученику; строгий учитель, жестко контролирующий учеников, держащий учеников всех в страхе, добьется больших результатов в обучении учащихся. Не довольны тем как выставляются оценки учителями 5% учащихся. 9% не нравится учиться по новым технологиям. 5% не научились оценивать себя и других. Остальные респонденты ответили на эти вопросы положительно. Для улучшения этих явлений необходимо в школе совершенствовать систему процесса оценивания.
Как заместитель директора, в конце прошлого учебного года я проанализировала и КЗУН по классам.Анализ показал, что показатели качества знаний в 5-9 классах ниже показателей всей школы. Особенно качество знаний низкое в 7В и 8В, это нынешние 8В и 9В классы.
5251452794000
Поэтому вместе с членами инициативной группы я провела беседы с учителями – предметниками этих классов, интервью с самими учащимися этих классов, посетила родительские собрания, провела анкетирование с ними.
Преимущества бесед в том, что с их помощью можно установить тесный контакт с участниками учебного процесса, и непринужденной и неформальной обстановке выявить существующие проблемы. Интервьюирование учащихся также момогает выявлению новых, ранее не рассматриваемых проблем.Но недостатком может послужить некоторый психологический дикомфорт участника интервью.
Также я проводила наблюдение на уроках в классах с низким качеством знаний.Наблюдение помогает оценить реальное положение вещей, психологический климат в классе, отношение учителя к ученикам и наоборот, дисциплину на уроке, определения стиля преподавания учителя и т.д. Причем наблюдение за одним классом я вела сразу на нескольких уроках подряд, что позволило мне сравнить отношение учеников к разным предметам и отношение разных учителей к данному классу.
39992302380615Интервью с учениками
020000Интервью с учениками
3883660108839000 Наблюдения, беседы и анкетирование показали, что в этих классах около 8%учителей вообще не проверяют домашнее задание, не посещают уроки коллег и не составляют отзывы об их работе. Эту работу осуществляют ежемесячно только 33% учителей. Работают как команда в одном и том же классе только 56% учителей. 12% учителей работают сами по себе и их совершенно не волнует, что там делают другие. Поэтому надо обратить внимание на формирование командных отношений в профессиональной деятельности. В школе уделяется большое внимание обсуждению деятельности учеников и обеспечению единых стандартов – 72% учителей именно это и утверждают. А вот по мнению учеников единых требований учителя не придерживаются. Необходимо продумать вопрос о привлечении учителей к профессиональной обучающей деятельности (например, контроль за работой команды по выполнению единых требований к образовательной деятельности). Наблюдения показывают удовлетворенность учителей своей работой. При этом 25% педагогов отмечают трудности в подходах к ученику и 21% недовольны активностью учащихся, 12% считают, что учителя не пользуются уважением. Развитие лидерских качеств учителей, создание доверительной атмосферы в школе поможет преодолеть названные выше барьеры в педагогической практике. Из всего этого можно сделать следующие выводы:в классах с низким качеством знаний ученики редко отстаивают свою точку зрения; не пишут эссе, в которых могли бы описать свои чувства, мысли и рассуждения; не создают материалы, которые будут использоваться кем-то другим (например кроссворды, презентации, макеты и др.), учащиеся редко работают в группах по способностям; ученики практически не работают над проектами; у учащихся отсутствуют лидерские качества, потому что они не участвуют в подготовке планов классных мероприятий или тем.
В школе за прошлый учебный год проведена большая подготовительная работа по развитию лидерства как среди учителей, так и среди учащихся. Мнения учеников и родителей в принятии решений принципиальных изменений в практику работы школы учитываются через орган самоуправления учащихся и обсуждения на родительских собраниях. А также часто с учениками и родителями проводятся анкетирования с целью изучения их мнений по разным вопросам. Проведенные классными руководителями коучинги, повысили интерес к родительским собраниям и их посещаемость. Но основным способом взаимодействия по-прежнему остается привлечение родителей к организации досуга детей во внеурочное время. До сих пор не продуманы и не внедрены механизмы развития лидерства среди родителей. Родители по-прежнему являются пассивными участниками учебного процесса. Решить данный вопрос позволит включение родительской общественности во внутришкольный процесс развития и эвалюации. Это отражено в Учебно-воспитательном Плане школы, в частности в разделе анализа работы за прошлый учебный год.
С целью изучения мнения родителей о школе и учебном процессе, было проведено анкетироване и среди родителей.

