Проект на тему: Почему дети не любят читать

Акмолинская область
Есильский район
средняя школа им. С.Серикова
Барсегян Карен
Шарипов Сырым
4 «В» класс







Почему дети не любят читать?



Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты.



Секция: литература



Руководитель: Ткачук Людмила Гавриловна, учитель начальных классов










г. Есиль

2014 г

Оглавление


1. Абстракт _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3 – 4

2. Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5- 6

3. Исследовательская часть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7 -18

Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7

Причины медленного чтения _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8- 9

Исследования техники чтения учащихся 4-х классов нашей школы за 5 лет _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9 - 10
Исследование техники чтения учащихся нашей параллели за период обучения в начальной школе _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 10 - 11
Результаты анкетирования _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11- 12
Упражнения для развития техники чтения у детей _ _ _ _ _ _12
Знаниям, школе посвящаем _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 12 - 13
Наши рекомендации _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13 - 14



4. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 14

5. Список используемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15

6. Приложения

7. Отзыв





Абстракт
на научный проект по теме
« Почему дети не любят читать?»
Учащихся 4 «В» класса СШ им. С.Серикова
Барсегяна Карена, Шарипова Сырыма

Цель: определить место чтения в жизни наших сверстников;
изучить специальную литературу по теме, рассказать о пользе чтения;
провести анкетирование 4-х классов;
подобрать информацию о пользе чтения и методиках, способствующих формированию навыка осознанного чтения;
представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации.
пронаблюдать динамику изменения техники чтения учащихся 4-х классов по годам;
Задачи:
- организация парной работы и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению знаний о методиках по привитию интереса к чтению из разных источников информации;
- создание самостоятельных исследований об определении места чтения в жизни сверстников нашей школы;
- определить причины отсутствия интереса детей к чтению;
- формирование знаний о сознательном беглом чтении сверстников, изучение имеющегося материала в архиве школы по данной проблеме;
- развитие логического мышления ( сравнение, анализ, синтез, систематизация, обобщение, классификация), общеучебных умений и навыков ( обработать материал, обосновывать свои действия, определять цели, делать выводы)
- развитие умения работать в паре и группах, воспитание уважения друг к другу, формирование атмосферы сотрудничества;
-воспитание любви к книге.

Гипотеза: Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей.
Друзья это – КНИГИ.


Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что в современном обществе большинство школьников и студентов мало и плохо читающих отстают в индивидуально-личностном, социально-психологическом и интеллектуальном развитии от своих сверстников, зачастую испытывают трудности в общении.
Это исследование – маленькая частичка помощи, которая пригодится нашим сверстникам для успешного освоения навыков сознательного чтения
 Методы исследования:
- анкетирование учащихся 4-х классов школы, с целью выявления отношения к книге сверстников;
-изучение архивных материалов, содержащих результаты техники чтения наших сверстников других лет;
- встречи и беседы с завучем, логопедом и библиотекарем школы по данной проблеме;
- создание творческих работ (конкурс рисунков, стихотворений о книге)

Обеспечение: компьютер, фотографии, материалы из архива, интернетсайтов

Оформление результатов: презентация






















1. Введение

«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить.
Обычно мы не задумываемся,
Сколько экономит тот, кто быстро читает»
В.А. Сухомлинский

Приоритетным направлением Госстандарта РК является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Согласно концепции, «важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1].
С каждым годом растут требования рынка труда к уровню коммуникативной компетентности, все более востребованными становятся специалисты, владеющие навыками делового общения, высоким уровнем развития устной и письменной речи, эмоционального и логического мышления.
В современном обществе тревогу вызывает то, что большинство школьников и студентов мало и плохо читающих отстают в индивидуально-личностном, социально-психологическом и интеллектуальном развитии от своих сверстников, зачастую испытывают проблемы с кругом своего общения и интересов.
Нарушения навыка чтения ведут к проблемам развития устной и письменной речи, усвоению различных предметов, включая математику. Все это скажется на успешности ребенка не только в школьные и студенческие годы, но и в будущем.
Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Можно сказать, что именно они являются основой всего образования. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом. Именно благодаря чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием:
Техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Профессор Давыдова А.В. считает, что плохой навык чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают в детях нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка [2].
Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед ним.
Над проблемой работали такие известные педагоги как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Н.А. Зайцев, Б. П. Никитин, И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, В.Г.Горецкий, Н.Ф. Бунаков, Ш. А. Амонашвили, Шибаева Л.В., Давыдова А.В., Н.Н. Светловская и другие.
В Казахстане над проблемой обучения чтению работал И. Алтынсарин - казахский педагог- просветитель, первый учитель казах, создатель учебников казахского и русского языка для казахских детей. Продолжателем идей И. Алтынсарина является С Азизов- автор учебника чтения и Г.Калинин- автор хрестоматии к этому учебнику, М. Жумабаев, Ш. Альжанов, Г. Мусрепов, А. Ситдыков. В.К.Павленко, Клыпа Г.В., Засимкова Л.В., Кунакова К.У., Жаданова К.Х., Кузнецова С.В., Тимошкина Е.В..
Вывод: Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Проблема навыков чтения существовала во все времена.
















