Презентация Новые подходы учебно-воспитательного процесса в малокомплектной начальной школе


«НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» КГУ «Павловская начальная школа»Бексеитова Любовь Ивановна Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - ϶ᴛᴏ первая заповедь воспитания. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В.Л. Сухомлинский Малокомплектная школа (МКШ) по определению Закона РК «Об образовании» - общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. 1) небольшим количеством учеников;2) отсутствием параллельных классов;3) увеличением затрат на обучение одного ученика.4) неравномерной наполняемостью классов или отсутствием отдельных классов вовсе;5) наличием классов, где вместе обучаются дети – ученики разных возрастов;6) здесь работают один или два учителя; должности библиотекаря, завуча и другие не предусмотрены. Их функции выполняют учителя;7) учитель малокомплектной школы – не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки; 8) у большинства таких школ слабая материальная база.Малокомплектная школа отличается: Ученики должны научиться:• Сосредоточиваться на выполнении своего задания;• Не слушать объяснений учителя для другого класса;• Не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им;• Не слушать ответы учеников другого класса;• Моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.Класс-комплект: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Продолжительность,минКлассы242-3Организация работыОрганизация работы15-18Объяснение, первичное закрепление нового материала под руководством учителяСамостоятельная работа15-18Самостоятельная работаОбъяснение, первичное закрепление нового материала под руководством учителя3-5Подведение итогов. Задание на домПодведение итогов. Задание на домСтруктура урока в класс-комплекте: Плюсы для ученика:Доброжелательная атмосфера.Повышенное внимание учителя.Возможность сотрудничества с учителем.Неизбежный контроль.Плюсы для учителя:Интенсивное педагогическое общение.Знание психологии каждого ученика.Доверительные отношения с учениками.Полнота учебного контроля.Возможность диагностики причин затруднений у учащихся и своих ошибок.Индивидуализация учебной деятельности.Плюсы малокомплектной школы: Минусы для учителя:Ограниченная возможность использования фронтальных, групповых и коллективных форм урока.Зависимость от конкретных условий (не пришел сильный ученик весь план работы нужно менять «на ходу»).Минусы для ученика:Необходимость быть в постоянной готовности к ответу.Чрезмерная открытость учебной работы (нет возможности побыть наедине с самим собой).Неизбежный контроль. Минусы малокомплектной школы: «Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик сам волен набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько сможет их унести и сам оценивает, сколько богатства он приобрел»