Влияние молодежных субкультур на развитие личности

МБОУ «Зеленовская средняя общеобразовательная школа»
Фроловский муниципальный район Волгоградской области









Общешкольный классный час
"Влияние молодежных субкультур на развитие личности".



Разработала и провела:
педагог-психолог
Цухникиди Ольга Пантелеевна








2014 г.
Тема "Влияние молодежных субкультур на развитие личности".
Цель: 1.    Формирование информационной компетентности, изучение негативных и позитивных сторон существующих субкультур. 2.    Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, умения работать с информацией. 3.    Воспитание культуры обмена мнениями, умения выражать свою точку зрения, ведения  дискуссии. Задачи: 1.   Познакомить детей с молодежными движениями. 2.   Выявить причины появления субкультур в обществе и установить их влияние на развитие подростка. Оборудование: экран, проектор, слайды с текстами, презентация, карточки трех цветов Форма проведения: классный час
№ слайда
Слова ведущего
Обратная связь

Слайд № 1
"Влияние молодежных субкультур на развитие личности"






Слайд № 2
Цель занятия


Слайд № 3
Цветные карточки










Слайд № 4
Субкультура – это























Слайд № 5
почему подростки вступают в такие объединения?
Ход мероприятия. Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на нашей встрече.  Сегодня мы поведем разговор о молодежных субкультурах. Я уверена, что каждому из вас случалось идти по улице, ехать в транспорте или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы - представители современных субкультур. Неформальные субкультуры существуют, но мы не знаем их сути. Цель нашего занятия: выяснить, что же такое неформальные молодежные субкультуры и почему все больше подростков становятся неформалами, а также влияют ли неформальные молодежные субкультуры на развитие личности. Для работы вам раздали карточки трех цветов: красные, зеленые и белые.
В течении нашей работы, вы будете знакомиться с неформальными молодежными субкультурами и после каждого знакомства, вы для себя должны будете сделать выбор: если вы нашли много положительного в данном молодежном объединение, вы поднимите зеленую карточку, если отрицательное отношение – красную, если вы нейтральны, то есть практически вам безразличны все то что делают данные подростки – белую карточку.
Вам понятен ход нашей сегодняшней работы? 2. Основная часть.
(Все вопросы сопровождаются показом слайдов) В.: - Молодежная субкультура, что это такое?       Субкультура - это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе. Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными. В.: - Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?
Формальные - это детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством.  Например: спортивные организации, клубы по интересам, Неформальные - отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты. В.:  - Какие вы знаете неформальные молодежные объединения? Предполагаемые ответы детей: Рокеры, байкеры, эмо, скинхеды, панки, фрики, и др. В.: - А как вы думаете, почему подростки вступают в такие объединения? Каковы причины? Предполагаемые ответы: - Некоторые это делают из подражания. - Кто-то думает, что таким образом он кажется взрослее. - Есть очень одинокие люди, вступающие для того, чтобы быть в коллективе. - Быть неформалом - сегодня это возвышает подростка в кругу сверстников. - Стремление быть не таким, как все, обратить на себя внимание родителей и сверстников и т д. -  А вы не хотели когда-нибудь стать неформалом, вступить в какую-либо неформальную молодежную организацию? Я думаю, что в этом нет ничего плохого. Просто вы стремитесь быть самостоятельными, не зависящими от мнения взрослых, вам хочется выделяться среди сверстников. Например, я знаю одну девочку Алёну, которая несколько лет назад причисляла себя к субкультуре «анимешников». Она увлекалась японскими мультфильмами – аниме, читала японские комиксы – мангу, одевалась в стиле «анимешников». Это никак не отражалось на ее поведении и учебе. Со временем это увлечение прошло. (Рассказ сопровождается показом слайдов) Сейчас я предлагаю вам рассмотреть историю некоторых группировок. Напоминаю, что вы должны внимательно смотреть и слушать, анализировать информацию, делать выводы, так как в конце мы должны подвести итог - влияют ли неформальные молодежные субкультуры на развитие личности подростков.
И не забывайте после каждой прослушанной информации голосовать.






























Диалог с подростками: что такое формальные и неформальные группировки?













Видеоролик № 1
«Готы»
Начнем  с наиболее известного молодежного течения ГОТЫ. (видеоролик)
"Готы" (от англ. goths - готы, варвары) - молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, которое характеризуется мистически мрачным, депрессивным отношением к жизни. Идеология движения "готов" основана на идее романтизации смерти, боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующий стиль в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к "темной стороне бытия", что как-то связано со смертью, с фатализмом. Для субкультуры "готов" характерна театральность. Им нравится ощущение собственной порочности и неординарности. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую и вампирскую эстетику. Они часто находятся в депрессивном  психологическом состоянии, иногда вызывая его искусственно, принимая наркотики. Их взгляд на жизнь равнодушен и меланхоличен. Средний возраст "готов" - 15-19 лет. Внешние признаки "готов": Длинные волосы, окрашенные в иссиня черный цвет. В одежде используется исключительно черный цвет. Одежда обычно длинная. Девочки-готы предпочитают носить корсеты, зачастую носят длинные платья, стилизованные под старину, либо длинные черные юбки в сочетании с черными блузами. "Готы" носят черные высокие ботинки со шнуровками. Также для готов характерно ношение колец, кулонов, подвесок, значков, брошей с сатанистской символикой, символикой смерти (изображения черепов, скелетов, гробов). Готическая субкультура не вписывается в окружающий мир: люди с разными чувствами сторонятся готов, оглядываются, если проходят готы. И готы это понимают: они не любят рассказывать о себе, не разрешают себя фотографировать.



