Образы иконы Божьей матери


Конструкт урока по истории казачества
Предмет: История казачестваКласс: 7Раздел: Вера казаковТема: Образы иконы Божьей матери
Цель урока: достижение образовательных результатов
Личностных:
- адекватное восприятие вероисповедания казаков;
- уважительное и доброжелательное отношение к казачьей культуре
Метапредметных:
- освоение и анализ информации (познавательные УУД);- организация инициативного сотрудничества в процессе поиска информации, совершенствование навыков работы в группе (регулятивные УУД);- представление полученного знания в форме схем, таблиц, монологического ответа (коммуникативные УУД).
Предметных:
- знание икон, почитаемых в Оренбургском казачестве;
- умение оперировать понятиями: вера, религия, православие, икона
Задачи:
Воспитательная: воспитание уважения к традициям и верованиям казаков;
Развивающая: формирование навыков критического мышления, самостоятельной оценки и сравнения при работе с источниками различного содержания, отработка коммуникативных и организационных навыков у обучающихся;
Образовательная: познакомить обучающихся с иконами, почитаемыми в Оренбургском казачестве.
Педагогический инструментарий:
- Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
- Формы обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные
- Методы обучения: частично – поисковый, информационно – рецептивный, элементы проблемного изложения и критического мышления
Средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Дидактический материал (презентация икон), колокольный звон, музыка русской православной церкви.
Структура урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный
-Приветствие учащихся
Проверка готовности рабочего места
- Обозначение темы, целей и плана урока -Готовят рабочее место
Приветствуют учителя
-Записывают тему урока в тетрадь Регулятивные:
-самоорганизация
Личностные
-понимают значение знаний для человека и принимают его
2. Актуализация знаний
- Формулировка проблемы: Объясните казачью пословицу «Казак без веры не казак»
-Организация диалога с учащимися по вопросам:
- Какие иконы представлены в музее истории казачества?
-Какие образы Богоматери здесь представлены? Что в них общего?
-Отвечают на вопросы устно Познавательные:
-формулирование ответов на вопросы учителя,
-дополняющие и расширяющие имеющиеся представления о деньгах и их функциях
Коммуникативные:
- развитие речевой культуры
3. Изучение нового материала
1.Объяснение нового материала с помощью презентации и текста учебника. Введение ведущих понятий урока
2.Объяснение условий работы с текстом «Легенда о Табынской иконе Божьей матери»
3. Организация работы в группах.
Задания для работы в группах. Прочесть стр. 69 и найти ответы на вопросы
1 группа: откуда берет происхождение иконы «Седьмиозерскую
2 группа: почему казаки чтят Смоленскую «Седьмиозерскую» икону Божьей Матери
4. Организация работы с презентацией «Образы иконы Божьей матери»
1.Записывают определения понятий: вера, религия, православие, икона
2. Читают текст легенды
- Формулируют вопросы к тексту
- Отвечают на вопросы, сформулированные учащимися и учителем

3. Выполняют задания
(работа в группах)
4. Просматривая слайды и слушая комментарий учителя, составляют в тетради таблицу «Образы иконы Божьей матери»
1.Познавательные:
-дополнение имеющихся знаний;
-умение работать с информацией
2.Личностные:
- стимулирование мотивации к поиску ответов на вопрос
Коммуникативные:
- развитие умения вести диалог
Регулятивные:
-Самоорганизация
3.Коммуникативные:
-принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения
Познавательные:
- поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)
-формулирование ответов, осознанное речевое высказывание
Регулятивные:
-самостоятельное планирование групповой деятельности
4.Познавательные:
-дополнение имеющихся знаний;
-умение структурировать знания;
-умение работать с информацией;
-умение преображать текстовую информацию в таблицу
Регулятивные:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу
4. Первичное осмысление и закрепление Пояснение задания по выполнению теста Выполняют тест Познавательные:
правильное определение ответов
5. Итоги урока. Рефлексия
Обращение к цели урока.
Организация беседы по вопросам:
- Отвечают на вопросы Личностные
-понимают значение знаний для человека и принимают его
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала
5. Домашнее задание
мин) 1) Комментирует д/з,
предлагая сделать его по выбору:
-пересказ Легенды;
-сообщение об иконах (по выбору);
- Найти в литературе подтверждения «Чудо икон Божьей матери»
Записывают домашнее задание, делают выбор, исходя из собственных познавательных потребностей и возможностей Регулятивные:
- самоорганизация в процессе выбора и выполнения д/з
Познавательные:
- знакомство с новым высказыванием
-структурирование знания
-поиск информации
Содержание урока (в помощь учителю)
Дополнительный материал
Табынская икона Божьей Матери
Это чудотворная икона имеет очень древнее происхождение, относится к 12 веку. Имеет характерную особенность - очень темный лик. Икона укрыта серебряным окладом. Несколько раз икона являлась людям, и сразу после ее явления происходили различные чудеса. После революции икона попала в Китай, затем была вывезена в Австралию, какое-то время находилась в Сан-Франциско в США. Далее ее следы теряются. Но есть предположение, что она находится в Париже и именуется Черная Мария.
Итак, икона Богоматери... В христианстве это явление уникальное. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, гармонии. На иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая. Однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и духовной силы.
Комментарии учителя к презентации
«Адажио» Т. Альбинони:
Богородица издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью народа. На Руси было великое множество чудотворных и явленных икон Богоматери: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Иверская, Табынская. Многие изображения девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. С древнейших времен до наших дней сохранились основные типы изображения Богоматери, зародившихся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства.
