Методические рекомендации по социальному проектированию


Методические рекомендации по социальному проектированию
( в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования).
Содержание:
1. Введение
2. Алгоритм создания социального проекта.
3. Критерии оценки социального проекта.
4. Как правильно оформить проект.
ВВЕДЕНИЕ
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.
Алгоритм создания социального проекта
Шаг 1. Изучение общественного мнения
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Изучить социальную ситуацию в местном сообществе. Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе.
2. Составить подробный отчет о проведенном исследовании. Систематизированные материалы отчета.
3. Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала. Конкретные и ясные выводы
о путях изменения ситуации в данном местном сообществе.
Шаг 2 . Формулировка актуальной социальной проблемы.
Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). В формулировке актуальной проблемы может помочь методика «Зеркало». Суть ее в том, что педагог с детьми определяет проблему, вычленяет главные ее составляющие ( 3-4 момента, отражающих суть – в чем заключается проблема). Это ситуация «минус». Нам необходимо преобразить ситуацию «минус» в «ситуацию плюс».
№ Ситуация «минус».
Школьник Василий не знает математику Ситуация «плюс»
Школьник Василий знает математику
1. Не достаточное знание математических законов и правил Дать знания правил школьнику Василию
2. На уроках Василию мешает сосед по парте Исправить поведения соседа по парте на уроках математики
3 Василий не выполняет
домашнее задание Сделать так, чтобы Василий приходил на урок с выполненным домашним заданием
Шаг № 3. Определение целей и задач проекта
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.
2 Сформулировать основную цель социального проекта. Четкая формулировка цели проекта.
3 В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы. Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели.
Шаг № 4. Изучение возможностей инициативной группы
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Изучить возможности инициативной группы (молодежной организации, клуба и т.д.). Представление о возможностях группы (организации, молодежного Клуба) в реализации социального проекта.
2 Изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта. Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект.
Шаг № 5. Составление плана работы
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1 Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта. Письменно оформленный документ — план работы.
2 Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта. Точный график выполнения плана.
3 Определить ответственных за каждый пункт плана. Список ответственных за реализацию каждого пункта плана.
4 Определить необходимые ресурсы и источники их получения. Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.
№ Что сделать? Когда? Кто отвечает? Что нужно?
1. 2. Шаг № 6. Определение ресурсов и источников их получения
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских). Список необходимых ресурсов.
2. Определить объем необходимых ресурсов. Перечень ресурсов с указанием объема.
3. Составить список источников получения ресурсов. Список источников получения каждого вида ресурса.
Шаг № 7. Формирование общественного мнения
№ Основные задачи Ожидаемые результаты
1. Продумать систему мероприятий по созданию благоприятной среды для реализации социального проекта. Продуманная система мероприятий.
2. Информирование общественности о предстоящем проекте всеми доступными способами. Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта.
Шаг № 8. Проведение плановых мероприятий – реализация проекта.

Шаг № 20 и № 21 — это подведение итогов работы над социальным проектом
Информирование общественности о результатах реализации проекта
Шаг № 22. Анализ результатов работы по проекту
Критерии оценки проекта ( по конкурсам социального проектирования):
№ Наименование критерия
1 Социальная значимость проекта и актуальность избранной тематики
2 Анализ привлекаемых источников по выбранной тематике (проблеме), самостоятельность разработки проблемы, новизна выбранной тематики
3 Достижение практического результата, эффективность проекта, соответствие результатов поставленным целям и задачам.
4 Экономическое обоснование и реалистичность проекта
5 Осуществление межведомственного взаимодействия с органами государственной власти, общественными организациями, группами граждан.
6 Мотивация, формирование личной заинтересованности в ходе реализации проекта. Стимулирование педагогом активности, творчества, самостоятельности воспитанников, поддержка заинтересованного отношения к реализации проекта. Привлечение обучающихся к анализу и оценке результатов деятельности . Наличие рефлексии.
7 Дизайн и культура представленной работы ( единый стиль оформления, грамотность)
Как правильно оформить социальный проект?
1. Титульный лист
Детское общественное объединение, волонтерское объединение , инициативная группа детского объединения «_________________»
( наименование образовательной организации)
Социальный проект
_______________________
Авторы проекта:
Руководитель проекта:
_________ год
г. Шахунья.
2. Информационная карта социального проекта
1. Наименование проекта 2. Авторы проекта 3. Целевая группа 4. Обоснование актуальности и социальной значимости проекта 5. Цель и задачи 6. Краткая аннотация содержания проекта 7. Сроки проведения 8. Место проведения 9. Предполагаемый результат 10. Предполагаемая стоимость проекта 11. Контактная информация 3. Актуальность проекта.
4. Цель и задачи проекта.
5. Содержание проекта.
Задания инициативным группам:
№ Группа Задание Куда обращаемся
1. 6. Предполагаемая стоимость проекта.

№ Статья расходов Сумма в рублях
1. 7. Предполагаемый результат.
8. Анализ и жизнеспособность проекта.
9. Рефлексия.
10. Информационное обеспечение проекта.
11. Отзывы участников и партнёров проекта.