Портрет выпускника адаптивной школы ДНВ.


ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
Духовно нравственно воспитанный человек, какой он?
Разумное, мыслящее существо — человек - наделено еще и способностью,соотносить свои поступки с принятыми в,обществе образцами. «Золотоеправило нравственности» помогает поступать в соответствии с принципомгуманизма, поскольку, применяя это правило к оценке нравов, поступков,поведения, человек исходит из признания другого человека равным себе,достойным человеческого отношения.
Духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность снравственностью. Духовное богатство личности зарождается тогда, когдачеловек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера,любовь, добро, справедливость и прочее. Он спрашивает самого себя со всейстрогостью: «Кто и какой я?», «Что во мне, дурного?», «Кем и каким хочубыть?». Задать себе такие вопросы трудно, ответить еще труднее, потому чтов этом случае надо уже понимать, что хорошо и что плохо. Но одного лишьпонимания, конечно, мало: нужен поступок, доброе дело. В противномслучае все может обернуться неискренностью, то есть отрицанием правилнравственности. Есть немало людей, хорошо понимающих, что поступаютплохо, дурно, низко, но, заглушая голос совести, продолжающих подличать.Совесть - важнейшая нравственная опора человека. Глубина совестиизмеряется- способностью к раскаянию.
Духовно богатый человек всячески сопротивляется тяжелым жизненнымобстоятельствам и терпеливо, преодолевая трудности, страдая, ошибаясь ираскаиваясь, сеет вокруг себя доброе и вечное. Духовное богатство непозволяет человеку заглушить голос совести, притупить в себе сострадание,почитание родителей, жалость и другие нравственные чувства. Напротив,оно предполагает взращивание этих чувств в своем сердце.
В непосредственном межличностном общении люди хотят быть понятымии оцененными по достоинству. Это стремление является глубочайшимсвойством человека. Представление о достоинстве личности исходит из того,что каждый человек по своей человеческой природе - умению мыслить,чувствовать, страдать, любить, радоваться и прочее способен бытьнравственным, справедливым, добрым, милосердным и т.д. В этом, преждевсего нравственном, начале заложено человеческое предназначение. Поэтомукаждый из нас является ценностью и имеет равное с другими людьми правона уважение.
Следовательно, человеческое достоинство есть уважение к человеку,основанное на признании его ценности как нравственной личности; уважениек самому себе, основанное на своих положительных качествах. Чувствособственного достоинства является формой самоконтроля, когда человекизмеряет себя, свою жизнь и поступки мерилом нравственности. Возникаетответственность перед самим собой. Вам, наверное, приходилось слышать:«Я не поступаю так. Это ниже моего достойнства». Следовательно, чувствособственного достоинства, никогда не позволит себе грубости и хамства, т.е.самоутверждения ценой принижения другого человека (возвышения в ущерблюдям). Напротив, он общается на равных,, так как для него характернытерпимость и уважительное отношение к людям, честность, доброта иотзывчивость, отвращение к фальши и жестокости. А самое главное -неподдельный интерес к человеку, способность разглядеть в нем лучшее иискренне признать его положительные стороны. Обратите внимание: речьидет не о высокомерии, подозрительности, недоверии к людям и поискенедостатков в них, а о стремлении увидеть лучшие стороны человека и в чем-то поучиться у него.
Искренняя похвала достоинств других людей как проявления чувствасобственного достоинства создает особую теплоту и доверительность вобщении, является его важнейшей заповедью.
Нормальные отношения между людьми возможны, при наличии у нихспособности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя вположение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит отхарактера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские,дружеские, достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое,но настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделает шаг навстречу.Сложнее, если отношения с другим человеком противоположеныприятельству или товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого,требуется приложить усилия.
Общение с другими людьми является важной необходимостью длячеловека. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием являетсяодиночное заключение.
Через общение человек получает знания об окружающем мире, спомощью общения происходит передача опыта, усвоение культурных,нравственных
ценностей, которые выработаны человечеством. Благодаря общению людиучатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения,применяют их на практике. Важнейшие качества человека, какпринципиальность, отзывчивость, честность, доброта формируются вобщении.
Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важноезначение имеет культура общения. Тому, кто хочет получать удовольствие отобщения, необходимо: - доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, чточеловек, с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам; -уважение к тому с кем общаешься, и общаться с ним надо бережно ивежливо.