Давайте проголосуем: Кто считает, что в готической субкультур много положительного, вы поднимите зеленую карточку, если отрицательное отношение – красную, если вы нейтральны, то есть практически вам безразличны всё то что делают данные подростки – белую карточку.
Я согласна, что готическая субкультура небезобидна. Она не учит подростка добиваться цели в жизни, искажает действительность. Постоянные мысли о загробной жизни подавляют психику, порождают пессимизм, уныние, нежелание думать о будущем. Не находит место в этой субкультуре жизнелюбие, радость от достигнутого, мотивация к учебе и труду, удовлетворение от жизни, чуткое отношение к родным, близким, друзьям, бережное отношение к собственному здоровью.

Голосование № 1


Видеоролик № 2
ЭМО

Следующая субкультура ЭМО.  (видеоролик)
Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный) - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid - молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl - девочка, девушка). Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски - два "маленьких хвостика", яркие "заколочки" - "сердечки" по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо используют большое количество фиксирующего лака для волос. Часто эмо-киды прокалывают уши. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице). И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью. Ногти покрывают чёрным лаком. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый, хотя и другие яркие сочетания считаются допустимыми.Мироощущение Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение.  Зачастую эмо-кид - ранимый и депрессивный человек, его отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессивности.

Давайте проголосуем: Кто считает, что в субкультуре ЭМО много положительного влияния на молодежь, вы поднимите зеленую карточку, если больше отрицательного влияния – красную, если вы нейтральны, то есть практически вам безразличны всё то что делают данные подростки – белую карточку.
ВЫВОД: В.: - Эмоциональным человек может быть только от природы. С одной стороны эмоциональный человек - сверхчувствительный (до слез) к чужому несчастью, в какой-то степени слабый: не умеет переживать неприятности. С другой стороны - это человек с повышенным чувством юмора, видит смешное там, где не видят другие. Психически здоровый человек способен сдерживать свои эмоции.



























Голосование
№ 2


Видеоролик № 3
ПАНКИ
3.  Еще одна молодежная субкультура - ПАНКИ. Сообщение о ПАНКАХ. (видоролик)
Панки -от англ. punk- отбросы, гнилье, что-то ненужное. Движение панков возникло в 70-х годах 20 века, когда Запад переживал серьёзный кризис. Рост безработицы, снижение уровня жизни вызвали массовое недовольство молодёжи. Лозунг поколения  - "НЕТ БУДУЩЕГО". Панки в нарочито бедняцких одеждах воплощали собой бунт в закостенелом обществе. Панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами. Это, прежде всего, подростки 13 - 16 лет. Они демонстрируют пренебрежение к культуре, к общественным нормам.  Панки не имеют своей программы, они слоняются по городу, бездельничают и хулиганят. От учебы отлынивают, паразитируют за счет родителей. Большинство панков - дети рабочих районов, хотя, встречаются исключения. Стандартной панковской прической считается "ирокез" - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Любые вызываемые им ассоциации имеют выраженный агрессивный характер - гребень на спине ящера, воинственно поднятый хохолок на голове птицы, украшение на шлеме древнегреческого воина или европейского кирасира, боевая прическа воинственного индейца-ирокеза. Но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волоcах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они вставляются повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши).  Давайте проголосуем: Кто считает, что в субкультуре ПАНКИ много положительного влияния на молодежь, вы поднимите зеленую карточку, если больше отрицательного влияния– красную, если вы нейтральны, то есть практически вам безразличны всё то что делают данные подростки – белую карточку.
ВЫВОД: Панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка, специалисты-медики утверждают, что татуировки, пирсинг, порезы опасны для здоровья, чреваты попаданием инфекций, несоблюдение гигиены ведет к различным заболеванием, внешний вид панков не соответствует менталитету славянских народов.
























