Консультация Влияние компьютерных игр на психику ребенка

Влияние компьютерных
игр на психику ребенка

Сын 9 лет увлечен компьютерными играми. Пришли на детский праздник, где можно было по очереди играть за компьютером по несколько минут. Почему-то энтузиазма в нем было гораздо больше, чем во время игр дома. Казалось бы: сиди себе в тишине, играй, но нет. Почему?

Вообще-то в увлечении компьютерными играми мало хорошего. В отличие от традиционных игрушек компьютерные игры не имеют психотерапевтического воздействия на ребенка: он не проигрывает новые роли, никак не общается с другими детьми в процессе разворачивания сюжета, наконец, не имеет возможности «отреагировать» свои эмоциональные трудности обиды, гнев, страхи. Компьютерная игра это игра достижений, в которой человек испытывает удовольствие от состязания с машиной и победы над ней. При этом никто не является свидетелем его успехов.
По-видимому, именно последнее и нужно вашему мальчику. Присутствие публики повышает его в собственных глазах, подтверждает его значимость. Ему важно играть для кого-то. Это значит, что не только познавательные и соревновательные мотивы движут им, но еще и стремление к признанию. На наш взгляд, это гораздо лучше, чем если бы ваш ребенок устраивал себе многочасовые бдения у «ящика» в одиночестве. Пусть соревнуется с другими, пусть отстаивает очередь за право посидеть у компьютера. Игрой в присутствии других ребенок пытается интуитивно вернуть детской игре ее первоначальную задачу сравнение себя с другими и объединение коллектива.
Но нужно научить его и другим способам самоутверждения поднять свой собственный статус можно и без обращения к «железному другу».

Что такое компьютерный клуб и как он влияет на детскую психику?

За последние несколько лет возникли и стали повседневной реальностью многие социальные организмы, о которых мы не знали и к появлению которых не готовы. Частым стал запрос в психологическую консультацию типа: мой сын прогуливает школу, его почти никогда не бывает дома, он пропадает в компьютерном клубе, может даже провести там всю ночь. Раньше он учился не очень хорошо, но не прогуливал, учителя на него не жаловались, а теперь как с цепи сорвался. За весь сентябрь посещал школу два или три раза. Его выгоняют из школы. Что делать? Как отучить его от компьютерного клуба?
Вопрос, таким образом, распадается на двачто такое компьютерный клуб, как он влияет на поведение и психику подростков и что делать с подростком, который не посещает школу, предпочитая проводить время в компьютерном клубе?
Начнем с первого. Компьютерный клуб (в более цивилизованном варианте интернет-кафе) это помещение, в котором стоят компьютеры, более или менее чистое, более или менее дорогое. Работают они чаще всего круглосуточно. Смысл компьютерного клуба для подростков заключается в том, что здесь можно играть в самые разнообразные игры, в одиночку или в компании, хорошо провести время, без надзора строгих взрослых, не слушая упреков. В большинство клубов не пускают подростков моложе 14 лет на ночь без письменного разрешения родителей, но это принято не везде. Сотрудники клуба следят за тем, чтобы не было никаких инцидентов, чтобы все правильно оплачивали время, проведенное в клубе. Больше ничего их не интересует.
Таким образом, клуб представляет собой место, где можно с комфортом, интересно провести время; для подростков со слабо развитой мотивационно-волевой сферой это в чем-то улучшенный аналог подъезда. Для многих подростков последствия привычки проводить время в клубе такие же, как если бы они постояли в подъезде. Подростку там весело и интересно, не надо делать над собой никаких усилий.
В клуб тянет, и ребенок начинает прогуливать школу. Ему не хочется возвращаться домой, где будут ругать и где что-то надо делать. На клуб нужны деньги, и если родители в деньгах отказывают, подросток может начать приворовывать. Сначала у своих родителей, а потом в клубе или на улице.
Можно говорить, конечно, и о том, что для подростка, у которого много интересов, который умеет управлять своим поведением, компьютерный клуб это еще одно место, где ему интересно и где он может не только играть, но и писать, например, реферат, используя Интернет. Для слабовольных подростков компьютерный клуб представляет опасность из-за негативных сторон характера, таких как неумение и нежелание заставлять себя что-то делать, лень, недоразвитие волевых функций.
Вторая сторона вопроса касается того, что же делать с подростком, который прогуливает школу, может не приходить домой ночевать, не задумывается ни о чем, и даже перспектива попасть в армию его не пугает, так как он и об этом тоже не волнуется, просто плывя по течению.
Такие случаи похожи друг на друга. Похожи жалобы родителей, похожи подростки, похожи истории развития подростков. Чаще всего это юноши, достаточно приятные в общении, не имеющие желаний и стремлений, кроме стремления к удовольствиям, охотно соглашающиеся на консультации, отвечающие согласием на предложения и запреты родителей, но ничего не делающие и моментально забывающие о своих обещаниях.
Большинство из семей, где оба родителя постоянно заняты работой или собственными отношениями, или из неполных семей, с работающими полный рабочий день активными матерями. Взаимоотношения между родителями чаще всего прохладные, отец мало времени уделяет ребенку, а иногда и не видит его совсем. Мать нередко считает, что отец ребенка такой же никчемный, что ребенок пошел в отца, что «это гены». В большинстве случаев мать имеет четкое представление о том, как должен дальше жить ребенок, какую школу кончать, в какой институт поступать, и с легкостью убеждает сына в правильности такого выбора. Подросток соглашается, но в эту школу не ходит.
Анализ показывает, что такой ребенок с первого класса часто оставался один, без присмотра. Он не привык самостоятельно что-то делать, его режим никем не контролировался и не регламентировался. Не имея выраженных интересов, он не любит читать, свободное время проводит, переключая телевизор с канала на канал или бесцельно слоняясь по улицам. Приятелей много, но они меняются довольно часто. Подросток может заинтересоваться чем-то, особенно если с ним занимается авторитетный для него человек, но обычно интерес не долог и теряется при первой же необходимости прилагать усилия и преодолевать препятствия.
Для такого подростка компьютерный клуб просто место, где ему комфортно, и не будь клуба, он нашел бы взамен что-то другое.
Ситуацию изменить сложно, особенно когда в запросе матери звучит такой подтекст: «Сделайте с ним что-нибудь!», а у самого подростка нет ощущения, что у него есть проблемы, единственное его желание чтобы его оставили в покое, давали деньги и не мешали заниматься тем, что он хочет. О своем будущем он не задумывается или считает, что «мама все устроит».
Нужно искать проявления интересов подростка, в какой-то степени разделять эти интересы, чтобы, зацепившись за них, ликвидировать возможность «болтаться» без дела. В течение некоторого времени нужно контролировать, как выполняются домашние задания, чтобы ликвидировать «завалы» в учебе. Причем в решении этой задачи могут помочь репетиторы, необходимость в которых не отпадет после того, как ребенок ликвидировал задолженности по учебным дисциплинам. Репетитор нужен не только для повышения успеваемости; будучи в некотором смысле социальной заменой родителей, он полезен в первую очередь для того, чтобы регламентировать время подростка. И, как показывает практика работы с сильно подверженными современным влияниям подростками, такой контроль понадобится скорее всего и в вузе. Преодолевать же зависимость от компьютерного клуба нужно хотя бы для того, чтобы располагать опытом освобождения и от других зависимостей (эмоциональной, алкогольной, наркотической).


15