Статья Аналитическая справка по итогам работы дополнительного образования


Аналитическая справка по итогам работы дополнительного образования в МКОУ Казанской СОШ за 2015-2016уч.г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Казанская средняя общеобразовательная школа осуществляет дополнительное образование по двум направлениям:
кружковая работа,
работа школьной детской организации «Искра».
Кружковая работа состоит из двух частей:
- кружок «Первые шаги»,
- кружок «Цветоводство».
Рабочая программа «Первые шаги» предназначена для подготовки детей 5-6 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-6 лет, научный руководитель Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2013), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:
Н.А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5 – 6 лет. – М: Просвещение, 2013.
С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 – 6 лет. – М: Просвещение, 2013.
А.А. Плешаков. «Зелёная тропинка». Пособие для детей 5 – 7 лет. – М: Просвещение, 2013.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные задачи программы:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств;
формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности;
формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений;
развитие умений действовать по правилам.
Название курса Количество недель Число занятий в неделю
«Развитие речи» 34 1
«Математические ступеньки» 34 1
«Зелёная тропинка» 34 1
Итого: 3
Итого за год: 102 ч.
       Курс «Развитие речи» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать выводы.
Курс «Зелёная тропинка» направлен на коррекцию и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основе подготовки лежат непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах быта, инструментах, технике. «Явления общественной жизни» расширяют круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.
В 2015-2016уч.г. по программе «Первые шаги» обучалось 13 детей.
В результате обучения курсу «Развитие речи» дошкольники научились:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
В результате обучения курсу «Математические ступеньки» дошкольники знают:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц),
- состав чисел из двух меньших,
- различать геометрические фигуры,
- правую и левую сторону,
- понятия вчера, сегодня, завтра,
- называть месяцы года
Дошкольники умеют:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
- соотносить цифру и число предметов,
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными,
- сравнивать числа в пределах 10,
- уравнивать неравное число предметов (добавить, убрать),
- различать форму предметов,
- выражать местонахождение предмета по отношению к себе и другим,
- называть части суток, время года, дни недели.
- ориентироваться на листе бумаги (вверху справа, внизу слева, в центре и др.), на плоскости и в пространстве (передвигаться в заданном направлении: вверх, вниз, направо, налево, прямо и т.д.);
- определять взаимное расположение предметов (правее, левее, выше, ниже, между и т.д.);
- сравнивать предметы по длине, массе, используя практические действия; упорядочивать их;
- сравнивать количество предметов в двух группах (больше, меньше, столько же);
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом;
- объяснять (на предметах, предметных рисунках) конкретный смысл действий сложения и вычитания;
- различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в окружающем мире;
В результате обучения курсу «Зелёная тропинка» дошкольники
-имеют представление о сезонных изменениях в природе;
-определяют состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
-умеют вести календарь природы с помощью взрослых;
-знают о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
-умеют различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Работа кружка «Цветоводство» направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями; приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду. Отдельные темы работы кружка направлены на изучение размножения растений, закрепляются биологические понятия вегетативного размножения, его быстрота в отличие от полового размножения. Работа направлена на воспитание любви к живой природе.
Цель программы:
Познакомить детей с разнообразием комнатных растений, привить практические умения и навыки по выращиванию и уходу за ними.
Задачи: 1. Развивать познавательные универсальные учебные действия в процессе получения дополнительных знаний о комнатных растениях, учить анализировать, классифицировать их.
2. Приобретать практические умения и навыки
3. Развивать личностные универсальные действия, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - любовь к природе, труду.
4. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах, парах, на практических занятиях.
В кружке «Цветоводство» занимаютсядети 10 - 12 лет.
На занятия кружка«Цветоводство» отводится:
-количество часов в год – 68 часа в год;
-количество часов в неделю – 2 часа.
