История создания стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»


Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияПечказова Светлана ПетровнаСтихотворение Н.А.Некрасова«На Волге»ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ЦЕЛЬ:познакомить учащихся с детскими годами Н.А.Некрасова и историей создания стихотворения «На Волге», помочь понять его тему, идею, особенности использования антитезы как художественного приёма Н.А.НекрасовЯ лиру посвятил народу своему,Быть может, я умру, неведомый ему,Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Детские годы поэтаБудущий поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в небольшом местечке Немиров Каменец-Подольской губернии. Через три года родители Некрасова переселились в село Грешнево Ярославской губернии и уезда, с которым и связаны детские воспоминания поэта.Именно из Грешнёва Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию и привязанность к русскому народу.Дом-усадьба Некрасовых в Грешнёво Детские годы поэтаЧудесные качества души Некрасов унаследовал от своей матери, Елены Андреевны Закревской, женщины доброй и мечтательной. Елена Андреевна учила своих детей добру и красоте. знакомила с произведениями известных писателей и прививала любовь к русской классической литературе, защищала, как могла, от отца-тирана.Маленький Некрасов с матерьюТреволненья мирского далёкая,С неземным выраженьем в очах,Русокудрая, голубоокая,С тихой грустью не бледных устах... Детские годы поэтаОтец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями он разъезжал по соседям-помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Алексей Сергеевич Некрасов…жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, безудержного пьянства,Разврата грязного и мелкого тиранства… Псовая охота
ppt_yppt_yppt_y Невдалеке от Грешнёво протекала величавая русская река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями маленький Некрасов часто бывал на волжском берегу. Он искренне полюбил речной простор, прекрасные пейзажи, открывающиеся с берега, леса и поля вдалеке, всё то, что называется родиной. Детские годы поэтаО Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще всё в мире спитИ алый блеск едва скользит По тёмно-голубым волнам, Я убегал к родной реке.Иду на помощь к рыбакам,Катаюсь с ними в челноке,Брожу с ружьем по островам… Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную биржу. Величие реки Волги и непосильный труд крестьян повергли мальчика и на всю жизнь оставили неизгладимый след в душе.Детские годы поэтаБурлак – наёмный крестьянин в крепостной России, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы (лямки) речное судно против теченияПо всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъёма судов бечевою.
Некрасов иногда приходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки, внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой. Эти воспоминания и лёгли в основу стихотворения «На Волге».Детские годы поэтаТогда я думать был готов,Что не уйду я никогдаС песчаных этих берегов.И не ушёл бы никуда —Когда б, о Волга! над тобойНе раздавался этот вой!Давно-давно, в такой же час,Его услышав в первый раз, Я знать хотел, что значит он —И долго берегом реки Бежал. Устали бурлаки,Котёл с расшивы принесли,Уселись, развели костёрИ меж собою повелиНеторопливый разговор… История создания стихотворения «На Волге» (1860 г.)«Однажды, рассказывая о своём детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребёнком на Волге, и пересказал мне… Позже прочитав «На Волге», я понял, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений»Н.Г. Чернышевский
История создания стихотворения «На Волге» (1860 г.)Стихотворение «На Волге» («Детство Валежникова») написано в 1860 году.Это автобиографическое произведение, в котором поэт вспоминает своё детство на Волге, сравнивает красоты родного края и рабский труд простых людей, которые трудились на этой реке.В стихотворении «На Волге» читателю открывается картина бедственного положения и тяжёлого труда народа – бурлачество.И.Е.Репин «Бурлаки на Волге» (1870 г.) Словарная работаБурлак — наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII - XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бечева — канат или трос, на котором буксируется судно людьми или лошадьми, двигающимися по берегу вдоль водного пути (реки, канала). Расшива — парусное речное судно, обычно плоскодонное, на Волге и Каспии. Строились в XVIII - XIX веках. Челнок — маленькая узкая лодкаБарка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги.  «На Волге»В каких-то розовых мечтахЯ позабылся. Сон и знойУже царили надо мной.Но вдруг я стоны услыхал,И взор мой на берег упал.Почти пригнувшись головойК ногам, обвитым бечевой,Обутым в лапти, вдоль рекиПолзли гурьбою бурлаки,И был невыносимо дикИ страшно ясен в тишинеИх мерный похоронный крик —И сердце дрогнуло во мне. О Волга!.. колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я?