Системно — деятельностный подход на уроках литературного чтения

деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе















Выполнила: учитель начальных
классов МОУ»Лямбирская СОШ№2»
КазаковаО.Н.





Саранск
2016
Как прекрасен удивительный мир детства! Мир, наполненный счастьем, добром, улыбками. Именно в это время у ребёнка формируется характер, вырабатываются полезные привычки. Наши маленькие ученики постоянно открывают для себя что-то новое. Как важна в эту пору каждая прочитанная книга. «Вовремя прочтенная книга огромная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Она способна изменить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], как не изменит ее лучший друг и наставник» - писал Пётр Андреевич Павленко.
Литературное чтение – важнейшее звено в развитии младших школьников.   Основная цель уроков литературного чтения  - помочь ребёнку стать читателем: обогатить  читательский  опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Воспитать именно такого читателя нам поможет использование на уроках системно- деятельностного подхода.
"..Реализация системно-деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить учащимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это сделал.
Практика показывает, что эффективность и результативность обучения школьников читательской грамотности зависит от продуманного алгоритма работы на уроке. Учитель вправе корректировать эту систему в соответствии с темой урока, целевыми установками, уровнем подготовленности класса. На формирование читательской грамотности влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, жанров и стилей. Использую разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, углубленное. Для этого использую различные приёмы: чтение слоговых таблиц в 1 классе, про себя, хором, по рядам; речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной интонацией (Прочитай весело, задорно, с вопросительной интонацией, утвердительно, удивленно или скороговоркой, разным темпом (ускоренным, замедленным, усилением темпа, переходом на шёпот).
Жужжащее чтение – один из основных способов обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот метод общепризнан, хотя ещё совсем недавно на уроках чтения признавали только идеальную тишину. Жужжащее чтение – это чтение, когда все ученики читают одновременно вполголоса, вслух. Каждый своим темпом так, чтобы не мешать товарищу по парте. Это основной вид чтения в период обучения грамоте первоклассников, который способствует развитию оперативной памяти.
Для развития концентрации внимания использую следующие упражнения:
«Осмысленное чтение». Учащиеся получают различные печатные тексты. Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы.  Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв и фронтально производится проверка осмысления текста по вопросам.
" Ловушка " (читаю текст и пропускаю одно слово или заменяю некоторые слова , дети вставляют слово, или подбирают слова и, подходящие по смыслу).
Предлагаю детям восстановить логическую последовательность текста. Учащиеся получают в конверте отрывки рассказов, статьи из газет и журналов, разрезанные на смысловые части или на предложения. Дети восстанавливают логическую последовательность теста. Такой вид работы провожу как индивидуально, так и в парах и по группам.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе применяю прием антиципации (догадки, мысленного предвосхищения). Применяется на этапе подготовки к восприятию литературного произведения, в ходе первичного восприятия текста. Например, перед чтением рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ» задаю такой вопрос «Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?» Это  важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию, иллюстрации, фамилии автора и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. После прочтения произведения происходит бурное обсуждение прочитанного. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которого ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, но и проверяют свои прогнозы. Задавая вопросы по ходу чтения, вовлекаю детей в процесс «вчитывания» в текст. Этот приём учит вниманию к слову. В данном случае показываю, что из себя представляет «диалог с автором» 
Идею системно – деятельностного подхода на уроках чтения позволяет реализовать достаточное количество творческих заданий.  Это, например, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация. Дети пробуют свои силы в поэтическом творчестве, сочиняют небылицы и загадки, придумывают рассказы по иллюстрации и заданным вопросам, подбирают фразеологизмы, давая характеристику героям, учатся высказывать своё мнениеУчащиеся сравнивают содержание произведений( Например:1 класс по УМК «Школа России» русская народная сказка «Рукавичка» и сказка «Теремок», Сравниваются названия, героев и содержание сказок) Во 2 классе дети производят сравнение разных по жанру произведений. (Басни и сказки о животных.) Все данные дети фиксируют в таблице.
Кроме того, учебники содержат задания такого характера, например:
«Придумайте с другом диалог на тему «Давай помиримся», - 1 класс;
Запиши текст-описание «Первый снег» - 2 класс.
В целях реализации системно-деятельностного подхода в обучении применяю методики развития критического мышления.
Приём «кластер» - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» - графический приём систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, от планет – спутники. Система кластеров охватывает большое количество информации. (Пересказ сказки «Теремок», помогают систематизировать знания по русскому языку по определённой теме))
Способность делать краткий вывод, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Для развития перечисленных качеств использую приём синквейн. Он требует от ученика вдумчивости. Это стихотворение, позволяющее описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.

Н-р: Илья Муромец.

Могучий, храбрый.

Ехал, сражался, победил.

Всем людям радость дарил.

Богатырь.


Составление синквейна – индивидуальная работа, но сначала, чтобы дети поняли, нужно научиться составлять его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
.

Развитию умений различать авторские оценки изображенного и давать собственную интерпретацию предмета способствует  приём «Присвоения понятий». На уроке литературного чтения в 1 классе в ходе изучения раздела «О братьях наших меньших» предлагается придумать свой художественный образ. Две группы детей составляют рассказ «О чем думает собака?», другие две группы рассуждают на тему «Что чувствует кошка». Были предложены разные варианты начала текстов, которые потребовали разных подходов к продолжениям. Конечно, в такой работе с малышами ошибок при письме не избежать, в данном случае важно содержание.
Совокупность образовательных технологий, методов и приемов дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
А мне, учителю, хочется, чтобы урок был продуктивным, интересным и запоминающимся каждому ребенку. Хороший урок – тот, где царит деловая творческая обстановка, где желания школьников размышлять «бьют ключом», где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций, не боясь попасть впросак.

Таким образом, использование приемов систимно- деятельностного подхода на различных этапах урока литературного чтения способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности.






















Использованная литература

1. Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.- «ИДР»,2009
2. Журнал «Практика образования» №№ 1, 2, 3 2011г.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
Журнал «Начальная школа» №2 2012г. Л.А. Ефросинина. Урок – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий.
Ипполитова Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. – 1999. – № 5. – С. 16-23.
Ломов  Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М. : Наука, 1980. – 280 с.
С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления. М.: Просвещение, 2011. – 223с.
.Сергиенко Е. А. Антиципация в раннем онтогенезе человека: Дис. д-ра психол. наук в форме науч. докл.: 19.00.01. – М., 1997. – 138 с.
 


15