Технологическая карта урока по истории на тему Феодальная раздробленность



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Морозовская школа»







Технологическая карта урока

Предмет история Класс 6
Тема урока Феодальная раздробленность










Технологическую карту разработала - Дрюма Светлана Александровна, учитель истории


Технологическая карта урока

Предмет история Класс 6
Базовый учебник «История средних веков» Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. «Школа 2100» – М.: Баласс, 2013 г.
Тема урока Феодальная раздробленность
Цель урока по линиям развития личности:
1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях
На основании фактов сформировать представления о периоде феодальной раздробленности в Европе, о взаимоотношениях феодалов и королей. Закреплять умение использовать понятия: феод, феодал, вассал, натуральное хозяйство, феодальные отношения. Новые понятия: феодальная раздробленность, сословия.
3 ЛР. Историческое мышление.
Выделить причины и последствия феодальной раздробленности Европы, а также сохраняющиеся черты единства народов.
4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания отрицательных последствий феодальной раздробленности, сказавшихся на развитии страны.


Тип урока комбинированный
Необходимое оборудование мультимедийный проектор, атлас по истории средних веков, доска, тетради


Урок № 5. Феодальная раздробленность
Цели урока по линиям развития личности.
1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях
На основании фактов сформировать представления о периоде феодальной раздробленности в Европе, о взаимоотношениях феодалов и королей. Закреплять умение использовать понятия: феод, феодал, вассал, натуральное хозяйство, феодальные отношения. Новые понятия: феодальная раздробленность, сословия.
3 ЛР. Историческое мышление.
Выделить причины и последствия феодальной раздробленности Европы, а также сохраняющиеся черты единства народов.
4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Создать условия для осознания отрицательных последствий феодальной раздробленности, сказавшихся на развитии страны.
Обязательный минимум содержания
Политическая раздробленность.
План урока:
Проблема урока: Почему время с IX века считают периодом феодальной раздробленности, если в XI веке была восстановлена империя?
Поиск решения проблемы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формирование УУД

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Карл Великий пытался сделать всё возможное для сохранения своей империи. Правда, это ему удавалось с большим трудом – вассалы отказывались подчиняться королю. Что говорят об этом исторические документы?
Используются документ к § 3 на с. 48. И справочные сведения сравните приведённые в них факты. Слайд 2.
– Прочитайте документ середины IX века. О каком событии ведёт речь автор?

– Какую информацию мы можем найти в справочных сведениях и на карте слайда?


– В чём противоречие между документом и справочными сведениями?
– Какую проблему урока мы будем решать? Слайд 3.




Учащиеся отвечают на вопрос к документу.

Справочные сведения – говорят о том, что была создана Священная Римская империя.



– Почему время с IX века считают периодом феодальной раздробленности, если в XI веке была восстановлена империя?

Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.


Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).






II. Версии.
– Какие у вас будут предположения решения проблемы?

Предлагают свои версии, принимается любая.



III. Актуализация знаний.
–Вспомните, что такое феодальные отношения.
Слайд 4.

–Воспользуйтесь картой и укажите границы империи Карла Великого, вспомните, кем и когда она была создана. (Слайд 5)

Ученики выполняют задание слайда (в тетради, с. 16).




Ученики выполняют задание на карте.



IV. Планирование деятельности.
Слайд 6
– Чтобы ответить на главный вопрос
урока, что нам надо сделать?


– Прочитать параграф 3, найти факты, которые помогут объяснить причины этого.
Предлагают версии.


V. Поиск решения
– Используя первый пункт параграфа 3 учебника, определите, обсудите в парах, почему распадается империя Карла Великого. На работу даётся 2 мин.
Слайд 7.




– На какие части распалась империя Карла Великого? Какие государства образовались на месте империи? Какой вывод можно сделать? (Слайд 8)

– Но даже после распада у народов бывшей империи остались общие черты. Докажите, что, несмотря на государственную раздробленность, остальные сферы жизни общества оказались не затронуты.
Слайд 9.


– Найдите в тексте учебника определения сословия и выпишите его в тетрадь и выучите.



Слайд 10.
– Используя пункт 2 § 3, попробуйте составить определение: феодальная раздробленность – это Сравните ваши определения со словарём и запишите его в тетрадь.


