научная работа Жас ?спірімні? ?міріндегі а?ылшын тіліні? алатын орны



Содержание:


1. Введение. 2 - 4 стр.

2. Теория. 4 - 28 стр.

3. Заключение. 29 стр.

5. Использованные литературы. 30 стр.
































1. Введение.

Тема: Историческое значение памятников Чингистау.

Цель: Изучение и знание исторического прошлого родной земли.

Памятники - это объекты, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Ценность таких объектов может быть исторической, археологической, градостроительной, эстетической и т.п.

Чингистауская земля - богата историческими событиями, историческими личностями, которые способствовали историческому процессу, улучшению
политической, социальной, экономической жизни народа.

Абайский район – духовная столица Восточного Казахстана. Это родина великих сыновей казахского народа - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] музеи которых располагаются в Абайском районе.

Я изучаю исторические памятники, расположенные в Абайском районе с 2012 года. Эти памятники можно классифицировать на 2 большие группы:
І. Памятники посвященные историческим личностям:
Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбергенов, Мухтар Ауэзов, и многие др.
ІІ. Памятники в честь великих историческим личностям в виде мавзолея:
Жидебай, Борли, Би Ата, и т.д.

Словно неспешный караван верблюдов, на двадцать километров протянулись горы Чингистау с запада на восток. Приземистые, невысокие, - самая крупная вершина Ханчингис, 1120 метров, - спускаясь к югу, отрогами Акшатау
соединяются они со знаменитым Тарбагатаем, с другой стороны сходятся с плоскогорьями Абыралы, разветвляясь словно старые корни. На карте горы эти неприметны, но примечательно место, занимаемое ими в истории. Здесь родина великих сыновей казахского народа Абая, Шакарима, Мухтара. И, как в священную Мекку, съезжаются сюда гости со всех концов страны и из-за рубежа, вздыхают хрустальный воздух, восхищаются красотой пейзажей. Не мифического золота Чингисхана, груженного на сорок верблюдов, жаждут они, а обновления души, богатств духовных.
Взглядом не охватить просторы Чингистау, птице не преодолеть в один перелет, не перебежать без передышки зверю, не сорвав когтей. Каждый, кто побывает на этой земле, словно заново перелистывая знаменитый роман-эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», увидит дорогу на Семипалатинск, идущую сквозь бескрайнюю голубую степь, мимо сопок, похожих на тымак тобыктинцев, одинокую вершину Кокен, встречающую странников на их пути, родник, бьющий средь красноватых камней, узнает пейзажи из повести «Судьба беззащитной», курган Кушикбая - последнее пристанище прославленного батыра, до последнего вздоха защищавшего свой народ от
иноземных захватчиков. После перевала, названного его именем, взору откроется равнина, поросшая густым караганником и серым шенгелем, Здесь когда-то останавливался на зимовку аул Кунанбая, потому ее с тех пор так и зовут - Караганник Каная.
Подъезжая к границе Абайского района, - а он занимает около четверти территории просторов Чингистау, - вы увидите холмы и сопки, напоминающие гривы тулпаров; возвышенности и впадины, поросшие камышем и серебристым ковылем, подцвеченные солончаками. Это Борли - Волчье логово, земля, как говорят казахи, орошенная каплей пуповинной крови будущего великого писателя
Мухтара Ауэзова. Здесь и дом - музей, открытый к его 90-летию, отреставрированный и пополнившийся новыми экпонатами. Неподалеку покоятся отец и мать Мухтара - Омархан и Нурмажал. В десяти километрах от Борли - могилы сына Абая Акылбая и жен Айгерим и Дильды.
Черная лента шоссе приведет от Боли в село Каскабулак, центр совхоза им. М. Ауэзова. Здесь установлен памятник писателю. Не так далеко от села, на расстоянии одного перегона ягнят от Каскабулака, вас встретит хрустальным звоном прозрачный, как слеза, родник Кши-Каскабулак. Это место, где появился на свет великий Абай. В расположившемся неподолеку ауле Айкудук в 1917 году был подняь эанавес первого казахского театра. Он представлял собой две спаренные юрты, и первая пьеса, сыгранная на его «подмостках» была «Енлик-Кебек» М. Ауэзова.
Описав изрядный крюк, снова попав на шоссе. вы увидите простершиеся до горизонта поля и луга, зират Ералы, любимого сына бия Кенгирбая. Издавна этот могильник местные жители считали священным, дающим исцеление больным и страждующим. Не было человека, который не останавливался бы здесь, не преклонив колен. И сегодня, возвышаясь вдали от дороги, памятник старины как бы благославляет и напутствует странников.
Рассекая вдвое равнину , названную именем Ералы, бежит стремительгная река Ашысу, На ее берегу виден еще один скорбный холм, место паломничества влюбленных и символ верности. «Безмолвный свидетель многих поколений, он словно таит в себе мрачную тайну Здесь покоятся девушка и джигит. Его звали Кебек, ее - Енлик. Влюбленные, погибшие по воле жестоких биев».