Все родители считают, что на качество знаний ребенка влияет благоприятная обстановка в классе. И при этом 85% уверены, что обстановка в классе зависит от самого учителя, от его личностных качеств. Анкетирование показало насколько хорошо или плохо родители знают своих детей. Обострившиеся социальные проблемы оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители заняты вопросами обустройства быта, материального благополучия. Это видно из анкетирования. 21% родителей отметили, что их дети не делятся своими школьными впечатлениями, а 15% родителей затруднились ответить на вопрос, умеют ли их дети применять полученные знания в повседневной жизни. Из-за недостаточной информированности 22% родителей не уверены в том, что школа формирует активную жизненную позицию у детей.
По итогам аудита можно сделать следующие выводы: в школе имеются характерные черты двух типов: углубление знаний и их индивидуализация, а также углубление, обобщение и популяризация знаний; преобладает число принимающих и воздействующих учеников; основным способом взаимодействия школы с родителями по-прежнему остается привлечение их к организации досуга детей во внеурочное время.
И в то же время в 8-9 классах не всеми учителями уделяется внимание организации уроков с применением новых методов и подходов обучения; не все учителя умеют применять рефлексию профессиональной деятельности и учитывают ее в профессиональном саморазвитии; не продуманы механизмы развития лидерства среди родителей и совметной деятельности по улучшению качества обучения.

Использованная литература
1.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.Третье издание.Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015

Приложение № 1
Анкетирование учащихся 5-9 классов было проведено среди 220 учащихся из 427 , что составило 51%.
№ Ты об учителе в школе Да Нет Затрудняюсь ответить
1 Научили ли тебя учителя в школе читать дополнительную литературу по учебным предметам, анализировать прочитанное, обосновывать своё мнение? 94% 6% -
2 Тебе нравится учиться по новым технологиям? 79% 9% 12%
3 Считаешь ли ты, что использование учителями современных педагогических технологий и методик способствует твоей успешности в обществе (карьере) в будущем? 72% 14% 14%
4 Стремишься ли ты узнать больше, чем требует учитель? 79% 15% 6%
5 Нравится ли тебе работать в группе? 81% 12% 7%
6 Тебе нравится атмосфера в классе и школе? 77% 12% 11%
7 Согласен ли ты с оценками, которые выставляет учитель за твою работу на уроке? 89% 5% 6%
8 Научился ли ты оценивать себя и других? 89% 5% 6%
9 Научился ли ты обобщать результаты своей познавательной деятельности в различных формах (эссе, портфолио и т.д.)? 76% 6% 18%
10 Улучшаются ли твои результаты учёбы, если учитель увлечён своим предметом и вызывает интерес к нему, имеет индивидуальный подход к каждому ученику? 77% 16% 7%
11 Считаешь ли ты, что строгий учитель, жёстко контролирующий учеников, держащий всех в страхе, добьётся больших результатов в обучении учащихся? 56% 26% 18%

Анкета для родителей
Анкетирование родителей проводилось с учётом того, чтобы те знания, которые получают учащиеся 5-9 классов, помогли им успешно реализоваться в дальнейшей жизни.
Ответы родителей позволят определить, насколько комфортно чувствуют себя дети в школе, интересно ли им учиться, насколько они доверяют учителю, считают ли, что их успехи в будущем зависят от учителей, у которых они учатся.
Анкетирование проводилось в 5-9 класса. Приняли участие 35% родителей (122 анкеты).
Каким должен быть современный учитель. Да Нет Затрудняюсь ответить
1.Влияет ли благоприятная обстановка в классе на качество знаний вашего ребёнка? 98 % 2 % -
2. Как Вы думаете, влияют ли личностные качества учителя на результаты учёбы Вашего ребёнка? 85 % 10 % 5 %
3. Умеет ли Ваш ребёнок самостоятельно мыслить, высказывать собственное мнение и обосновывать его? 93 % 7 % -
4. Умеет ли Ваш ребёнок применять полученные знания в повседневной жизни? 85 % 7 % 8 %
5. Ваш ребёнок охотно делится своими школьными впечатлениями? 79 % 21 % -
6. Формируется ли в школе активная жизненная позиция Вашего ребёнка? 78 % 22 % -