На фоне Арии из оркестровой сюиты №3 И.С.Баха:
Первые иконы Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках написал в I веке евангелист Лука.
По преданию, когда Богородица увидела свой первый написанный образ, она произнесла: «Благодать родившего от меня и моя с этой иконой да будет». Лучшие иконописцы и художники старались выразить чувство глубокой любви людей к Матери Божьей, более всех людей послужившей соединению мира земного с небесным.
На фоне произведения Ф. Шуберта «Ауе Мапа» стихотворение А.Огильви «Введение во храм»
Когда мир дольний погибал, и всюду грех в нем ликовал, В стенах смиренных Назарета Явилося спасенье света: Родилась дева Мариам...
И в храме жизнь ее текла, как райский день, тиха, светла, Занятий в исполненье строгом между трудом и дивным Богом.
Храня покой святой тиши, она, как чудный перл, сияла И мыслью девственной души всегда на небе пребывала.
Любила также в час иной, полна молитв и упованья, Пророков тайные сказанья читать с смиренною душой.
И в них, в восторге чувств отрадном, встречала те места она, Где о Мессии благодатном приподнималась пелена.
Глубоко в сердце их хранила, их смыслом занимала ум, И много слез, и много дум она им в тайне посвятила.
Икона Владимирской Богоматери. (На фоне - Всенощное бдение С.В.Рахманинова) Учитель:
Итак, остановимся у икон Божьей Матери, Вслушаемся в песнь Материнства, попытаемся посмотреть на икону глазами предков, почитавших в ней величайшую святыню и защитницу Российского государства.
Владимирская икона Богоматери - одна из древнейших икон. Великий князь Андрей Боголюбекий привез ее из Киева во Владимир. В 1395 году она была помещена в Успенский собор Московского Кремля и стала наиболее чтимой в Москве.
Максимилиан Волошин написал поэму «Владимирская Богоматерь».
Не на троне — на ее руке, левой ручкой обнимая шею,
Взор ко взору, щеку прижав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А она в тревоге и печали через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали, где закат пожарами повит...
Вглядитесь в ее изображение!
Богоматерь держит младенца на правой руке, а ребенок прильнул к ее щеке и протягивает ручки, обнимая за шею. Мария задумалась, прижимая к себе сына. Ее взгляд устремлен куда-то вдаль. В этом взгляде и отрешенность, и мудрость, и печаль: мать знает, какие страдания ждут ее дитя, она отдает своего сына людям, предугадывая его крестный путь. Икона была написана евангелистом Лукой. Красный цвет на иконе - символ жертвенной материнской любви,
Икона Казанской Божьей матери
Перед вами одна из самых почитаемых в России - икона Казанской Божьей матери.
отрывок из стихотворения Сергея Городецкого:
У Казанской Божьей матери тихо теплятся огни. Жены, дочери и матери к ней приходят в эти дни. И цветы к ее подножию ставят с жаркою мольбой: Матерь-дева, с силой Божией охрани ушедших в бой. Над врагом победу правую дай защитникам Руси, Дай сразиться им со славою и от смерти их спаси.
Не раз икона Казанской Божьей матери спасала от нашествия врагов. Народная молва приписывает ей благодать исцеления от слепоты и болезней глаз. Ею благословляют при вступлении в брак.
Икона Донской Богоматери
Икона Донской Богоматери считается шедевром мирового класса. Считается, что она создана знаменитым мастером Феофаном Греком в 1392 году в память о великой победе Дмитрия Донского в Куликовской битве. Лики девы Марии и Иисуса Христа изображены живо и свежо. Икона вызывает чувство радостного умиления, тихой улыбки.
Икона Смоленской Божьей матери (на фоне музыки русской православной церкви)
Икона Смоленской Богоматери - это памятник византийского письма. Предание приписало его кисти евангелиста Луки. Это тип Одигитрии. Дева Мария изображена по пояс, младенец Иисус расположен слева, в полный рост. Его правая рука сложена в благословляющем жесте перед грудью матери, а левая держит свернутый свиток.
Икона Смоленской Богоматери издавна почитается на Руси. Она была овеяна вековой славой и известна своими чудотворениями. Одно из них -спасение Смоленска во время нашествия Батыя в 1237 году. Не случайно икона оказалась и на Бородинском поле в войне 1812 года.
ОрантаИкона Богоматери - Оранта. Это тип иконы, на которой Богоматерь изображается в рост в молитвенной позе, с разведенными в стороны, согнутыми в локтях руками, поднятыми на уровень головы.
Умягчение злых сердец
Это тип иконы Елеуса (Умиление). Перед вами икона Богоматери «Умягчение злых сердец». На иконе представлен лирический образ Богоматери, она с умилением смотрит на сына. Мать ласкает его, а младенец с нежностью прижимается к ней. К этому типу относятся иконы Владимирской и Донской Богоматери.
Первичное осмысление и закрепление. Тест.
1. Эта икона является самой почитаемой в среде оренбургских казаков
1. Икона Владимирской Божьей Матери
2. Икона Казанской Божьей Матери
3. Табынская икона Божьей Матери
2. Родившемуся казачонку-будущему воину дарили оружие, уздечку и нагайку (Подарки хранились в семье и передавались ему накануне принятия присяги). Затем младенца благословляли иконой…. Укажи, какая это была икона
1. Табынская икона Божьей Матери
2. Икона Святого Георгия Победоносца
3. Седмиозерская икона Божьей Матери
3. Без чего казаки не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.
1. Без молитвы 2. Без шашки 3. Без атамана 4. Без хлеба