2. Исследовательская часть

2.1. Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека.
"Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность".
"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"-говорил К.Д.Ушинский[3].
Чтение - уникальный инструмент приобщения ученика к художественной, научно-популярной и периодической литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают множество учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков.
Существуют следующие способы чтения: плавное слоговое чтение, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Способы чтения тщательно отрабатываются, что побуждает ребёнка к скорейшему и естественному переходу от слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов.
Правильность чтения выражается в том, как ученик избегает ошибок или допускает их. Ошибки при чтении могут быть следующими:
Замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударение в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно использовать паузы, делать логическое или психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать чётко, достаточно громко и понятно для слушателей.
Ошибки могут возникать из-за непонимания или искажённого понимания слов, текста, предложения, слабого усвоения графического образа букв. Ученик может торопиться при чтении и тем самым допускать различные ошибки при чтении.
Нарушения навыка чтения ведут к проблемам развития устной и письменной речи, усвоению различных предметов, включая математику. Все это скажется на успешности ребенка не только в школьные и студенческие годы, но и в будущем.
Учась в школе, мы знаем, что навык чтения, включает в себя такие понятия как:
- Правильность чтения ( Чтение без искажений)
- Беглость (Определенное количество слов, прочитанных в минуту)
- Сознательность (Понимание прочитанного)
- Выразительность (Соблюдение интонации, темпа, ритма речи, паузы, повышение и понижение голоса при чтении)
Вывод: К окончанию начальной школы дети должны овладеть навыками оптимального чтения
2.2 Причины медленного чтения:
По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов. Скорость чтения зависит от способа, которым читает ребенок и от других факторов. Поэтому происходит так, что ребенок владеет синтетическим способом чтения, то есть читает целыми словами, но всё равно читает медленно. Нам удалось найти информацию о причинах медленного чтения детей. Мы хотим представить лишь некоторые из них.
А) Природный темп
Природный темп деятельности (врожденное свойство) – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, который выполняет человек за единицу времени. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты перестановки и пропуски.
Такому ребенку необходимо тренироваться, чтобы увеличить темп чтения. Для этого достаточно ежедневно работать над собой 15- 20 минут Б) Регрессии
Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст, как легкий, так и трудный.
Для преодоления регрессий необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтение с окошечком». В) Отсутствие антиципации
При чтении многие слова, которые мы читаем, не дочитываются до конца, мы догадываемся, что же это за слово по содержанию. Такой приём, используемый для дальнейшего осмысления текста называется антиципацией или предвосхищением, по-другому, смысловой догадкой. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей использует этот прием. В то же время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.
Г) Артикуляция
Недостаточная артикуляция, подвижность речевого аппарата (артикуляционный аппарат не дает в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова). Особенно трудно детям, у которых смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласовано работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Именно у этих детей разрыв между скоростью про себя и вслух особенно велик. Однако, и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше.
Д) Малое поле зрения
Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Разница между человеком быстрочитающим и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. Поэтому, для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строчке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию и не допускать регрессию. Е) Уровень организации внимания Роль внимания и памяти при чтении так же велика, как и в других видах деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность и результативность выполненной работы. В свою очередь это умения предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьник рассеивается, как только материал стал скучным эмоционально непривлекательным. [5].
