Тезисы к научно-исследовательской работе Искусство памяти


ИСКУССТВО ПАМЯТИЦыренова Сарюна,
ученица 9 б класса МБОУ «СОСОШ № 1»
Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Ему повезло, у него феноменальная память!". Это свидетельствует о том, что люди осознают важное значение памяти как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют преимущество. Наряду с существованием "чрезвычайно хорошей памяти", случаи действительно плохой памяти встречаются очень редко. Памятью обладают все.
Есть возможность значительно улучшить свою память. Если бы мы знали процесс запоминания, то могли бы методично применять его к данным, которые хотим запомнить. Научиться заставлять работать память без бесполезного напряжения мозга, так чтобы она становилась все надежнее и вернее. Научиться хорошо управлять памятью. Это цель моего исследования.
Просто загромождая нашу память и заставляя ее работать как попало, хороших результатов не добиться.
Объект исследования: искусство памяти.
Предмет исследования: управление памятью, увеличение емкости памяти.
Мы сможем извлекать из нашей памяти ресурсы, о которых и не подозреваем.
Как и во всякой сфере деятельности, людей различает, в основном, не дар природы, а хорошее знание и стремление его применять.
Давайте вспомним кое-что. Когда начнете вспоминать, обратите внимание на качество воспоминаний. Насколько они живые и ясные? Быстро ли проявляются? Дайте время воспоминаниям полностью оформиться в вашем мозге.
Вспомните, когда вы в последний раз ходили плавать. Вспомните имя и отчество вашей первой школьной учительницы. Вспомните, как прошел ваш двенадцатый день рождения. Вспомните, во что вы были одеты вчера. Вспомните форму дубового листа. Люди, как правило, склонны запоминать то, что им интересно. Поэтому модельер легко запоминает оттенки цветов, банкир наизусть знает курсы обмена валют, астроном с первого взгляда распознает очертания созвездий.
       Ваша память  - это не только то, что вы помните, но и то, что вы позабыли. Поддерживая в форме ваше внимание, вы поддерживаете гибкими и “мышцы памяти”. Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы? Запомните пять правил гигиены вашего мозга:
1. Давайте больше кислорода крови, 2. Хорошо высыпайтесь, 3. Не курите,
4. Остерегайтесь алкоголя, 5. Остерегайтесь некоторых лекарств.
Давайте представим себе, что в первый класс пришел известный ученый – физик и стал читать детям лекцию по ядерной физике. Как вы думаете, они что-нибудь запомнят? Конечно, нет, потому что у них в памяти не хранится никакой информации на эту тему. Дело в том, что что-то абсолютно новое не может запомниться, т.к. процесс запоминание – это ни что иное, как связь старой, хранящейся в памяти информации, с новой. Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы запомнить что-то, нужно уже что-то знать.
Что хорошо знают дети? – сказки, стихи, песни. Вот эту «старую» информацию мы и будем соединять с новой, В этом случае память, как губка, впитает всю новую информацию без усилий, легко, быстро, непроизвольно.
А теперь стоит вопрос: «Как организовать процесс запоминания?» Оказывается, большинство детей младшего школьного возраста - кинестетики (60%), то есть информацию получают через тактильные ощущения. Вот почему они любят что-нибудь пощупать, потрогать руками. Другие школьники – аудиалы (27%), то есть легко запоминают все на слух, а остальные – визуалы (13%), то есть те, кто легко запоминает информацию зрительно. В том случае, если ребенок кинестетик, то больше с ним играть в мяч, в «умные карты», пусть он сам держит эту книгу в руках и листает ее, пусть больше рисует цветными карандашами. Если же аудиал, то пусть больше пересказывает рассказы и рассуждает вслух. Если же визуал, то ему достаточно больше рассматривать картинки.
Все мы в начальных классах учили таблицу умножения и деления. Мною была проведена исследовательская работа с учащимися 2 «А» класса. Ребята отвечали на вопрос НА КОГО ПОХОЖА ЦИФРА? Вот ответы детей
Мы с ребятами выбрали цифра – это 2- гусь, 3 – лягушка, 4 – заяц, 5 – петух, 6 – баран, 7 - крокодил, 8 – медведь, 9 – слон.
Также им была предложена новая методика запоминания таблицы умножения - «Веселая таблица умножения», созданная Васильевой Е.Е. и Васильевым В.Ю. в «Авторской школе Васильевых». «Веселая таблица умножения» отличается методической последовательностью, подробным рассмотрением переместительного свойства умножения и деления.
Какие же принципы легли в основу методик запоминания таблицы умножения?
Множители – это животные, по форме тела похожие на цифру; произведение – это предмет, по форме похожий на число; действие умножения – это рассказ, объединяющий животных и предмет.
-Ученики уже достаточно хорошо запомнили, какой цифре соответствует какое животное, и хорошо подготовились к следующему этапу: запоминанию самой таблицы умножения. Но ребята не «зазубривали» цифры, а придумывали смешные, необычные рассказы с любимыми животными.
Умножение на ноль.
- Как ты думаешь, на что похож ноль? - На мяч, на обруч, на бублик, на колесо. А еще ноль похож на огромную шляпу.
- Вывод: если накрыть огромной шляпой любое животное или предмет, то останется только шляпа. Другими словами, при умножении любого числа на ноль, будет ноль.
- Если накрыть лягушку шляпой, то останется шляпа, т.е. 3 х 0 = 0.
- Если накрыть зайчика шляпой, то останется шляпа, т.е. 4 х 0 = 0.
Умножение на 1.
- Как ты думаешь, а на что похожа 1? - На карандаш, на столб, на палку - А еще цифра 1 похожа на зеркало. - Когда ты смотришься в зеркало, то кого ты там видишь? - Я вижу себя.
- Любое животное если посмотрится в зеркало, то увидит самого себя.
Значит при умножении любого числа на единицу, будет само число.
- Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.
- Если лягушка посмотрится в зеркало, то увидит саму себя, т.е. 3 х 1 = 3.
- Если зайчик посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е. 4 х 1 = 4.
Один гусь прогоняет другого гуся со стула, а тот не хочет уходить… Два гуся – это 2 и 2 , а стул – это перевернутая цифра 4. Значит 2 х 2 = 4.
Две лягушки играют с воздушным шариком… Две лягушки – это 3 и 3 , а воздушный шарик – это 9. Значит 3 х 3 = 9.
Одной из школьных проблем является таблица умножения. Многие дети даже в 6 классе путаются в таблице умножения, а с делением дела обстоят еще хуже. Данная методика, позволяет легко, весело, быстро и, главное, навсегда запомнить таблицу умножения и деления.
Чтобы уметь "извлекать" часть сведений из памяти, небесполезно знать некоторые принципы работы мозга и его структуру.
Сейчас известно, что воспоминания остаются "выгравированными" в памяти навсегда. Фишки "картотеки" не разрушаются. К потере воспоминаний приводит неспособность найти их в памяти или прочесть.
Однако известно, что для нахождения воспоминаний работа мозга является главной. Мы не знаем, где хранятся воспоминания, но знаем, что только мозг позволяет их классифицировать, хранить в памяти и находить.
Значит, память является функцией мозга, и, как всякая его функция, может быть развита и поддается тренировке. Индивидуум от индивидуума отличаются только способом запоминания, то есть процессом памяти.