Голосование №3

Видеоролик № 4
БАЙКЕРЫ
4. Еще одна всем известная субкультура БАЙКЕРЫ.  (видеоролик) Байкеры (англ. biker, от bike motorbike "мотоцикл") - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Байкеры объединяются в клубы, которые в подавляющем большинстве случаев, носят мирный характер. Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и Россию. Внешний вид байкеров: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, "косуха" (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с "цветами" (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку. Символом байкеров является череп. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверье, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека. Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Не раз приходилось слышать, что байкеры - просто сумасшедшие люди, которым надоело жить. Более того, для большинства сторонних наблюдателей эти "всадники ночи" кажутся бездельниками, у которых действительно только ветер в голове. На самом деле тунеядцам среди байкеров делать нечего. Убеждаешься в этом, узнав хотя бы, сколько стоит хороший мотоцикл и сколько средств уходит на его содержание и бензин, во что обойдется вся экипировка стильного байкера. А среди "Железных братьев" много бывших офицеров, юристов, экономистов, художников, дизайнеров Философия байкерства - это гимн мужественности и братству. Байкеры - одни из немногих, для кого слова "один за всех, все за одного" - не пустой звук, а стиль жизни. Давайте проголосуем: Кто считает, что в Байкерское объединение много положительного влияния на молодежь, вы поднимите зеленую карточку, если отрицательного влияния больше – красную, если вы нейтральны, то есть практически вам безразличны всё то что делают данные подростки – белую карточку.
Вывод: Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на "железного коня", но нельзя не отметить, их вклад и благотворительную помощь детям.































Голосование
№ 4


Слайд № 5
Скинхеды


















































































Видеоролик № 4
социальный


5.  - Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Есть молодые люди, которые и сегодня кричат: " Хайль Гитлер", носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют фашистские методы. Это - СКИНХЕДЫ.
Скинхэд - произошло от англ. "скин хэд"- бритая голова. Их так и называют -  "бритоголовые".  Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. Ненавидят, рэперов, хиппи, панков и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет. Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить свои способности в совершении насильственных действий по отношению к более слабым. Основой идеологии является воинствующий национализм и расизм. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер. Это слово всегда звучит рядом со словом насилие. Внутри группировки царит жесткая военная дисциплина, а новичкам устраивают испытание, может быть, в виде группового избиения. Тем самым проверяют не только умение терпеть боль, но и быть униженным и покорным слугой вождя. Стихотворение: Тяжелые злые ботинки с хрустом ломают ребра. Стоят над лежащим противником со взглядом жестоким и твердым. Строгая черная форма, на рукаве горит свастика, Память подскажет услужливо: еврейских погромов классика. Пахнет горящими шинами и дымом печей Бухенвальдских. И вспыхивает в подсознании холод расстрелов февральских. Для них не имеет значения цвет кожи, возраст и звания Они своего не стесняются, омытого кровью призвания. Поставив себя выше Бога, свое начинают судилище "Сверхлюдям" нашего времени не страшен ни Бог, ни чистилище. Не нужно дурной пропаганды, мне свой выбор сделать позвольте. В свое приглашают движение. А я им не верю, увольте. - Как вы думаете, почему мы не стали наглядно демонстрировать эту молодежную субкультуру? Давайте проголосуем: Кто считает, что в это движение положительно влияет на молодежь, вы поднимите зеленую карточку, если много отрицательного влияния – красную, если вы нейтральны, то есть практически вам безразличны всё то что делают данные подростки – белую карточку. (я надеюсь, что нет равнодушных к этому безобразию, людей)
Вывод:  Это движение связано с фашизмом; скинхэды разжигают межнациональную рознь, вражду между людьми; их проявление патриотизма крайне неправильно; действия  (насилие, убийства, нападения на людей) неприемлемы. Они агрессивны, жестоки, опасны; скинхэды подрывают законность и порядок, дестабилизируют обстановку в стране. В.: - Вот мы и познакомились с некоторыми группировками. Конечно, неформальных молодежных объединений существует намного больше  и охватить все в рамках одного занятия просто невозможно.  Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются нам на улицах городов, в телепрограммах или в средствах массовой информации.

Подводя итоги, хочется отметить, что
Негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование татуировок, проколов, порезов; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; алкоголь и наркотики (хотя нельзя сказать, что все неформалы являются алкоголиками или наркоманами, но ни в одной неформальной субкультуре это не возбраняется), нарушения закона.
Стремление к самовыражению, самореализации; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Это - тенденция подросткового возраста и в рамках толерантности эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.
Но есть другой способ самовыражения, самоутверждения себя как личности (вы его сейчас посмотрели). Спорт, музыка, танцы, искусство. И вы сами должны сделать свой выбор. - Давайте на основе того, что мы сегодня узнали, подведем итог: влияют ли молодежные субкультуры на развитие личности? ( Вызывать детей на разговор, "заставлять" их говорить)









Голосование № 5





























































Вывод: неформальные молодежные субкультуры влияют на развитие личности подростка. Тот, кто состоит в группировке, с юных лет портит свою жизнь (нарушение закона, заключение под стражу, отбывание срока наказания в тюрьме, учеба в спецшколе, тяжелые последствия употребления алкоголя и наркотиков) и жизнь окружающих. 
У этих людей обычно проблемы в семье, в школе, с милицией.    Ни одна субкультура не способствует всестороннему развитию личности подростка.

Рефлексия. В.: - Понравилось ли вам  занятие? Хотели бы вы узнать о других  молодежных объединениях? А сейчас я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие нашего мероприятия - Спасибо всем!


Заголовок 415