Этическая беседа на тему: О чуткости и правдивости


Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста
на тему: «О чуткости и правдивости»
Гришина Людмила Ивановна воспитатель г. Тольятти
Цель : Корректировать знания детей о чуткости и правдивости;
обобщить и закрепить представление детей о необходимости доброжелательного, чуткого
отношения к людям ( старшим, сверстникам, малышам);
показать взаимосвязь и особенности таких нравственных понятий, как чуткость и
правдивость;
помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.
Воспитывать в детях чуткость и правдивость на примере литературных героев.
Ход :.1.- Дети, какие праздники в феврале и марте будет отмечать наша страна и мы с вами?
( День защитника Отечества и 8 Марта )
- Вспомните, как в прошлом году вы поздравили своих родителей с этим праздником?
Какие подарки вы сделали? Как их преподнесли? Что сказали? Приятно было родителям,
что дети их поздравили с праздником? ( Ответы детей )
- Как вы думаете, что было самым хорошим, самым приятным подарком вашим мамам и
папам ? ( Ответы детей )
- Как же надо себя вести, чтобы доставить радость родителям, не огорчать их?
( Сделать обобщение о том, как нужно себя вести в семье и почему. В процессе обобщения
отметить, что к родителям и другим членам семьи надо относиться заботливо, чутко,
нельзя их обманывать и огорчать).
- Как вы думаете, что такое чуткость? ( Ответы детей )
- Что такое правдивость? ( Ответы детей)

- Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? (Ответы детей)
( Обобщить ответы детей. Сказать, что это разные качества: Чуткость – это такое поведение,
когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение,
когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит чуткость и правдивость –
это разные качества. Но они походят друг на друга: когда люди не обманывают других,
говорят правду, то они поступают чутко, не огорчают других людей.)

Физминутка «Две подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали ! Лопнул шар, а две подружки,
Посмотрели – нет игрушки,
Сели и заплакали.
(Формировать умение точно передавать собственное эмоциональное состояние средствами мимики, жестов).
2. – Сейчас я вам прочитаю рассказ Валентины Осеевой «Что легче». ( Чтение рассказа)
- Вопросы после чтения : - Почему писательница Осеева назвала свой рассказ «Что легче».
- Что же оказалось легче?
- Почему вы думаете, что правду сказать легче, чем обмануть ? Привести пословицу «Лучше горькая правда, чем красивая ложь».
- Почему всегда надо говорить правду? ( Обобщить ответы детей. Привести пословицу «Соврешь-
не помрешь, а потом не поверят». ) - Что сказал третий мальчик? «А я правду скажу, не хочу я маму обманывать».
Его можно назвать не только правдивым, но и чутким, так как он заботливо относится к маме, не
Обманывает, не обижает ее. Значит чуткость и правдивость не только разные качества, но и
походят друг на друга: быть чутким – хорошо и быть правдивым – это тоже хорошо, это тоже
приятно людям.
Сделать вывод : Людей обманывать нельзя, так как это не красиво и нехорошо. Поэтому надо
быть чутким и правдивым
- Только ли к родителям надо быть чутким и правдивым? К кому еще надо относиться чутко и
правдиво? ( К товарищам, малышам, ко всем людям, даже незнакомым.)
Итог. – О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали?.Какой вы сделали для себя вывод. Вам домашнее задание. Понаблюдайте ,как ведут себя взрослые и дети в
общественном транспорте, на улице, в магазине. А потом нам всем расскажите, что
хорошее и плохое вы увидели в поведении людей.