Замри, прохожий, придержи коня,
Послушай, гость, печального меня:
Влюбленные погибли здесь в объятьях,
В сосуде песен жизнь храня.
Давай примолкнем на минуту, друг,
Дыханьем песни не встревожим звук,
Пока сердец влюбленных двух печальных
Земля хранит еще последний стук

Взявшись за руки, идут сюда новобрачные, давая обет любви и согласия. Ныне - это традиция, незыблемый обряд.
Оглянитесь вокруг Вслед за вами, как пасущиеся кони, тянутся холмы. А вот и окутанная дымкой вершина Архат. Немало народных преданий, легенд и песен связано с ней.
На первом же ближайшем перекрестке вас встретит гранитная стела с бронзовым барельефом Абая. Дорога ведет в Жидебай, зимовье, где поэт провел последние свои годы.
Тут покоятся останки живших когда-то именитых людей, ставших прототипами персонажей романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая». Выделяется
воздвигнутый из желтого мрамора, окруженной высокой чугунной оградой
памятник Абаю Кунанбаеву, установленный 1960 году. Здесь же расположен
четырехгранный зират любимого младшего барта Абая - Оспана и его жены Еркежан, которой после смерти мужа по древнему казахскому обычаю - аменгерлик, суждено было скрасить последние годы поэта, став его опорой и поддержкой.
На небольшом возвышении, в правом углу от памятника покоятся замечательный акын Шакарим и его сын Ахат. В 1986 году неподалеку от памятника Абая по канонам Востока воздвигнут шестикрылый мавзолей, в котором захоронены мать Кунанбая Зере и мать Абая Улжан, ранее покоившиеся в шестигранном зирате. Близ мавзолея - еще один могильник, последнее пристанище отца Шакарима Кудайберды и маленького муллы Габитхана, ставшего также героем романа «Путь Абая»

Сегодня как Пушкин для России, так и Абай для Казахстана является национальной гордостью. Здесь проходят Абайские чтения, включающие·концерты, конкурсы чтецов произведений Абая, читательские конференции, беседы и выставки, посвященные творчеству Абая. Жители Семея и районного центра отличаются особым, трепетным отношением к литературному наследию своих знаменитых земляков. По словам журналиста «Рудного Алтая» - Ш. Азмухамбетова, по числу одаренных людей «на тысячу человек населения, обогативших отечественную науку, литературу, искусство своими трудами и открытиями, если бы такие подсчеты велись», Абайский район Восточного Казахстана «ходил бы, наверное, в лидерах».










2. Теория.