Д) Неверный способ обучения чтению
Е) Нежелание трудиться
Ж) Неверный способ выбора книги для чтения
З) Насилие со стороны взрослых
И) Отсутствие культа книги и читающей модели
Вывод: В ходе подготовки нам удалось выявить трудности и помехи медленного чтения детьми. Нам удалось узнать, что существуют объективные и субъективные причины нежелания дружить с книгой.
2.3 Исследования техники чтения учащихся 4-х классов нашей школы за 5 лет
         Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Скорость чтения учеником 120-130 слов в минуту является оптимальной. Поскольку совпадает с диапазоном разговорной речи и позволяет осмыслить изучаемый текст. Если скорость будет повышена до 180 и более слов понимание текста при этом ухудшается (для понимания надо прочитать 2, а то и 3 раза).
2009 год Общее количество исследуемых – 51 человек
Выше нормы читают – 32 ученика - 63%
Норма – 8 учеников - 16, 6 %
Ниже нормы – 11 учеников - 21 %
Выразительное чтение – 18 учеников – 35, 2 %
Качество чтения: 78, 4 %
2010 год Общее количество исследуемых – 51 человек
Выше нормы читают – 27 учеников – 53 %
Норма – 8 учеников – 16, 6 %
Ниже нормы – 16 учеников – 32 %
Выразительное чтение – 16 учеников – 31, 3 %
Качество чтения: 68, 5 %
2011 год Общее количество исследуемых – 54 человека
Выше нормы читают – 33 ученика – 61 %
Норма – 11 учеников – 20, 3 %
Ниже нормы – 10 учеников – 18, 5 %
Выразительное чтение – 15 учеников – 27, 7 %
Качество чтения: 81, 4 %
2012 год Общее количество исследуемых – 56 человек
Выше нормы читают – 32 ученика – 57, 1 %
Норма – 13 учеников – 23, 2 %
Ниже нормы – 11 учеников – 19,6 %
Выразительное чтение – 16 учеников – 28, 5 %
Качество чтения: 80, 3 %
2013 год Общее количество исследуемых – 47 человек
Выше нормы читают – 31 ученик – 65, 9 %
Норма – 5 учеников – 10, 6 %
Ниже нормы – 11 учеников – 23, 4 %
Выразительное чтение – 10 учеников – 21, 2 %
Качество чтения: 76, 5 % [4].
Вывод: Большая часть ребят по окончанию начальной школы овладевают необходимой скоростью чтения. Но и высок процент детей читающих ниже нормы.
2.4 Исследование техники чтения учащихся нашей параллели за период обучения в начальной школе.
1 класс Всего – 59 исследуемых
Выше нормы – 48 человек – 81, 3 %
Норма – 11 человек - 18, 6 %
Ниже нормы – 0
Качество чтения – 100%
2 класс Всего – 61 исследуемый
Выше нормы – 53 человека – 86, 8 %
Норма – 4 человека - 6, 5 %
Ниже нормы – 4 человека – 6, 5 %
Качество чтения – 93, 4 %
3 класс Всего – 65 исследуемых
Выше нормы – 45 человек – 69, 2 %
Норма – 10 человек - 15,3%
Ниже нормы – 10 человек – 15, 3 %
Качество чтения – 84, 6 % [4 ].
4 класс Всего -
Выше нормы –
Норма –
Ниже нормы –
Качество чтения –
Предварительный вывод: Чем старше становятся ребята, тем ниже скорость чтения. Больше становится процент учащихся, не справляющихся с нормами чтения своего возраста. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса к классу.
2.5 Результаты анкетирования
В исследовании принимало - 53 учащихся
Любят читать – 36 человек – 67, 9 % не любят читать – 17 человек – 32 %
Чтение является любимым занятием всегда - 13 ч 24, 5 %;
Иногда – 34 ч - 64, 1 % Никогда - 6 – 11, 3 %
Читают больше часа в день – 14 чел – 26, 4 %
Больше 30 минут – 22 чел - 41, 5 %
Меньше 30 минут – 17 чел – 32 %
Больше всего ребят интересует чтение: Энциклопедий и журналов, книг о природе, о детях и приключениях, сказки, о спорте.
Самыми популярными являются произведения: Н.Носова, Г. Х. Андерсена, А. С. Пушкина, И. А. Крылова, С. Я . Маршака, С. Сейфулина, В. Драгунского, Братьев Гримм, Г. Остер.
Вывод: Проанализировав уровень навыка чтения наших сверстников и круг интересов чтения, мы заметили, что у большинства детей развивается самостоятельная читательская деятельность и расширяется кругозор.
       Ребята часто обращаются к дополнительным источникам, по собственной инициативе, при подготовке к урокам литературного чтения (сведения о писателях, поэтах), к курсу «Окружающий мир», изобразительному искусству, музыке. Это говорит о том, что ребята понимают пользу чтения и с удовольствием открывают таинственный мир книги.
2.6 Упражнения для развития техники чтения у детей
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
- жужжащее чтение.
- каждодневные пятиминутки чтения.
- многократность чтения
- чтение перед сном
- чтение в форме скороговорки
- чтение текста через слово
- чтение строчек с прикрытой нижней ( верхней) половиной
- чтение только второй половины слова
- чтение перевернутого текста
- поочередное чтение слов в обычном порядке и наоборот [6 ].