Еще одна важная черта культуры общения, которую вы ожидаете отдругих всегда, но гораздо реже демонстрируете сами, - уступчивость. Секретинтеллигентности прост: внимание. Если вы будите, внимательны к любомучеловеку, вступая во взаимоотношения - то это и будет ключ поведения.
Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен иглубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что, ни про чтопричинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду,рану. Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать, не кулакпоказать, а протянуть ладонь, не спрятать, а поделиться, не орать, авыслушать, не разорвать, а склеить.Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов,привычек предпочтений другому.
Общение - сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения,возникают конфликты. Источником конфликтов является несовпадениемнения других о вас и вашего, о себе. Людям свойственно переоцениватьсвое положение в коллективе, особенно если к человеку относятсянеудовлетворительно. А те, к которым отношение благоприятно, склоннысвое положение недооценивать. Общаясь в коллективе, подумайте, как к вамотносятся окружающие и почему.
В основе культуры общения лежит культура чувств. Она выражается вдушевной открытости, доброжелательном расположении к другим людям,готовности принять участие в их судьбе и в то же время не мириться спроявлениями зла и несправедливости. Подлинно культурного человекаотличают скромность, доброта, тактичность.
По-настоящему культурный, интеллигентный человек не можетчувствовать себя счастливым, если рядом с ним оскорбляют и унижаютдругих людей. Его отличает глубокая человечность.
Елавные человеческие ценности, живущие вечно и важные для всех людей- это человеческая жизнь, мир, свобода, природная среда, семья, Родина,истина, вера, честь, культура, стыд и, правда. Их особая ценность в том, чтоони способны объединять людей, направлять на путь добра.
Каждый из нас причастен к стыду и правде. У нас у всех есть надежнаядуховная опора - мораль. Важно уметь правильно поступать в соответствии стребованиями морали. Поэтому каждому из нас в жизни нужна нравственная
культура, которую можно выработать только своими собственнымидуховными усилиями.
В латинском языке было слово «мораль» и означало «обычай, нрав,характер, порядок». А в русском языке есть слово «нрав»; которое обозначает«обычай, характер, темперамент». Изначально все эти слова были оченьблизки по смыслу, а потом наполнились различным содержанием.Нравственность - это совокупность людских нравов, сама жизнь, точнее - тачасть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическимповедением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д. изнравственности постепенно вырастает мораль. Наблюдая жизнь, поступки,нравы людей, обдумывают правила (нормы) поведения.
Мораль - это результат размышления людей о своей жизни, о хорошем иплохом в ней, о добром и злом в делах и поступках.
Мораль содержит краткие мудрые правила, которые направляютповедение людей. Например, принцип гуманизма (человечность, милосердие,справедливость). Или такие нормы, как «не убивай», «не воруй», «не лги»,«почитай старших» и т.д.Нравственность бывает добрая и злая. К злой относятся не добрые дела ипоступки. Примером злой нравственности служат суждения «человекчеловеку - волк», «с волками жить - по волчьи выть», «своя рубашка ближек телу» и др.Злая нравственность эгоистична, себялюбива: только я, только для себя, аостальное - «гори все, синим пламенем», «моя хата с краю», «мне все долампочки». Злая нравственность - это когда человек утверждает: я лучше иважнее всех, наши люди лучше всех, наша религия лучше всех, наша нациялучше всех и т.д. человек должен любить свою культуру, нацию, страну ит.д. в любви проявляется уважение и забота, т.е. добрая нравственность.Самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведет квражде, разделяет людей, толкает их на гибельный путь.
Человеку необходимо вырабатывать в себе умение поступать всоответствии с доброй нравственностью. Именно в такой работе человеканад собой ученые, философы, представители религий видят смысл жизничеловеческой.
За 1300 лет до н.э. библейский моралист Моисей провозгласилбессмертные Десять Заповедей.
«взаимность» - вот слово, которым можно руководствоваться всю жизнь.Не делай другому того, чего себе не желаешь-
Когда мы говорим «идеальный» мы имеем в виду что-то самое лучшее.Моральный идеал - это человеколюбие. С особенной ясностью и простотойсмысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего твоего, каксамого себя». Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство,жестокость, воровство, ложь и клевету. Но ценили доброту, мужество,честность, самообладание, скромность.
Любовь к ближнему это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надопокушаться на чужое, а нужно стремиться к миру, быть милосердным ивеликодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам другихлюдей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом ипроявляется любовь.