Для Восточного Казахстана, Абайский район является духовной столицей. Эта земля взрастила великих, всемирно известных сыновей казахского народа - Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбергенова и Мухтара Ауэзова. Экскурсионные фирмы Караула предоставят возможность всем желающим посетить музеи края, экспозиции которых посвящены этим великим личностям казахской культуры. Записаться на экскурсию можно по телефонам Караула. Перечень достопримечательностей Абайского района значителен. Кроме музеев стоит посетить:  Памятник Кенгирбай бия, Памятник Нысан абыза, Памятник Айпара Ана, Мазар Токтамыс батыра, Мазар Мамай батыра, Памятник певца Абая Альмаганбета, Мазар Актамберды жырау, Памятник на Вершине «Кур кудука». Вы получите множество интересной информации от специалистов туристических организаций Караула при посещении таких исторических мест края, как: Перевал Шиликти, пещера Коныр аулие, Ишан аулие и Уй тас.
На карте горы Шынгыстау неприметны, но примечательно место, занимаемое ими в истории. Здесь родина великих сыновей казахского народа Абая, Шакарима, Мухтара. Каждый, кто побывал на этой земле, словно заново перелистывая знаменитый роман-эпопею М.Ауэзова «Путь Абая», увидит дорогу на Семипалатинск, идущую бескрайнюю степь, мимо сопок, похожих на тымак тобыктинцев, одинокую вершину Кокен, встречающую странников на их пути, родник, бьющий средь красноватых камней, курган Кушикбая – последнее пристанище прославленного батыра, до последнего вздоха защищавшего свой народ от иноземных захватчиков. После перевала, названного его именем, вы увидите Борли – Волчье логово, земля, где родился великий писатель М.Ауэзов. Здесь и дом-музей, открытый к его 90-летию, отреставрированный и пополнившийся новыми экспонатами.
Неподалеку покоятся отец и мать Мухтара – Омархан и Нуржамал. В десяти километрах от Борли – могилы сына Абая Акылбая жен Айгерим и Дильды. Черная лента шоссе приведет вас от Борли в село Каскабулак. Летом 2004 года по инициативе Акима района Б.Уйсумбаева и благодаря спонсорской помощи Акима г.Курчатова А.Мухтарханова и директора ТОО «Дегелен тас» В.Ковалева на месте, где родился Великий Абай, у родника Сырт-Каскабулак был установлен памятник из мрамора.
Описав изрядный крюк, снова попав на шоссе, вы увидите простершиеся до горизонта поля и луга, памятник могилу Ералы, любимого сына знаменитого бия Кенгирбая. В 1998 г. мазар был заново воздвигнут. Это равнина названа именем Ералы. Далее расположены Большая и Малая Орды.
В Малой Орде находится пещера Унгиртас, где когда-то от жестоких людей укрывались Енлик и Кебек.
Географическое положение:
Абайский район Восточно-Казахстанской области расположен у подножья гор Шынгыстау к юго-западу от Семипалатинска. Абайский район был образован в 1928 году. Территория – 20,9 кв.м. Население – 16978 тыс. человек. Основное направление экономики – животноводство. Западную и северную часть района занимает – мелкосопочная равнина. Климат – резко континентальный. Средняя температура в январе составляет –14,2 С; в июле – 20,7 С. Объем годовых осадков составляет 250-300 мм. По территории района протекают, такие реки, как Чаган, Ащи су, Карауыл, Кундызды, Шет, Мукур.С обретением независимости Чингистау, родина великих гениев казахского народа переживает период расцвета. Улучшилось социально-экономическое положение региона, у людей появилась уверенность в своем будущем. Давайте, обратим наши взоры на центр культурной Мекки казахского народа.
Караул – районный центр Абайского района с населением в 5069 человек. На центральной площади, напротив здания акимата стоит памятник-монумент Абаю Кунанбаеву. Этот памятник был сделан в 1971 году.
Здание акимата соответствующее требованиям времени было введено в эксплуатацию в 1991 году. Здесь принимаются решения, направленные на улучшение благополучия граждан, повышение экономического потенциала района.
Абай КУНАНБАЕВ
(1845 - 1904)      Великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка. Родился 29 июля (10 августа) 1845 в Чингизских горах (ныне село Караул Абайского р-на Семипалатинской обл.) в кочевьях рода тобыкты в семье старшего султана Каркаралинского окружного приказа Кунанбая Ускенбаева. Получил хорошее гуманитарное образование. Учился в медресе имама Ахмет-Ризы в Семипалатинске, где преподавали арабский, персидский и другие восточные языки. Здесь познакомился с классической персидской литературой – классиками Ближнего Востока Фирдоуси, Низами, Саади, Хафизом и др. Также учился и в русской приходской школе, нарушая запрет медресе. После пяти лет обучения начал писать стихи, подражая восточным поэтам. Детское прозвище Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый», он получил от матери, сделав его впоследствии своим литературным псевдонимом. С 13 лет отец приучил его вникать в межродовые тяжбы, что составляло административные функции главы рода. Абай выступал посредником в спорах, обнаруживая логику и стремление к справедливости. К 20 годам был известен как хороший оратор и администратор. В 28 лет отошел от дел и занялся самообразованием. Писал стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокпаю Джантасову, изучал русскую культуру, занимался в публичной библиотеке. Познакомился с русскими политическими ссыльными, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. К этому времени относится начало его переводческой деятельности – он переводит на казахский произведения Пушкина, Лермонтова, Крылова, зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков из Евгения Онегина. Наиболее известна его элегия, положенная на музыку, Карангы тунде тау калгып – стихотворное переложение перевода Лермонтова Ночной песни странника Гете. Абай в переводах на казахский учитывал особенности казахской культуры, ее песенные традиции и истоки. Не ломая их, он прививал казахскому языку новые формы, идеи и сюжеты, широко известные в мировой классике. Поэзия Абая отличается простотой и изяществом художественных приемов. В сатирических стихах Наконец, волостным я стал(1889), Управитель начальству рад(1889) поэт высмеивает царящие в казахской администрации порядки. Вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья: Из времени выпадает миг (1896), Разве не должен, мертвый, я глиной стать (1898), На воде, как челнок, луна (1888), Когда станет длинною тень (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. Известны стихи, посвященные временам года – Весна (1890), Лето (1892), впервые подписанное собственным именем поэта – Абай, Осень (1889), Зима (1888). Придерживаясь основных принципов казахского стихосложения, автор смог проложить новые пути развития родного языка. Некоторые лирические стихи он переложил на музыку: Абай был и композитором, знатоком и ценителем народной музыки. В этот же период создал несколько поэм. Сказание об Азиме и Масгуд построены на мотивах восточной классической литературы, поэма Искандер посвящена Александру Македонскому. 1882–1886-е стали для него годами наивысшего творческого подъема, когда были созданы его лучшие произведения. Он пишет об основных социальных и культурных проблемах казахского народа, описывая кочевой быт казахов, природу, призывает бороться с невежеством. Оставаясь всю жизнь просветителем, он призывал: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Абай призывал способствовать прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля». С 1890 по 1898 записывал свои мысли в прозе, которые позже оформились в 45 назиданий своему народу. В 1933 была издана Книга слов, куда и вошли его философские раздумья по вопросам истории, просвещения и др. Его учениками были поэты Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай. Стихи и песни Абая распространялись по казахским степям, с ним дружили местные акыны, композиторы, певцы. Он выступал также в качестве советчика, рассказчика и являлся неформальным организатором объединения литераторов. Абай не раз высказывался по поводу устройства казахского общества – был сторонником развития ремесел и торговли, считая их более прогрессивными формами труда, чем кочевое скотоводство. Будучи верующим мусульманином, сожалел, что его единоверцы ограничиваются формальными религиозными отправлениями без понимания их внутренней сути. Он писал: «Думаю, что нельзя назвать казахов истинными мусульманами». Он призывал открыто и дружелюбно относиться к людям других национальностей. Выступал за сближение с русской культурой, и через нее – с культурой мировой. Обличал пороки, призывал их исправлять, восстанавливая справедливость. Мировоззрение и просветительская деятельность Абая вызывали у многих раздражение. Вокруг Абая плелись интриги, оказывалось противодействие распространению его творчества. Поэт тяжело переносил предательство тех, кому доверял. В последние годы испытывал глубокое одиночество. После преждевременной смерти сыновей в 1895 и в 1904, через 40 дней после смерти последнего 23 июня (6 июля) 1904 в своем родном ауле умирает и сам поэт. При жизни лишь несколько стихов Абая увидели свет на страницах газет. Только в 1909 – через 5 лет после его смерти – в Петербурге вышел сборник его произведений под названием Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева тиражом в одну тысячу экземпляров. Жизнь и творчество Абая Кунанбаева, обаяние его личности стали импульсом для преобразования культуры казахского народа. Он «влил» в мировоззрение казахов поток новых образов, форм, сюжетов, идей, способствовал выходу казахской культуры из изоляции, открыв ее для влияния всемирной литературы. С 1930 в Алма-Ате произведения Абая активно печатались на русском и казахском языках, переведены на 60 языков мира. Именем Абая названы в Казахстане Алма-Атинский университет, театр оперы и балета, город в Карагандинской области и вершина в горах Алатау.

