Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных ууд


МБОУ Восходовская основная школа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных ууд»
учитель начальных классов
Белова С.В.

П.Восход 2017год
Тема выступления:
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных ууд»
Актуальность данной темы, для теории и практики работы начальной школы, во-первых, заключается в том, что в последние годы остро обозначилась потребность в творческих людях, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Во-вторых, для многих педагогов и родителей очевидно - дети перестают читать, так как появилось множество других источников знаний, возможно, творческие работы помогут развить интерес к литературному чтению. В-третьих, предполагается, что само творчество, как вид деятельности, имеет развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе развивающего обучения.
В Концепции модернизации российского образования от 2010 г. одной из первостепенных задач выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающего в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности.
Творчество-это созидание… Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Развитие творчества – важнейшая задача начального обучения.
Творческие способности- это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Творческой деятельностью, -по выражению Л.С.Выготского мы называем такую деятельность, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.
Творческая деятельность школьника повышает его вовлечённость в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.
Творческие способности обучающихся предполагают полное раскрытие их индивидуальности через черты, одни из которых надо учитывать, другие воспитывать, а третьи – развивать.
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализовываться  и в результате этого двигаться дальше, т.е самосовершенствоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Чтобы побудить школьников к самосовершенствованию, а далее развить осознанную потребность в самосовершенствовании, использую различные формы классной ( урочной) и внеклассной работы.
Развитию творческих способностей содействует и стиль поведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребёнку, поощрение даже малейшего успеха. Учитель должен создавать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией. т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.
Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:
1.Использовать совокупность методических приёмов, направленных на развитие творческого потенциала.
2.Использовать образцовые авторские и народные произведения.
3.Зарубежный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы. Тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор.
4.Осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения.
Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причём не только в читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребёнок может проявлять себя в творчестве по- разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актёра.
В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приёмов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.
1.Словесное развёртывание образов произведения.
2.Театральная творческая деятельность.
3.Изобразительная творческая деятельность.
На уроках предлагаю учащимся разнообразные творческие задания:
- сочинить небылицу;
- сочинить собственную сказку, проиллюстрировать самый захватывающий момент;
- используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима (опираясь на репродукцию);
- придумать свою басню и оформить ее;
- сочинить загадки о временах года;
- придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица, записать его и красиво оформить;
- написать сочинение о любимом времени года, использовать в сочинении цитаты и образы из стихотворений о природе;
- придумать свою путаницу;
- оформить обложку к сказке, программу спектакля;
- нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся вам рассказу;
- придумать кроссворд, в котором была бы зашифрована фамилия писательницы, чьи рассказы читались на последних уроках;
- нарисовать то, что красивее всего;
-творческий пересказ.
С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать , надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства(сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания.
Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую приём драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора.
Стараюсь увлечь игрой –драматизацией с первых уроков, раскрываю её секреты на примере народных сказок «Колобок», «Теремок» Использую при работе с первоклассниками «Театр- экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки "Репка". Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Кто-то читает сказку, а дети-актёры исполняют всё. Такая форма помогает раскрепоститься детям, почувствовать уверенность в своих силах. Но чаще всего постановку сказки осуществляем с помощью кукол. Такая работа помогает корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет проявлять эмоции. «Театр кукол- это искусство предметов, оживающих от приведения их в движение актёром и вызывающих ассоциации с жизнью людей»,- отмечал М.М. Королёв. В собственной игре ребёнок, подобно творцу , оживляет куклу.
Креативная игра- драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определённому сценарию, креативная игра –драматизация даёт простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она способствует ребёнку следовать своим путём в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает себя: этюды, традиционную игру- драматизацию, креативную игру-драматизацию.
Готовясь к урокам чтения, стараюсь все виды работ продумывать так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Я исхожу из простой мысли: подавляющее большинство детей от природы предрасположены к творческой деятельности и в обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия природы ребенка.
Обязательным компонентом системы начального литературного образования младшего школьника общепризнанна творческая деятельность ребёнка. Поэтому творческая деятельность предполагает работу не только на основе прочитанного, но и собственное авторское творчество. Активность занятий на уроках литературного чтения определяется способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию.
Предпочтение отдаю активным формам работы, и в первую очередь – творческой деятельности учащихся. Одним из видов творческих работ являются литературно-творческие письменные работы.
Я учитель начальных классов, что дает для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся,  формировать эту компетенцию, развивать ее.
Глубина, ясность, нестандартность образного мышления, богатство творческого воображения, любознательность, способность к удивлению, восхищению, мечтательность,  наконец, одаренность – все эти качества я пытаюсь пробудить, реализовать, совершенствовать у ученика.
Все это способствует проявлению творчества, помогает детям уверенно выражать свои мысли, эмоции, чувствовать себя комфортно, стремиться к самосовершенствованию.
Пробудить заложенные в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, сделать первые шаги в творчестве для радостной и счастливой жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно эти задачи не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, то выиграют в конечном счёте наши дети, наше будущее.
Литература.
1.Амонашвили Ш.А. «Как живёте,дети?» М. Просвещение ,1986г
2.Давыдов В.В.Теория развивающего обученияМ.,ИНТОР. 1996г.
3.Львова Ю.П.Творческая лаборатория учителя. М. «Просвещение» 1992г.
4.Потапова Е.Н. «Радость познания» М.Просвещение», 1990г.
5.Репкина Н.В.Что такое развивающее обучение?.-Томск.1993г.