Закон добра звучит: поступай так, чтобы твои действия могли статьобразцом для всех, всеобщим моральным законом.
К стыду и к правде должны быть причастны все. Ведь мы несемответственность за свои поступки. О человеке судят по его делам. Вступая вотношения с окружающими человек должен выполнять свои обязанности.Человек сознательно предъявляет требования к самому себе, он действуетдобровольно, по внутреннему нравственному побуждению, из стремлениясделать людям добро. Для выполнения долга человеку нужно действоватьосознанно, добровольно, иметь мужество преодолеть себя смело идти к цели.Осознание долга помогает достичь такого состояния души, когда долг не
тягостен и дисциплина слагается сама собой. Исполнение долгаконтролирует совесть.
Во многих европейских языках «Совесть» означает совместное знание. Врусском языке оно имеет такой же смысл и происходит от слов «со» (т.е.совместно) и «весть» (т.е. ведать - знать). Совесть - это не только сознание,но и, прежде всего сочувствие, со своим глубоким внутренним чувством, соскрытыми душевными ощущениями. Руководствуясь совестью, человек всамых глубоких тайниках своей души судит о добром и злом. Когда человеквыступил на стороне добра совесть человека чиста, спокойна. Ну, а есличеловек не посчитался с голосом совести, что тогда ждет его? Он недоволенсобой, чувствует свою вину. Совесть всегда с человеком. У каждого бываютв жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можноосвободиться, от запятнанной совести - никогда.
Человек постоянно критикует, переделывает себя - так велит ему совесть.Он находит в себе силу и смелость выступить против зла - так велит совесть.Чтобы жить по совести необходимо личное мужество, а иногда исамопожертвование.
Нравственная культура - часть духовной культуры, притом главная еечасть. Она складывается из нескольких элементов. Прежде всего,необходимы знания моральных ценностей: Земля - как общий домчеловечества, земля людей и живой природы; отечество - единственная,уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещаннаяпредками; семья - естественная среда развития ребенка, закладывающаяосновы личности; труд - основа человеческого бытия; знания - результатразнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство,накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами,государствами, главное условие существование Земли и человечества;человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.
Воспитание - процесс всегда двусторбнний: с одной стороны, оноосуществляется через влияние на человека других людей (родителей,учителей, окружающих, общественного мнения), а с другой - черезвоздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание,образование человека продолжается всю жизнь: он постоянно пополняет,совершенствует знания, умения, свой внутренний мир. Человек постояннотворит себя, сам выбирает свой путь.
Целью нравственного воспитания является воспитание человекаответственного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как ониотражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного,совестливого, не способного на обман и воровство.
Нравственное воспитание включает , формирование терпимости,благородства, порядочности; взаимного уважения между людьми,товарищеской взаимопомощи и требовательности, заботы о старших имладших, уважительного отношения к представителям противоположногопола; воспитания самодисциплины, способности к самоконтролю,самоуправлению, самопознанию. Каждый человек может влиять насобственное нравственное развитие через культивирование определенныхпоступков, поведения.
Содержание деятельности по нравственному воспитанию предполагаеторганизацию коллективной учебной и общественно-полезной деятельности,где воспитанники поставлены в ситуации проявления заботы о других,оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого; анализ проблемдобра и зла, подлинного гуманизма, социальной справедливости инесправедливости, что помогает глубже понимать и ценить идеи гуманизма,их общечеловеческий характер.
Выбирая методы воспитания, воспитатель должен стремитьсяиспользовать те, которые дают возможность воспитанникусамореализоваться, показать свою индивидуальность, собственныеспособности; ведут к созданию ситуации успеха; прогнозированиюрезультата; реализации поставленной цели.
Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и делать каждое делотак, чтобы от этого не было плохо другим людям.
Воспитательная задача морали состоит в том, чтобы воспитыватьчеловека, умеющего действовать гуманно.
Умение поступать морально - элемент культуры. Это умение не даетсялегко: оно требует постоянного самоконтроля совести и конечно мужества.
Древняя мудрость гласит: «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогдане можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним вжизни».
Духовно нравственно воспитанный выпускник не будет прозябать,деградировать, а будет морально и физически себя развивать. В окружениитакого человека людям будет хорошо. Жизнь у такого человека сложитсяинтересно многогранно и прекрасно.