Шакарим Кудайбердыулы 
(1858-1931)
Философ-мыслитель, ученый-историк, поэт Шакарим Кудайбердыулы родился 11 июля 1858 года в Кен- булаке (Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем, отцом Кудайберды - старшим братом Абая. Мать Шакарима - Толебике, дочь Алдабергена, из рода Каракесек. Отец Шакарима отдал его с 5 лет аульному мулле, у которого он быстро научился арабской и персидской грамоте. Годы детства и юности Шакарима, несмотря на то, что он в 7 лет остался сиротой, прошли беззаботно, в достатке, под покровительством деда Кунанбая. Подлинным наставником Шакарима становится сам Абай. Юность Шакарима проходила в такой атмосфере, в которой почитались искусство слова, наука и образование. Будучи в Семее, Шакарим приобретает гармонь, шарманку и скрипку, на которой его научил играть какой-то русский музыкант. Он занимается также рисованием, работой по камню, изготавливает скрипки, домбры, держит скаковых лошадей, охотится с беркутом. Он изготовил протез для покалеченного когтя беркута из стали. В 14-15 лет Шакарим под влиянием Абая начал сочинять стихи. Темой его философствования были природа и этика, добро и зло. Едва Шакариму исполнилось 20 лет, как он решил заняться политикой для того, чтобы помочь своему народу, он старался упорядочить взаимоотношения между родами. На выборах Шакарим предложил свою кандидатуру и был избран в волостные правители. В системе правления главенствующее положение занимала колониальная политика царского правительства, основанная на ущемлении прав казахского народа. В действиях местных администраторов в этот период происходила неприглядная мышиная возня. На столь нелегком поприще Кудайбердыев неоднократно натыкался на непреодолимые препятствия, даже стал сомневаться в торжестве справедливости. Целиком Шакарим отдался творчеству уже после сорока лет (с 1898г). Стал изучать западную и восточную литературу. Познакомился с наследием мыслителей Востока как Хафиз, Физули, Навои, а также с произведениями Байрона, Пушкина, Толстого. Литература, история, философия, музыка, риторика, естественные науки, география - все входило в круг его интересов. Шакарим самостоятельно овладел арабским, персидским, турецким, русским языками. Он отправляется путешествовать, чтобы ближе познакомиться с народом. В 1903 г. он был принят членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отделения Императорского русского географического общества. Начало XX в. знаменовало время подъема творческой деятельности Шакарима. В 1906 году он посетил Мекку, Мысыр, Стамбул, работал в библиотеках. Последний период его жизни совпал с революцией 1905-1907 гг., столыпинской реакцией, первой мировой войной, национально-освободительным движением 1916 года в Казахстане, февральской и октябрьской революциями, гражданской войной, установлением советской власти, коллективизацией. Шакарим участвовал в национально-освободительном движении "Алаш". Установление советской власти в Казахстане, голод 1920-1921 и 1930-1931 годов, массовая конфискация в 1928 году - все это оказало большое влияние на мировоззрение поэта. В 1912-1922 годах Шакарим жил в местности Кенконыс, посвятив себя науке и творчеству. С 1922 года он жил в местечке Шакпан в совершенном одиночестве. 2 октября 1931 года Шакарим был безвинно осужден и тайком расстрелян. Великий талант, большой ученый на долгие годы был забыт. При жизни Кудайбердыева были напечатаны такие его книги как "Зеркало казахов", поэмы "Калкаман-Мамыр" и "Енлик-Кебек". Отдельные стихи, статьи, эссе были опубликованы в 1913-1924 годах в журналах "Абай", "Айкап", "Шолпан", в газете "Казах". "Абай" и "Шолпан" напечатали его переводы из Хафиза и поэму Физули "Лейли и Меджнун". Поэтический перевод "Дубровского" и "Метели" Пушкина были опубликованы в 1936 году в Алматы в журнале "Эдебиет майданы". Несмотря на то, что прокуратура бывшего СССР решением от 29 декабря 1958 года реабилитировала Шакарима за отсутствием состава преступления, продолжался запрет на творчество поэта, обвинявшегося в "буржуазном национализме". Пересмотра официального отношения к творчеству Кудайбердыева требовала казахская интеллигенция. Только после 1986 г. стало возможным возвращение поэзии Шакарима народу. Получили огласку его деятельность по проведению съезда алашевцев в Семипалатинске в 1918 году, статьи, философские эссе, стихотворения и поэмы, очерки и многое другое. По записи А.Кудайбердыева (1900-1984), сына Шакарима, поэта и композитора мы можем бросить свет на место музыки в мировоззрении Шакарима. Есть потребность объективно взглянуть на преемственность Абай - Шакарим. Именно Абай обратил внимание Шакарима на Восток, оплатил его расходы на путешествие в Мекку, Медину, Мысыр, Стамбул. Там Шакарим приобрел ценные книги и освоил восточную систему записи нот. Песни "Жастык", "Сегiз аяк", "Ажалсыз эскер" были сочинены Шакаримом в соавторстве с Абаем-композитором. В стихах Шакарима, переложенных на музыку, нашли отражение принципиальные мировоззренческие вопросы, напоминающие те, которыми задавался в свое время И.Кант: "Откуда я? Что я должен делать? На что надеяться?". Как последователь Абая Шакарим глубоко воспринял поэтическую и музыкальную стихию, исторически выработанную душой казахского народа, заложенные в ней пласты верований и понятий он претворил в основополагающих принципах своего философского мировосприятия.
Мухтар Ауэзов
(1897-1961)
Мухтар Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда (ныне Семипалатинская область). Умер 27 июня 1961 года в Москве. Семья Ауэзовых находилась в родстве с семьёй выдающегося казахского поэта Абая Кунанбаева, дед Мухтара Ауэз был другом и почитателем творчества Абая. Отец Абая Кунанбай был зятем Ауэза, женившись на его сестре Нурганым. Абай приезжал к Ауэзу на празднества по поводу рождения его внука Мухтара.
