Методический семинар для педагогов «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Украинец Олёна Владимировна
МБДОУ «Аленький цветочек», г. Ноябрьск, ЯНАО

Методический семинар для педагогов
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Часть I. Вступительная.
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку. Вот с такой теплой нотки мне бы хотелось начать нашу встречу, где я представлю свой опыт работы.
Когда я стала определяться с темой самообразования, я долго думала и поскольку не умею рисовать, то это и стало решающем фактором при выборе темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Часть II. Теоретическая.
Проработав несколько лет по данной теме, я разработала свою систему работы, с которой и хочу вас познакомить.
Но вначале мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, что такое творческие способности? (ответы педагогов). Все верно, творческие способности – это индивидуальные особенности качества личности, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Необходимыми компонентами творческих способностей являются (творческое мышление и воображение). Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. Поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Взяв эту формулировку за правило, можно добиться успеха в развитии творческих способностей в дошкольном детстве.
Актуальность проблемы развития творческих способностей не нова в плане ее постановки. Не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения в дошкольном возрасте. Однако анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей позволил обнаружить противоречие, которое вы видите на слайде.
Отсюда, и возникла идея разработать собственную систему работы.
Цель: оказание практической и методической помощи педагогам при организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в художественно-изобразительной деятельности.
Исходя из цели, определились следующие задачи:
создание педагогических условий для развития творческого воображения и мышления, как основных компонентов творческих способностей дошкольников;
реализация авторской программы «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»;
раскрытие творческих способностей через организацию самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Данная система включает три блока, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач между всеми видами и формами общевоспитательной и общеразвивающей работы.
Раскрывать систему работы я начну с содержания I «Теоретического блока». Задачи этого блока представлены на слайде.
Разрабатывая содержание предметно-развивающей среды творческого развития ребенка через организацию «Центра изобразительного искусства» в группе детского сада, опиралась на «концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», В.А.Петровского, что позволило осуществить взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов педагогического процесса (дети-родители-педагоги). Для создания этого центра была проведена работа, направленная на:
подбор материала для ознакомления детей с разными видами искусства и художественно-творческой деятельности;
подбор традиционного и нетрадиционного материала для художественно-изобразительной деятельности;
сбор природного и бросового материала;
изготовление разнообразного нетрадиционного материала; дидактических игр и пособий.
Но на современном этапе воспитательно-образовательный процесс нельзя представить без использования информационно-коммуникативных технологий.
Я не буду останавливаться на описании достоинств использования этих технологий.
А представлю только одну, интересную на мой взгляд, форму своей работы - это организация файловой системы, которая включает в себя разделы «Творческие работы детей» и «Достижения воспитанников».
Раздел «Творческие работы детей». Здесь дети выбирают наиболее ценные для них творения и самостоятельно сканируют их, или доверяют этот процесс воспитателю. Так как дети принимают активное участие в оснащение этого раздела, то легко ориентируются в материале, при желании входят в него и рассказывают всем желающим о своих работах.
Как пример, предлагаю вашему вниманию альбом творческих работ «Салат из сказок». Работы детей выполнены в технике «рисунки из ладошки» по мотивам сказок В.В.Сутеева. Вместе с родителями дети сочинили сказки к рисункам, затем мы в детском саду отсканировали работы, набрали текст, подобрали фон и оформили вот в такой красочный альбом.
В раздел «Достижения воспитанников» информация вносится и педагогами, и членами семьи, и самим ребенком (это дипломы, благодарности, удостоверения участников различных конкурсов, выставок). Это очень важный момент для осознания ребенком своих достижений, ощущения их признания, а также для формирования правильной самооценки ребенка, для его успешного развития.
Применение информационных технологий стимулирует освоение дошкольниками новейших достижений в области компьютерных технологий. Но нельзя забывать и о живом слове педагога, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.
Поэтому с целью обогащения знаний, впечатлений об окружающем мире, разных жанрах изобразительного искусства, об истории народного промысла, наряду с использованием компьютерных средств и технологий, в работе с детьми провожу беседы, организую наблюдения и экскурсии в природу, в Музейный Ресурсный центр, «Школу искусств».
Таким образом, я познакомила вас с содержанием теоретического блока и хочу перейти ко второму основному «Художественно-практическому блоку»,
где реализуется авторская программа «Использование нетрадиционных техник в художественно-изобразительной деятельности», которая включает в себя три раздела по планированию и организации работы художественно-изобразительной деятельности.
В первом разделе представлена организация работы с детьми в виде работы кружка «Юный художник» для детей старшей и подготовительной группы. Цель и задачи кружка представлены на данном слайде.
Нетрадиционные техники художественно-изобразительной деятельности позволяют эффективно решать задачи в умении находить новые способы для художественного изображения, в определении содержания и отображении в работе задуманного, в умение передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В содержании работы кружка «Юный художник» представлены:
учебно-тематический план работы кружка для детей старшей и подготовительной группы, с которым более подробно вы можете ознакомиться, изучив Приложение 1;
перспективно-тематическое планирование работы кружка для детей старшего дошкольного возраста представлено в Приложение 2,3;
конспекты занятий, разработанные на основании перспективно-тематического планирования, вы можете посмотреть в авторской программе.
Предлагаемые занятия кружка подробно и разнообразно представляют не только технологии, но и содержание программы с учетом возможностей и особенностей детей дошкольного возраста. Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия зависит от детской заинтересованности и активности, но не более 30 минут.
Занятия кружка предполагают:
работу в «Центре изобразительного искусства»;
знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
обучение детей работе с различными материалами в нетрадиционной технике.
Последовательность этапов работы в кружке предполагает постепенное формирование таких изобразительных навыков и умений, которые позволяют детям создавать творческие работы в различных нетрадиционных техниках.
Также на многих занятиях используются игровые приемы для создания игровой мотивации и для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, задания, которые вы можете посмотреть в Приложение 5.
Сейчас хочу познакомить вас с одним из таких заданий. Называется оно «Сочини загадку», но мне потребуется ваше активное участие.
Для начала необходимо создать таблицу – опору. В первом столбце будут слова (их можно заменить рисунками или символическими изображениями), которые заключают в себе смысл: «Какая?», а во втором – «Что такое же?».
Предположим, мы пришли к решению составить загадку о моркови. Следует заполнить следующую таблицу-опору:
Какая?
Что такое же?