На каждый из предложенных вопросов было предложено ответить «Да» или «Нет»:
Вопросы «Да» «Нет»:
1. Я владею информацией о преобразованиях, происходящих в школе 81% 19%
2. Преподавание в школе в последнее время качественно изменилось 78% 22%
3. Отношение моего ребёнка к учёбе изменилось, пропали тревожность и беспокойство. 71% 29 %
4. Взаимоотношения моего ребёнка с учителями школы стали более доброжелательными , полезными для него. 88% 12%
5. Меня чаще стали привлекать к решению вопросов, касающихся содержания обучения. 52% 48%
6. Мой ребёнок стал активнее участвовать в мероприятиях школы. 69% 31%
7. Мой ребёнок стал значительно реже говорить о том, что не понимает объяснений учителя на уроке 66% 34%
8. Мой ребёнок меньше стал уставать в школе 59% 41%
9. Результаты обучения моего ребёнка по многим предметам заметно повысилось 76% 24%
10. Мой ребёнок утверждает, что оценивание в классе стало более объективным 69% 31%
11. У моего ребёнка появилось больше друзей в классе. 76% 24%
12. Мой ребёнок стал больше читать дополнительную познавательную литературу по учебным предметам. 67% 33%
13. Мой ребёнок стал активнее участвовать в различных конференциях, в написании научных докладов по учебным предметам. 47% 53%
14. Мой ребёнок стал более любознательным и пытается помогать мне в решении жизненных вопросов. 78% 22%
15. Мой ребёнок выполняет домашнее задание с большей готовностью. 66% 34%