Мухтар Ауэзов рано лишился родителей: отец Омархан умер в 1900 году, мать Нуржамал в 1912. Маленький Мухтар воспитывается у дяди Касымбека, который в 1907 году после года учёбы в медресе устраивает мальчика в 5-классное городское русское училище в Семипалатинске на земскую стипендию Чингизской волости. В 19121913 учебном году Мухтар с отличием заканчивает первый класс учительской семинарии, а завершает обучение в Семипалатинской учительской семинарии в 1919 году. Молодой Ауэзов, по свидетельству педагогов, выделялся безупречным прилежанием, незаурядными дарованиями, благородной внешностью, изысканными манерами, стройной фигурой и какой-то аристократической величавостью. Незаурядный спортсмен играл за первую в городе футбольную команду «Ярыш».
В 1917 году в юрте жены Абая Айгерим в виде подарка по случаю выдачи замуж и проводов Акыш, внучки Абая, была поставлена первая написанная Мухтаром Ауэзовым пьеса «Енлик-Кебек». Первыми самодеятельными артистами-любителями были внуки Абая и близкие родственники автора пьесы.
Летом 1917 года по старинному обычаю и по воле близких родственников Мухтар женился на 15-летней красавице Райхан. В 1918 году у них родилась дочь Мугамиля (19182009), а через год сын Чокан, рано ушедший из жизни. В 1920 году их брак распался, при разводе Мухтар забрал себе дочь, о которой заботился всю жизнь.
Впоследствии Мухтар сдружился с сыном Абая Турагулом и женился на Камиле, внучке великого поэта, дочери его сына Магауи. Но и этот брак вскоре распался.
В 1918 году Мухтар Ауэзов и Жусупбек Аймауытов издают в Семипалатинске журнал «Абай», который после выхода двенадцатого номера был закрыт по идеологическим мотивам. С 1 декабря 1919 года в Семипалатинске окончательно установилась Советская власть. В 1919 году Мухтар Ауэзов вступает в партию большевиков и продвигается впоследствии по партийной линии до должности председателя Семипалатинского губисполкома и секретаря КазЦИКа в Оренбурге, одновременно пробуя силы в драматургии и журналистике.
Осенью 1922 года за «нарушение партдисциплины» и «проявления национализма» Ауэзов был исключен из партии большевиков, в которой состоял три с половиной года. Он оставляет свой крупный государственный пост в Оренбурге, тогда столице Киргизской Автономной ССР, и поступает вольнослушателем в Среднеазиатский Туркестанский университет в Ташкенте, сотрудничает в журнале «Шолпан».
Весной 1923 года Мухтар Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста Абубакира Диваева, выпускника Оренбургского кадетского корпуса, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были бывшие известные алашординцы Халел Досмухамедов и Магжан Жумабаев, впоследствии это сотрудничество послужило поводом для обвинения Ауэзова в причастности к «Алаш-Орде».
В октябре 1923 году поступает на филологическое отделение Ленинградского государственного университета. Там происходит знакомство Мухтара Ауэзова и Валентины Николаевны Кузьминой, его третьей супругой. Но после первого курса он возвращается в Казахстан. Осенью 1925 года снова едет в Ленинград и заканчивает университет в 1928 году. По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года молодая семья переезжает в Ташкент, здесь он поступает в аспирантуру Среднеазиатского университета, одновременно преподает. В 1929 году родилась их дочь Лейла, впоследствии доктор исторических наук, директор Дома-Музея Мухтара Ауэзова.
В 1930 году Ауэзова арестовывают по обвинению в связи с организацией молодых казахских писателей «Алка» и он проводит 2,5 года в заключении. Жена с дочерью возвращаются в Ленинград.
Выйдя на свободу, Ауэзов преподает в вузах Алма-Аты, продолжает писать пьесы. Его друг и поэт Ильяс Джансугуров советует Ауэзову бросить политику и заняться исследованием творчества знаменитого родственника. И в 1933 году Ауэзов выпускает первое полное собрание стихов Абая «Абай Кунанбай-улы толык жинак» на латинском шрифте в Кзыл-Орде, готовит первое научное собрание произведений Абая, параллельно в Казахском музыкальном театре идут его пьесы. Семья воссоединяется и в 1935 году рождается сын Эрнар, будущий биолог. К первому пленуму Союза писателей Казахстана, состоявшемуся в мае 1937 года Ауэзов является самой яркой фигурой на литературном небосклоне Казахстана. Но и самой преследуемой, по старой памяти его труды запрещают местные органы НКВД, изымают из библиотек, самого увольняют с работы.
Он уезжает в Москву и много сотрудничает с писателем Леонидом Соболевым («Капитальный ремонт», «Морская душа»). Они пишут трагедию «Абай», научное исследование «Эпос и фольклор казахского народа», выпускают сборник «Песни казахского народа».
С началом войны Ауэзов возвращается в Казахстан, работает в Институте языка, литературы и истории КазФАН СССР. В 1942 году выпускает первую книгу романа «Абай». Тогда же живёт гражданским браком с Фатимой Габитовой, вдовой его расстрелянного НКВД в 1937 году друга Ильяса Джансугурова. В 1943 году у них рождается сын Мурат, впоследствии учёный-культуролог, учредитель Фонда Мухтара Ауэзова.
В 1945 году в год столетия Абая, Ауэзов написал либретто оперы «Абай», сценарий художественного кинофильма «Песни Абая», новый вариант биографии Абая и несколько статей о нём. В Москве выходит первая книга «Абай», его награждают орденом Трудового Красного Знамени. На следующий год он становится доктором филологических наук, профессором, академиком Академии наук Казахской ССР. В 1947 году опубликована вторая книга «Абай» на казахском языке, в 1948 году обе книги на русском языке. В 1949 году роман удостаивается Сталинской премии первой степени, а автор ордена «Знак Почета».