Длинная
Сосулька

Оранжевая
Апельсин

Хрустящая
Сухарь


Получилась загадка: Длинная – как сосулька,
Оранжевая – как апельсин,
Хрустящая – как сухарь.
Подобные задания и упражнения способствуют развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, я раскрыла содержание работы кружка «Юный художник», а сейчас познакомлю со следующим разделом авторской программы – это организация работы с педагогами (родителями) по художественно-изобразительной деятельности, которая направлена на формирование различных общепедагогических умений, повышение педагогической компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, расширение представлений педагогов о содержании, методах, условиях обучения дошкольников художественно-творческой деятельности, осознанного взаимодействия с семьей, ориентированного на развитие творческих способностей ребенка, и представлена в виде перспективно-тематического планирования, которое вы можете посмотреть в Приложение 6,7. К перспективно-тематическому планированию прилагается сборник практико-ориентированного материала, который включает в себя различные формы работы с педагогами и родителями: использование информационно-консультативного материала, проведение анкетирования, педагогических калейдоскопов, практикумов, игровых тренингов, которые реализуются через творческие игры, задания. Вот одно из таких заданий, предложенных в сборнике, я бы и хотела с вами провести.
У меня есть красивая рама, нужно создать интересную картину и подобрать к ней название. Работать мы будем в технике «бумагопластика», т.е. сминаем бумагу, кто как хочет, затем из смятых комочков (можно выпрямлять, скручивать, перекручивать листочки, свернуть петелькой) выкладываем картину.
Спасибо, у нас получилась замечательная картина «Творческие фантазии».
А я, если позволите, продолжу свое выступление.
Немаловажную роль играет выявление уровня развития творческого воображения и мышления, как основных компонентов творческих способностей, поэтому в третьем разделе авторской программы представлен комплекс диагностических заданий и диагностические карты для детей младшего и старшего дошкольного возраста, посмотрите Приложение 8,9,10,11. Данный комплекс разработан мной на основе методик, предложенных следующими авторами. Обратите внимание на слайд.
Итак, я раскрыла содержание художественно-практического блока и хочу перейти к III - «Творческому блоку»
который предполагает раскрытие творческого начала ребенка через организацию самостоятельной художественно-изобразительной деятельности.
Для этого я разработала и внедрила учебно-методическую разработку, которая содержит организационно-методические рекомендации по планированию работы в нетрадиционных техниках изодеятельности, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников. Вы можете с ней ознакомиться, посмотрев Приложение 4.
III часть. Заключительная.
Таким образом, несмотря на то, что система работы была направлена на развитие творческих способностей, почти у всех детей произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных решений.
Уважаемые коллеги, хочется надеяться, что мой опыт по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста кого-то заинтересовал, а материалы предоставленные вашему вниманию окажут практическую помощь. Обращайтесь, я с радостью поделюсь своим опытом.
Спасибо за внимание!
Ваши вопросы.









13PAGE 15


13PAGE 14715