Один, по утренним зарям,Когда еще всё в мире спитИ алый блеск едва скользитПо темно-голубым волнам,Я убегал к родной реке.Иду на помощь к рыбакам,Катаюсь с ними в челноке,Брожу с ружьем по островам.То, как играющий зверок,С высокой кручи на песокСкачусь, то берегом рекиБегу, бросая камешки,И песню громкую поюПро удаль раннюю мою…Тогда я думать был готов,Что не уйду я никогдаС песчаных этих берегов.И не ушел бы никуда —Когда б, о Волга! над тобойНе раздавался этот вой!Давно-давно, в такой же час,Его услышав в первый раз,Я был испуган, оглушен.Я знать хотел, что значит он —И долго берегом рекиБежал. Устали бурлаки,Котел с расшивы принесли,Уселись, развели костерИ меж собою повелиНеторопливый разговор. «На Волге»«Когда-то в Нижний попадём? —Один сказал. — Когда б попастьХоть на Илью…» — «Авось придём, —Другой, с болезненным лицом,Ему ответил. — Эх, напасть!Когда бы зажило плечо,Тянул бы лямку, как медведь,А кабы к утру умереть —Так лучше было бы ещё…»Он замолчал и навзничь лег.Я этих слов понять не мог,Но тот, который их сказал,Угрюмый, тихий и больной,С тех пор меня не покидал!Он и теперь передо мной:Лохмотья жалкой нищеты,Изнеможённые чертыИ, выражающий укор,Спокойно-безнадёжный взор…Без шапки, бледный, чуть живой,Лишь поздно вечером домойЯ воротился. Кто тут был —У всех ответа я просилНа то, что видел, и во сне О том, что рассказали мне,Я бредил. Няню испугал:«Сиди, родименькой, сиди!Гулять сегодня не ходи!»Но я на Волгу убежал.Бог весть что сделалось со мной?Я не узнал реки родной:С трудом ступает на песокМоя нога: он так глубок;Уж не манит на островаИх ярко-свежая трава,Прибрежных птиц знакомый крикЗловещ, пронзителен и дик,И говор тех же милых волнИною музыкою полн!О, горько, горько я рыдал,Когда в то утро я стоялНа берегу родной реки,И в первый раз ее назвалРекою рабства и тоски!.. «На Волге»Унылый, сумрачный бурлак!Каким тебя я в детстве знал,Таким и ныне увидал:Всё ту же песню ты поешь,Всё ту же лямку ты несёшь,В чертах усталого лицаВсё та ж покорность без конца…Прочна суровая среда,Где поколения людейЖивут и гибнут без следаИ без урока для детей!Отец твой сорок лет стонал,Бродя по этим берегам,И перед смертию не знал,Что заповедать сыновьям.И, как ему, — не довелосьТебе наткнуться на вопрос:Чем хуже был бы твой удел,Когда б ты менее терпел?Как он, безгласно ты умрешь,Как он, безвестно пропадешь.Так заметается пескомТвой след на этих берегах,Где ты шагаешь под ярмом,Не краше узника в цепях,Твердя постылые слова,От века те же: «раз да два!»С болезненным припевом «ой!»И в такт мотая головой… «На Волге»Составьте план стихотворения и соотнесите его со временем1.Волжские пейзажи.2.Волжские пейзажи.3.Встреча с бурлаками.4.Волжские пейзажи.5.Первая встреча с бурлаками.6.Детские вопросы испуганного ребёнка.7.Волжские пейзажи.8.Размышления о судьбах бурлака.прошлоенастоящеенастоящеепрошлоепрошлоепрошлоепрошлоенастоящееКакое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке?Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков?Как они выглядели? Какие слова в их разговоре поразили мальчика и показались непонятными? Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

«На Волге»Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А.Некрасовдля создания образов героев своего стихотворения«ползли гурьбою бурлаки», «пригнувшись головойк ногам», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болезненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», « черты усталого лица», «покорность без конца», «с болезненным припевом «ой!»,«в такт мотая головой»Н.А.Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную. Он с детства впитывал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии. При чтении стихотворения Некрасова «На Волге» укрепляется в сознании мысль о невозможности эксплуатации людей, насилия одного над другим, нравственного, морального унижения человека человеком.
«На Волге»Выпишите из текста эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А.Некрасов для создания следующих образов:«Волга – колыбель моя» «Река рабства и тоски»«кричали кулики» «шумели глухо камыши»«рядами стаи белых птиц …сидели важно на песке» «синий бесконечный лес» «светла и величава» «даль и ширь»«монастырь»«звон колоколов»«темно-голубым волнам» «родной реке»«я не узнал реки родной:С трудом ступает на песокМоя нога, он так глубок, Уж не манит на островаИх ярко-свежая трава, Прибрежных птиц знакомый крикЗловещ, пронзителен и дик, И говор тех же милых волнИною музыкою полн»
«На Волге»Мы видим в изображении Некрасова два противоположных пейзажа: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой приём называется антитеза «На Волге»Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе два временных плана: прошлое и настоящее. Оно построено на приёме антитезы, то есть противопоставления. Здесь используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение – обращение к читателю и героям. 5Всемспасибо за работу!ВЫХОД