В 1947 году выходит Постановление ЦК Компартии Казахстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы АН КазССР», писателя постоянно преследуют и не дают возможности спокойно работать. В 1952 году выходит в свет первая книга «Путь Абая» на казахском языке и в том же году на страницах «Правды» вновь выдвигается обвинение в недостатке гражданской бдительности у Ауэзова. Статью «Правды» от 30 января 1952 года на следующий день перепечатывает «Казахстанская правда». Профессора, академика М. О. Ауэзова увольняют за «буржуазно-националистические ошибки» из университета, выводят из коллектива авторов многотомной «Истории Казахской ССР». Он вновь вынужден, во избежание ареста, скрытно уехать в Москву и два года читает лекции по казахской литературе на кафедре литератур народов СССР МГУ.
В 1954 году в Москве он завершает тетралогию «Путь Абая», входит в состав редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Дружба народов», выступает с докладом о творчестве Абая на торжественном собрании в Колонном зале Дома Союзов Москвы и триумфально возвращается в Алма-Ату, восстанавливаясь во всех должностях.
В 1955 году избирается депутатом Верховного Совета КазССР IV созыва и начинает совершать зарубежные поездки в составе литературных делегаций, одновременно работает над «Антологией казахской поэзии» и с переводчиками дилогии «Путь Абая».
28 сентября 1957 года 60-летие М. О. Ауэзова. Награждён орденом Ленина, ему присуждено звание «Заслуженный деятель науки КазССР».
В Дни казахской декады в Москве 1958 года в центре внимания общественности были двухтомный роман-эпопея М.Ауэзова «Путь Абая», изданный на русском языке, солидная «Антология казахской поэзии» и мемуары Бауржана Момыш-улы «За нами Москва».
В 1959 году за дилогию «Путь Абая» М.Ауэзову присуждена Ленинская премия, он избирается депутатом Верховного Совета Казахской ССР V созыва.
С группой советских писателей в 1960 году посетил США. По возвращении работает над циклами очерков «Американские впечатления» и над новым романом «Племя младое».
Летом 1961 года едет в Москву на лечение. 27 июня 1961 года умирает во время операции.
Анет Баба Кишикулы
(1626-1723 гг.)
Немногие казахстанцы знают о том, что нашей Конституции более 300 лет. Первый свод норм обычного права, известный под названием «Жеты жаргы», был принят в еще XVII веке. В его составлении принимал участие замечательный ученый и правовед Анет баба.
Анет баба Кишикулы – казахский бий, советник хана Тауке. Окончил Бухарское медресе. В совершенстве знал шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, участвовал в составлении норм обычного права «Жеты жаргы», определявших основные принципы казахского феодального права. Выступал за свободу, независимость и целостность родного края, за единство и сплоченность народа. За эти благородные качества назван в народе Анет баба, что означает старейшина.
Анет баба Кишикулы, в свою эпоху прозванный «Бием всех биев», был великим ученым, государственным деятелем, выдающейся исторической личностью, внесшей достойный вклад в разработку правовых актов юриспруденции на заре казахской государственности. «Бий всех биев». Как понимать эти слова? Такая высокая оценка и почесть давалась тому, кто окончил Бухарское научное медресе и освоил полный курс по 12 предметам, в том числе по «мусульманским традициям и обычаям», «юридическому праву». Став великим ученым, он должен был воспитать нескольких молодых биев, благословив их на праведный путь. Сам же он должен был быть мудрым и справедливым бием, пользоваться большим авторитетом не только у простого народа, но и в высших кругах власти.
Би-Ата, «Бий всех биев», строго руководствовался правилами правового документа «Жеты жаргы», принимал решения по возникающим в то время крупным спорам и разногласиям. На основании положений «Жеты жаргы» он давал оценки дипломатическим отношениям во внутренней и внешней политике Казахской орды.
Анет баба являлся непосредственным духовным наставником трех почтеннейших биев среди казахов: Толе би Алибекулы, Казыбек би Келдибекулы, Айтеке би Байдибекулы Он учил их быть защитниками истины и врагами несправедливости, был для них великим воспитателем, мудрым учителем, «старшим братом». Вот один пример: как-то молодой Толе би приехал к Анет бабе за советом. Баба попросил его сломать пополам 6 стрел по одной, а затем сделать пучок из сломанных 12 стрел и снова сломать. Естественно, Толе би легко сломал стрелы по одиночке, пучок из 12 стрел сломал не сразу. Тогда Анет баба сказал ему: «Толежан, ты делай то, что желает большинство людей. Если ты исполнишь их желание, то они будут выполнять и твои просьбы. Если вы будете вместе и в согласии, то никто не сумеет сломать вам хребет, а если нет, то его легко сломать, как одинокую стрелу».
В свое время батыры и ораторы получали благословение у известных биев. Так, Шакшакулы Жанибек от Толе би, а Датулы Сырым от Малайсары, это равносильно получению аттестата зрелости от наставников.
Молодой, но уже известный Казыбек би узнал о том, что Анет баба, окончив Бухарское научное медресе, стал великим ученым бием. На лето он решил приехать к нему поучиться шариату, юридическому праву, изучить древние обычаи и традиции казахов, и вообще многому, чего он еще не знал. Осенью, готовясь к возвращению домой, перед прощанием с Анет бабой Казыбек би спросил у него: «Баба! Что портит жизнь? Что портит человеческую честь и совесть? Откуда исходит грех?» Задумавшись, Анет баба ответил: «Светоч мой. Есть арабское слово „акм“, которое состоит из трех букв, если повторить его дважды, то получится шесть букв (акм, акм). Эти шесть букв являются началом следующих шести слов: это женщина и золото, месть и лесть, себялюбие и карьеризм (‰йел ж‰не алтын, кек ж‰не к™лгір (к_н к™ру), менмендік ж‰не мансапKорлыK). Ты задал три вопроса, в основе их это слово „акм“, запомни его, сынок. Человек, увлекаясь ими, портит себе жизнь, теряет честь и совесть, совершает грех».
Анет баба прожил долгую жизнь. В возрасте 97 лет он погиб вместе с пятью сыновьями в народно-освободительной борьбе против джунгарских захватчиков.