2.7 Знаниям, школе посвящаем
Школа, здравствуй, я пришел!
Здесь друзей себе нашел!
Научился здесь писать
И красиво рисовать.
Хорошо решать задачи,
Получать отметки пять.
Танцевать и веселиться
Бегать быстро и читать.
Волоха Александр
Рано утром я встаю
В школу я свою иду.
Знаю я, что много знаний
Я из школы принесу!
Погалдим на перемене
Поиграем на физре.
И учиться не забудем
В классе, дома и везде!
Блажеева Диана

Школа здесь моя стоит
Я ее люблю!
Каждый день в нее хожу
С портфелем и улыбкой.
Здесь знания прекрасные дают
И в мир чудес открыли мне дорогу.
Здесь музыка, и спорт, и увлечения
И сложных задач, выражений решенье.
И знаю я, что пройдет много лет
А учения свет не померкнет!
Цагаева Луиза

2.8. Наши рекомендации
- Чтобы научиться хорошо читать и полюбить книги, вам нужно набраться терпения и не пожалеть на это сил. И все у вас получится, только начинайте как можно раньше!
- Если хотите научиться читать хорошо, старайтесь читать не менее 30 минут в день.
- Ежедневно вырабатывайте навыки сознательного, правильного, беглого чтения.
- Во время чтения уберите отвлекающие предметы, выключите телевизор. Если вы этого не сделаете, ваш труд будет напрасным.
- Читайте вслух, не торопитесь. Если будете обращать внимание на время, скоро забудете смысл читаемого.
- Выбирайте подходящую книгу ( по возрасту и интересу)
- Наберитесь терпения, не отчаивайтесь, научитесь постоянно подбадривать себя. - Научитесь замечать самые незначительные изменения к лучшему. 
- Обязательно ежедневно читайте книжки. Это поможет вам полюбить книги.  - Выделите 15-20 минут перед сном для чтения вслух. Не ленитесь и не отменяйте чтения.
- Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни.
- Контролируйте технику быстрого чтения, практикуйте чтение на время. - - Сравнивайте ежедневно свои достижения, и вы увидите результат.
- Тренируйте чтение про себя, а не вслух.

Что можно сделать для того, чтобы дети читали с удовольствием книги?
Мы, изучив литературу по теме, считаем что необходимо:
Оказать посильную помощь ребятам, не справляющимся с нормами техники чтения. Предложить упражнения для развития навыков быстрого чтения
Хорошо было бы организовать в школе кружок «Художественное слово», Кукольный театр, с вовлечением в них ребят с низкой техникой чтения

Мы считаем, что в наших силах:
- изучать литературу, способствующую скорости чтения;
- самостоятельно контролировать уровень своего чтения и чтения одноклассников;
- постоянно контролировать уровень своего чтения самостоятельно

III. Заключение
Начиная работу над этой темой, мы и не думали, что она будет такой интересной и познавательной. Исследуя материалы по теме, беседуя с завучем и логопедом, мы узнали о результатах техники чтения наших сверстников и сравнили со своими результатами.
Нам удалось найти упражнения, которые способствуют развитию навыков оптимального чтения. Мы познакомились с рекомендациями знаменитых педагогов по выбору книг для чтения в нашем возрасте.
Мы узнали, что потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей, взрослых людей, окружающих ребенка.
Можно сделать следующие выводы, что овладение полноценным навыком чтения для нас является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время.
Чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития. Книга учит мыслить. Книга учит говорить. Книга учит понимать людей.














Литература

Госстандарт РК
Давыдова А.В. Методы и приемы обучению чтения
Методические уроки К. Д. Ушинского
Архивные документы о технике чтения
5. Матвеева С.И. Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.
6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению







































13PAGE 15


13PAGE 141215




Заголовок 215