Презентация по русскому языку на тему Русский язык в системе славянских языков (8 класс)


РУССКИЙ ЯЗЫК в системе славянских языков 1 урок русского языка в 8 классе Цель урока Дать представление о месте русского языка среди славянских языков. 1) Какие разделы лингвистики вы изучалив курсе русского языка в 5-7 классах?2) Изучению каких разделов будут посвящены уроки в 8 классе? И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Работа с текстом. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! – Подумайте, почему это произведение И.Тургенев назвал стихотворением? Какие признаки лирического произведения в нем есть, а каких – нет? – Как вы определили бы жанр этого стихотворения? Можно ли найти в нем черты послания, оды? Работа с текстом. – Выпишите эпитеты, характеризующие слово язык. Какова их роль в тексте?– Чем для автора является язык? Какова синтаксическая роль этих слов в предложении? – Дайте определение сказуемого. – Найдите слово, которое указывает на свойства и качества понятия язык, но не называет их? Какой частью речи оно является? Работа с текстом. – Вспомните, что такое синонимы. Найдите примеры синонимов в тексте. Какова их роль в тексте?– Вспомните и объясните, что такое контекстуальные синонимы? Найдите их в тексте. - Какова их роль в тексте? Работа с текстом. – Что такое подтекст? Давайте разгадаем подтекст этого стихотворения.– Это стихотворение написано в 1882 году. Знаете ли вы, что происходило в России в это время, чем были вызваны «тягостные раздумья» писателя «о судьбах… родины»? Александр Освободитель 1 марта 1891 годаСанкт-ПетербургЕкатерининский канал Александр Освободитель Подсказки Храм Спаса-на-Крови Санкт-ПетербургКанал Грибоедова Работа с текстом. 1 марта 1881 года террористы убили царя-освободителя императора Александра II. Реакцией власти на это чудовищное преступление стало ужесточение цензуры, восстановление жёсткого контроля за разными формами общественной жизни.– Так каков же подтекст этого стихотворения? О чём сомнения и раздумья автора? – Подберите синонимы к слову тягостный. Попробуйте объяснить, почему из этого ряда синонимов И.С.Тургенев выбрал именно это слово? Работа с текстом. –С чем связана трудность понимания двух последних предложений? Как вы их понимаете? Какую роль оно играет в языке? Перестройте (устно) два последних предложения, исключив отрицательные слова.– Слово язык - многозначное. Изучите словарную статью этого слова. Какие значения необходимо учитывать для понимания смысла названия и всего стихотворения в целом?– Сформулируйте основную мысль текста. По словарю русского языка под ред. А.П. Евгеньевой. Язык (знач. 1) -а, мн. ч. -и, -ов, мужской род1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. Великий русский я. Славянские языки. // Такая  система как предмет изучения или преподавания. Изучить иностранный я. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. Я. Пушкина. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. Я. публицистики. // Манера выражения, свойственная кому-л. Я. молодёжи. 3.  Способность говорить, выражая словесно свои мысли.  Лишиться языка. 4. Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. Я. животных. // То, что выражает или объясняет собою что-л. Я. цветов. Я. танца. Работа с текстом. Грамматическое задание:1) пунктуационный анализ текста (обратите внимание на авторские знаки препинания.);2) спишите два последних предложения. Подчеркните в них грамматические основы, определите способ выражения подлежащих и сказуемых. Найдите односоставные предложений, входящие в состав сложных. Домашнее задание 1 уст. упр.№12 п. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы поняли основную мысль стихотворения И.С.Тургенева.3 п/п. Выучите его наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.