Урочище Жидебай расположено в 178 км от города Семей на территории Абайского района. В XIX в. Урочище представляло собой небольшую возвышенность, протянувшуюся вдоль Чингизских гор в пойме реки Караул. Свое название местность получила от имени человека, впервые обосновавшегося здесь еще до прихода Ускенбаевых Кунанбаевых. 
В 1840 году здесь поселяется Кунанбай Ускенбаев, отец Абая. Когда брат Абая - Оспан подрос и обзавелся семьей, Кунанбай передал ему свою зимовку, а сам переселился в урочище Акшокы. В 1894 году через два года после смерти Оспана в зимовке поселился Абай. По его проекту был построен новый дом. В зимовке вместе с Абаем проживали его внуки Аубакир и Пакизат. В свое время они были взяты на воспитание Оспаном и Еркежан. После смерти Абая Жидебай переходит в руки Аубакира. 
В 1945 году к 100-летию Абая зимовка была реорганизована в дом-музей. Полностью же она была восстановлена к 125-летию Абая и дополнена литературной экспозицией к 150-летию поэта. Экспозиция дома-музея расположена в 5-ти комнатах и 2-х коридорах. 
 
 
 
В первом коридоре воссоздана атмосфера того времени, в котором жил и творил Абай, показана история урочища Жидебай и зимовья. Генеалогическое древо знакомит с родословной и потомками Абая.
В воссоздании интерьера дома Абая неоценимую помощь оказали домработники Абая, очевидцы его жизни и деятельности. Воспоминания Катпы и Макып Корамжановых, Мухтара Башеева и других нашли свое место в экспозиции. Они помогают посетителям представить Абая не только как поэта, но и как человека, узнать его привычки, характер, увидеть его в быту, в кругу домочадцев.
Своеобразие поэтов абаевской школы раскрывают стенды, посвященные сыновьям Акылбаю, Магавье, племяннику Шакариму, ученику и другу Кокбаю Жанатаеву, внуку Аубакиру. Личность Абая, его творения, широко распространившиеся в степи, притягивали к его аулу  известных поэтов, певцов того времени.
Один из разделов знакомит с гостями аула Абая. Среди них были композиторы, певцы Биржан сал Кожагулов, Мади Бапиев, ученики Абая, преемники его литературных традиций: поэты Арип Танирбергенов, Асет Найманбаев, Уайыс Шондыбаев.
Поэты абаевского окружения распространяли в устной форме новаторские произведения своего наставника в других уездах. Продолжая традиции Абая, изучали произведения русской классической литературы, делали переводы.
Следующий раздел экспозиции отражает дружеские взаимоотношения Абая с политическими ссыльными. Познакомившись с Абаем, они помогают ему систематизировано, глубоко изучать русскую и западно-европейскую художественную, историческую литературу.Ссыльные друзья Абая были гостями его аула. По воспоминаниям сына Абая Турагула, племянника Какитая Искакова, Е. П. Михаэлис ( с 28. 12. 1871 г. по 26. 04. 1872 г.), С. С. Гросс ( с 4. 06. 1884 г. по 01. 07. 1884 г.), Н. И. Долгополов ( с 15. 07  по 10. 08. 1885 г.) гостили в ауле Абая.
Ссыльные интеллигенты привлекают поэта к краеведческой и просветительной работе. Абай помогает им собирать материалы по этнографии для музея, оказывает помощь в изучении быта, этнографии, истории, обычного права казахов.Истории становления абаеведения как науки, начиная с первых прижизненных отзывов, включая труды основоположника абаеведения М. Ауэзова, посвящен отдельный раздел. 
Столовая комната
Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Один большой, в нем варилось мясо, другой поменьше для легкой пищи. Оба казана закрывались деревянными крышками. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара.
Среди домашней утвари деревянная посуда: астау блюдо для разведения курта, кумысный набор. В обстановке комнаты имеется мебель: шкафы для посуды, кебеже ларь для хранения пищи, асадал шкаф на высоких ножках для хранения пищи и продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами из дерева. С правой стороны от окна находится деревянная кровать, лицевая сторона которой инкрустирована костью. Над кроватью   старинный ковер из черного бархата с красными аппликациями. Он принадлежал жене Абая Дильде. 
Жидебайский период творчества
В урочище Жидебай прошли последние 10 лет жизни поэта. Они были наполнены плодотворным писательским трудом. В Жидебае, написаны 75-76 лирических стихов Абая, в которых нашли отзвук события личной жизни поэта. Им были написаны 27 из 45-ти «Слов назидания», осуществлены переводы произведений Лермонтова и Крылова. Жидебай для Абая был источником поэтического вдохновения и философских раздумий.
Экспозиция второго коридора посвящена произведениям Абая, написанным в Жидебае.
Экспозиция открывается лирикой 90-х годов. В 90-е годы поэзия Абая поднялась к высотам реалистического мастерства. Центральное место в лирике Абая последних лет занимают стихи нравственно-философского характера о смысле жизни, о назначении и судьбе человека.Лирические произведения Абая перекликаются со «Словами назидания» «Карасоз» или «Гаклии».
      «Слова назидания» («Гаклии») созданы в 1890-1898 гг. «Карасоз» это разговоры поэта с самим собой, заметки и размышления о том, что он видел, что прочитал, что сочинял. Они являются ключом к пониманию внутренних переживаний поэта. Высокий гуманистический пафос, напряженность и глубина раздумий о смысле жизни, образная, яркая и точная речь, совершенство стиля позволяют отнести это произведение к числу выдающихся литературных памятников.       В 90-х годах из русской литературы Абай переводит М. Ю. Лермонтова и И. А. Крылова.«Кинжал», «Выхожу один я на дорогу», «Дары Терека», «Парус», отрывки из «Демона» до сих пор остаются непревзойденными по точности и мастерству среди переводов Лермонтова на казахский язык.
 