№ п\п Раздел Кол-во часов
1 Строение и размножение растений 8
2 Экскурсии 14
3 Уход за растениями 20
4 Посадка и пересадка растений 8
5 Составление панно и композиций из сухих растений 10
6 Легенды, сказки, загадки 10
Итого: 68
В 2015-2016 уч.г. занятия кружка посещали 15 учащихся 4-6 классов.
В результате изучения программы учащиеся узнали строение декоративных растений, особенности их содержания, ухода и размножения, запомнили названия многих комнатных растений и способы защиты их от вредителей, научились приготавливать земельную смесь для посадки и высаживать растения, правильно их подвязывать и выбирать для них вазоны, классифицировать растения и проводить их паспортизацию, а также вести календарь ухода за комнатными растениями. Дети делали панно и композиции из цветов, устраивали выставки, узнали легенды и исторические сведения о растениях.
Детская организация «Искра»
Основная цель деятельности ДО»Искра»:
Содействие развитию детского движения в школе по средствам реализации значимых интересов и потребностей детей; выявление лидеров школьников, развитие лидерских качеств, активности, инициативы, милосердия, воспитания активной жизненной позиции;
Участие в районных, областных, межмуниципальных мероприятиях.
Задачи деятельности ДО»Искра»:
Привлечение внимания учащихся к проблемам детского движения, пропаганда целей и задач детской организации.
Определение приоритетов детских интересов и реализациях их на практике, объединение членов детской организации на основе общих программ и проектов.
Развитие детского самоуправления и формирование достойного гражданина.
Проведение оздоровительных, спортивных, массовых мероприятий, связанных с деятельностью детской организации.
Привлечение учащихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы.
Создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самостоятельности, инициативы учащихся.
Воспитать желание, преодолевая трудности, бороться за своих друзей и окружающих людей и помогать им найти себя.
Работа школьной детской организации «Искра» проходила в 2015-2016уч.г. согласно утверждённому плану.
№ п\п Мероприятие Вид мероприятия Сроки проведения
1 Общий сбор. Знакомство с программой работы на 2015-2016 гг. Принятие пятиклассников в ДО школьный сентябрь
2
3 Игра «Что? Где? Когда?»
Районная краеведческая конференция Школьный, районный октябрь
4 Экологический марш (6 акций и конкурсов) Школьный, районный Октябрь-апрель
5 Проект «Гордость моей малой родины» школьный ноябрь
6 Мастерская Деда Мороза школьный декабрь
7 Фестиваль «Рождественская звезда» районный январь
8 Конкурс социальных проектов, проект «Гордость моей малой родины» Районный, областной февраль
9 Краеведческая конференция «Моя малая родина» школьный март
10 Конкурс театральных коллективов районный март
11 4 благотворительных концерта по СДК района школьный март
12 «Весенняя неделя добра» Школьный, областной апрель
13 Волонтёрское движение. Проведение акций ко Дню Победы Школьный, районный Апрель-май
14 Общий сбор. Подведение итогов. Награждение. Школьный районный май
15 Конкурс-фестиваль «Юные дарования» районный май
16 Выпуск школьной газеты «Школьник» школьный ежемесячно
17 Подготовка и участие в зональном конкурсе «Лидер XXI века» зональный март
В детскую организацию входит 39 учащихся 5-11 классов. Благодаря разнообразию проводимых мероприятий, происходит интеллектуальное, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, культурное, социальное и патриотическое развитие и воспитание учащихся. В работу вовлечены все члены ДО «Искра». Дети участвуют в проводимых мероприятиях, включающих в себя конкурсы, выставки, тематические акции, исследовательскую работу, трудовое воспитание и стремление к здоровому образу жизни. Проект «Гордость моей малой родины» реализовывался с участием родителей и жителей Казанского сельского поселения, что способствовало сплочению детей и взрослых, активизации родителей в жизни ДО «Искра». Патриотическое воспитание проходило в ходе участия в акциях, посвящённых 70-летию Победы и работы над проектом.
Руководитель ДО «Искра» _______ (Григорьева Л. И.)