Анкеты для учителей
БЛОК 1
Самооценка методологической и методической культуры педагога
1.Уровень владения современными образовательными технологиями в преподавании учебного предмета Да Использую на практике Только теоретически Нет
1.1. Знаю различные современные образовательные технологии и методики, их сущность, алгоритм использования в образовательном процессе. 68% 18% 14% 1.2. Умею осуществлять оптимальный выбор образовательных технологий и методик в соответствии с условиями и спецификой деятельности школы и класса. 61% 28% 12% 1.3 Умею планировать и достигать гарантированного образовательного результата с использованием технологий и методик, выбранных в соответствии с условиями и спецификой деятельности школы и класса. 56% 27% 17% 1.4 Могу провести мониторинг эффективности использования в образовательном процессе применяемой образовательной технологии. 59% 24% 17% 1.5 Знаю различные методы и приёмы организации образовательного процесса, варьирую их в зависимости от педагогической ситуации. 69% 28% 3% 2. Уровень использования инноваций в образовательном процессе
2.1 Знаю содержание понятия «образовательные инновации» 69% 17% 14% 2.2 Умею осуществлять оптимальный выбор инновационных методических идей, новой литературы и иных источников информации в области своей компетенции и методики преподавания для построения современных занятий с учащимися. 58% 27% 15% 2.3 Использую инновационные методические идеи, новую литературу и иные источники информации для построения современных занятий с учащимися. 69% 28% 3% 2.4 Могу провести мониторинг эффективности использования в образовательном процессе инновационных методических идей. 69% 20% 11% 3. Уровень владения рефлексивными умениями
3.1 Знаю содержание понятия «рефлексия профессиональной деятельности», могу назвать её виды (формы, способы и др.) и осознанную значимость рефлексии для профессионального развития. 69% 20% 11% 3.2Умею при необходимости осуществлять рефлексию профессиональной деятельности. 56% 34% 10% 3.3 Осуществляю рефлексию профессиональной деятельности постоянно и учитываю её результаты в профессиональном саморазвитии 48% 36% 16% 4. Уровень методологической культуры
4.1 Использую желание и потребность заниматься исследовательской деятельностью в области обучения и воспитания. 69% - 20% 11%
4.2 Умею и способен (способна) участвовать в дискуссиях, аргументировать, отстаивать свою точку зрения по какому-либо спорному вопросу или педагогической проблеме. 68% 11% 21% 4.3Умею осуществлять обработку результатов педагогического эксперимента с помощью методов математической статистики и компьютерной техники. 68% 12% 4% 18%
БЛОК 2
Оценка готовности учителя к организации учебно-воспитательного процесса в контексте международного опыта в направлении формирования функциональной грамотности школьников
Вопросы На каждом уроке Часто Иногда Никогда
1.Как часто на Ваших уроках во время проведения экспериментов и исследований Ваши ученики читают дополнительные учебные материалы, делая самостоятельные выводы по прочитанному материалу? 45% 23% 32% 2. Как часто на Ваших уроках в классе учащиеся наблюдают за демонстрацией Ваших экспериментов или исследований? 49% 33% 12% 3. Как часто в самостоятельные и контрольные работы Вы включаете задания, требующие объяснения или обоснования? 54% 25% 21% 4. Как часто Вы встречаетесь для совместной работы со своими коллегами –учителями по планированию и подготовке учебных материалов? 39% 32% 29% БЛОК 3
Оценка личностных качеств педагога
Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
Проявляю заинтересованность результатами коллективной работы. 86% 14% Способен (на) к работе в группе. 92% 8% Готов к творческой и исследовательской работе. 65% 21% 14% Отличаюсь ответственностью и трудовой дисциплиной. 94% 6% 5. Имею активную жизненную позицию (инициативность, творчество, заинтересованное отношение к происходящему). 97% 3% 6. Я придерживаюсь норм педагогической этики. 86% 14% 7. Умею регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками образовательного процесса. 97% 3% 8. Сотрудничаю с родителями 78% 22% 9. Постоянно стремлюсь к расширению кругозора. 74% 21% 5% Анкета для учителей
1. Знаете ли Вы ключевые идеи трёх уровней программы повышения квалификации?
1) знаю обстоятельно 45%
2) знаю в общих чертах 41%
3) знаю обзорно
4) знаю частично 14%
5) не знаю.
2. Где Вы познакомились с информацией о сущности ключевых идей программы для руководителей?
1) на заседании педагогического/ методического совета школы 71%
2) в частной беседе с руководителем школы 14%
3) на сайте Центра педагогического мастерства 4%
4) от коллег из других школ 11%
5) не знаком (а) с официальной информацией
3. Можете ли Вы утверждать, что жизнедеятельность школы заметно преобразилась?
1) да, позитивные преобразования очевидны 60%
2) изменения произошли, но они не все позитивные 33%
3) изменения есть, но они незначительные 7%
4) изменений практически нет
5) изменений нет
4. Принимаете ли Вы лично участие в преобразованиях жизнедеятельности школы?
1) да, активно 59%
2) да, иногда 38%
3) нет, я против преобразований
4) нет, но хотелось бы 3%
5. Принимали ли Вы участие в разработке стратегического плана развития школы?
1) да 46%
2) не знаю, что он разрабатывался
3) нет, этим занималась специальная группа 36%
4) нет, но большая часть коллектива принимала участие 18%
5) нет, хотя было желание
6. Можно ли утверждать, что в Вашей школе приветствуется лидерство учителей?
1) да, с полной уверенностью 71%
2) да, но не всегда 11%
3) да, но лишь отдельных учителей 18%
4) нет, не приветствуется
7. Можно ли утверждать, что в Вашей школе приветствуется лидерство учеников?
1) да, с полной уверенностью 57%
2) да, но не всегда 25%
3) да, но лишь отдельных учеников 18%
4) нет, не приветствуется
Приложение №2


Анкета для учителей Анкета для родителей

Анкета для учителей Анкета для учеников

Сведения о педагогических кадрах моей школы