Гостиная комната
Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан постилочными коврами сырмак. А на стене ворсовый ковер. Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент кобыз.
 
Рабочий кабинет
Здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты   низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе - карманные часы, которые отсчитывали время поэту, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов». Здесь же, рядом с рукописью -национальная игра тогуз -кумалак. Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу любимые книги. Произведения
восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе настольная лампа, шашки, шахматы и книги спутницы всей его творческой жизни.
 




Передняя комната
Слева на стене находится такия головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая Багфуром Акылбаевым. На стенах фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман средний сын Абая, Оспан младший брат Абая. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе кумысный набор, отделанный серебром. Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями. В углу - ружье трехствольное (охотничьим ружьем центрального боя Абай был награжден Западно-Сибирским генерал-губернатором бароном Таубе в 1890 г. «За усердную службу и особые заслуги»).
 
Комната Еркежан
Еркежан жена Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая: Аубакир и Пакизат. Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу - деревянная кровать с убранством.










































Годы репрессий.

В 1937-1938 гг. репрессии приняли массовый характер. Были арестованы и уничтожены государственные и общественные деятели Т. Рыскулов, Д. Садвакасов, У. Исаев, У. Жандосов,
писатели С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, ученые К. Жубанов, С. Асфендияров,
А. Байтурсынов, М. Тулепов и др.
В Казахстане было создано 7 лагерей, крупнейшим из которых был Карагандинский лагерь особого режима (Карлаг), специально для жен «изменников родины» был создан Акмолинский лагерь (Алжир).
В Карлаге долгий срок отбывал ученый А.Л. Чижевский, автор уникального труда по теории крови в условиях невесомости; академик, Герой Социалистического труда В.С. Пустовойт; основатель радиационной генетики Н.В. Тимофеев-Ресовский, крупный специалист по теплотехнике профессор В.Л. Пржецлавский и многие др.
В специально созданные поселения были завезены около 70 тыс. раскулаченных с Поволжья, Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской, Харьковской и Оренбургской областей. Осенью 1932 г. в Карагандинскую область прибыло несколько эшелонов репрессированных курдов, турок, азербайджанцев, иранцев, высланных во время «очистки пограничной полосы» вдоль Кавказской границы СССР.
В 90-х гг. было реабилитировано около 90 тыс. человек. В процессе пересмотра дел репрессированных выяснилось, что практически половина из них была осуждена несудебными органами - коллегией ОГПУ, «тройками», особыми совещаниями.


3. Заключение.


Чингистау - земля, освященная временем и степными ветрами, врастившая великих казахских писателей и поэтов - Абая, Шакарима, Мухтара. Здесь они черпали свое вдохновление, создавали стихи, романы повести, ставшие впоследствии одними из лучших произведений казахской литературы, известному всему человечеству.

Значение памятников в  современном мире многогранно.
Памятники заказывают ушедшим близким, выдающимся личностям страны. Памятники ставят животным. Памятники устанавливают в связи с каким то историческим событием - это исторические памятники.
Памятники культуры  - объект материального и духовного творчества.
Памятники, мемориалы, надгробья  - безмолвная сторона человеческой
деятельности. Так уж повелось - люди стараются сохранить в памяти самое дорогое, самое сокровенное.
































4. Использованные литературы.

1. "Энциклопедия «Литература и язык" Издательство "Росмэн".

2. Altaynews.kz

3. Turkistan.ru

4. peoples.ru

5. greamind.ru

6. uznaem-kak.ru

7. Wikipedia.org

8. biographera.net

9. gendocs.ru

10. mugalim.ru

11. АЛМАТЫ «Онер» 1991









13PAGE 15


13PAGE 14- 4 -15




°