·Работая в парах, используя пункт 2 § 3, докажите, что в Западной Европе – в Италии, Франции, Германии – наступил период феодальной раздробленности. На работу даётся 3 минуты. (Слайд 11.)

– Рассмотрите карту на с. 53. (Слайд 12.) Выполните задания к ней (на слайде указано только одно задание из размещённых на с. 53).

Слайд 13.
– Хотя не все территории Империи Карла Великого вошли в состав Священной Римской империи, владения всё равно оказались достаточно большими. Можно ли говорить о том, что было создано единое государство во главе с императором?
Ученики выполняют задание
В результате работы могут быть названы следующие причины:
1. Покорённые народы боролись за независимость.
2. Междоусобные войны между наследниками Карла.

Ученики выполняют задание по карте учебника на с. 50 и слайду.
– В IX веке империя Карла Великого распалась.

– Христианство, латинский язык, «семь свободных искусств», формирование сословий: духовенство, воины-землевладельцы, зависимые крестьяне.



Признаки феодальной раздробленности:
– феодалы сами собирали штрафы, налоги, осуществляли суд;
– земельное владение теперь передавали по наследству;
– перестали подчиняться королю, имели свою армию;
– натуральное хозяйство, слабые торговые связи между частями страны;
– феодалы чеканили свои монеты.








Определяют, какая часть империи Карла Великого вновь стала империей.


– Мы не можем говорить о единстве, т.к. феодалы, желая усилить свою власть, стремились к независимости.

Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

VI. Выражение решения проблемы.
– Как теперь мы можем ответить на проблему урока? (Слайд 13.)
– Какие гипотезы оказались верными?




Предлагают различные версии.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.


VII. Применение нового знания.
– На с. 17 в рабочей тетради выполните задания 4–6.
– Попробуйте объяснить разницу в понятиях «государственная раздробленность» и «феодальная раздробленность».

Выполняют задание.

Обсуждение в парах и обобщение информации для представления готового ответа.



VIII. Домашнее задание.

– Дома вам предстоит познакомиться с завоевателями, которые наводили ужас на Европу. Их внешний вид, жестокость, внезапные набеги заставляли содрогаться даже много повидавших европейцев. О том, кто они такие, вы прочитаете дома в § 4 и ответите на вопросы перед §, которые помогают готовиться к проверочной работе.


Не забудьте выучить определения сегодняшнего урока: феодальная раздробленность, сословия. При чтении домашнего параграфа, вы можете нарисовать рисунок по теме урока.



















Анализу конспекта урока № 5. Феодальная раздробленность ( 6 класс)

- Выбранная тема урока с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий довольно благоприятна т. к., на данном уроке развиваем регулятивные УУД это умение:
- Определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать деятельность в учебной ситуации;
Познавательные УУД:
- Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы);
- анализировать (выделять главное);
- определять понятия;
- обобщать, делать выводы;
- выделять причины и следствия;
- представлять информацию в разных формах (схема, таблица).
Коммуникативные УУД:
- Умение работать в парах;
- излагать своё мнение, аргументируя его;
- создавать устные и письменные тексты;
- использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные УУД
- оценивать свои и чужие поступки.
Место урока в изучаемой теме очень важно, т.к. процесс феодальной раздробленности закономерный процесс через который прошли, как правило, все страны Европы. Развивающий потенциал урока виден из подобранных заданий в технологической карте.
- Аргументация возможностей урока в развитии УУД видна с помощью примеров из конспекта урока ( например, – используя первый пункт параграфа 3 учебника, определите, обсудите в парах, почему распадается империя Карла Великого. На работу даётся 2 мин. Слайд 7. Задание для групповой работы обучающихся сформулировано таким образом, что ведет к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, формируется умение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения, умение работать в парах, создавать устные и письменные ответы).

- Анализ технологичности структуры урока позволяет сделать вывод, что, цели и задачи урока взаимосвязаны, разработаны критерии оценки результатов, целостность урока. Использованы: здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология сотрудничества, технология проблемного изучения.
- Учебный материал подобран соответственно возрастных особенностей учащихся, развиваются личностные УУД – умение оценивать свои и чужие поступки, присутствие научности через работу со словарём, справочными материалами, анализом документа.














15