Сборник домашних самостоятельных и проверочных работ по обществознанию для 5 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный сборник домашних самостоятельных и проверочных работ по обществознанию разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. на основе Основной общей образовательной программы МАОУ «Гимназия № 31» и Примерной программы основного общего образования по обществознанию.
Данный сборник домашних самостоятельных и проверочных работ по обществознанию для учащихся 5 класса (учебник Л.Н.Боголюбов).
Данные работы домашних самостоятельных и проверочных работ по обществознанию позволяют проверить как ребенок:
раскрывать суть философской тайны человека, определять человека как биосоциальное существо;
выделять этапы человеческой жизни, указывать ценность каждого этапа;
определять первичное социальное окружение человека, указывать место человека в нем;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с заниманием различных позиций в различных социальных группах;
отличать человека и гражданина объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», устанавливать отличия между «страной» и «государством», определять принадлежность гражданина к государству.
В данном сборнике представлены следующие работы:
Стартовая работа (проект) (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также через специально предусмотренные ситуации разрыва наметить основные направления продвижения в предметном содержании в текущем учебном году.
Домашняя самостоятельная работа по отдельным темам курса проводится между учебными блоками в индивидуальной форме. Обязательно организуется представление результатов самостоятельной работы классу. Данная работа позволяет качественно подготовиться к проверочной работе.
Тематическая проверочная работа по ранее изученной теме проводится учителем в строго определенном интервале времени (ориентировочно до 3 недель). Работа может проводиться в разных организационных формах, но в любом случае учащемуся предлагается выполнить определенное количество заданий, охватывающих основное содержание темы. Задания для проверочной работы предлагаются на двух уровнях сложности: 1- базовом и 2 – расширенном (углубленном) на выбор учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Стартовая работа
Фаза запуска «Человек»
Домашняя самостоятельная работа
Проверочная работа
Модуль № 1 «Семья»
Домашняя самостоятельная работа
Проверочная работа
Модуль № 2 «Школа»
Домашняя самостоятельная работа
Проверочная работа
Модуль № 3 «Труд»
Домашняя самостоятельная работа
Проверочная работа
Модуль № 4 «Родина»
Домашняя работа
Проверочная по фазе запуска
Итоговая проверочная работа
Стартовая работа по обществознанию 5 класс
Ф.И._______________________________________________
Класс________________________________________
Сопоставьте понятие и их определение и запиши ниже
1. Торжественная песнь А. патриот
2. Равный член, полноправный участник Б. референдум
3. Человек, любящий свое отечество В. субъект
4. Член общины или народа Г. выборы
5. Решение вопросов Д. гимн
6. Избрание лиц Е. гражданин
А Б В Г Д Е
Заполни таблицу (впиши в столбики соответствующие цифры)
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
1.Уплата налогов 2. избирать 3. доступ к государственным должностям
4. защита Отечества 5. соблюдение Конституции 6. участие в работе судов
7. беречь памятники истории и культуры 8. охрана здоровья 9. забота о детях
Вставь недостающие слова
А) Славься,______________ наше_________________
Братских_______________ союз вековой,
__________________данная_____________ народная
Славься, ___________! Мы ________________ тобой!
Б) Прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос……………………
В) Щит с золотым двуглавым орлом…………………………..
Г) Основной закон государства……………………………………
4. Что означают цвета на флаге Российской Федерации ( допиши)
Белый –
Синий –
Красный -
Как ты понимаешь выражение « Гражданин – Отечества достойный сын»? (ответ напиши в произвольной форме на обороте листа)
КРИТЕРИИ
Оценивания стартовой работы по обществознанию 6 класс
Максимальное количество баллов 30
Задание 1
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл
Всего 6 баллов
Задание 2 Если определены правильно все права 2 балла
Если определены правильно все обязанности 2 балла
Всего 4 балла
Задание 3 Каждое верно вставленное слово оценивается в 1 балл
Всего 10 баллов
Задание 4 За правильное объяснение значения цвета на флаге 2 балла
Всего 6 баллов
Задание 5 Задание оценивается в 4 балла ( если дан четкий, последованный ответ и ребенок понимает о чем идет речь )
Если нет четкой логики ответа, но ребенок понимает смысл 2-3балла
Если объяснения размыты и не видно понимает или нет ребенок смысл, но он попытался объяснить 1 балл
Домашняя самостоятельная работа «Человек»
Перед выполнением работы, внимательно прочитать параграфы 1-2.
Выполни одно задание первого (1) уровня и одно второго (2)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
способность к творчеству;
потребность в отдыхе;
наличие органов чувств;
сознательное выдвижение целей.
Черты сходства Черты различия
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
словесная речь;
сезонная линька;
способность строить жилище;
обучение потомства;
потребность в пище;
зимняя спячка;
прямохождение;
потребность в общении;
умение фантазировать;
густая шерсть.
Свойства, присущие только животным Свойства, присущие только человеку Свойства, присущие и человеку, и животным
Задание 3. Внимательно прочитай текст и ответь на вопрсы.
Дети-мауглиВ 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
Задание 4.  Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.
Текст 1
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Текст 2
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.
(Л.И. Толстой)
Нарисуй или приклей картинки эволюции человека.
Составь памятку
Правила общения с друзьями Правила общения со взрослыми
Проверочная работа «Человек»
Соотнеси понятие и определение
А) инстинкт 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языковых конструкций
Б) эмоции 2) врожденные способности совершать целесообразные действия по непосредственному побуждению
В) речь 3) душевные переживания, чустваРаспредели, записав в таблицу, способности человека как биологического существа и социального.
Защищаться, сопереживать, заботиться о потомстве, различать добро и зло, общение с помощью речи, утолять голод, строить жилище, творчески мыслить, отдыхать, анализировать поступки, ставить цели.Биологическое существо Социальное существо
Отгадай пословицы, вставь недостающее слово. Объясни смысл одной пословицы.
А. Человек – венец _________________
Б. Гора с горой не сходятся, а ________с человеком сойдется.
В. Человек человеку ______________
4. Найди в приведенном списке качества и умения, которые свидетельствуют о самостоятельности человека. Выпиши их.
Спланировать свой день, сделать уроки когда захочется, поменятся дисками с друзьями, собрать самому вещи в поездку, приготовить обед, совершить рискованный поступок, отказаться от предложения покурить.
Существует ли связь между понятиями «самостоятельность» и «ответственность»? Напиши что это такое, в чем сходство или различие?
Напиши небольшой рассказ-размышление «Каким человеком я хочу быть?»
Какие потребности есть у человека. Заполни схему и напиши примеры.


Правила
общения
8. Заполни схему «Правила общения»
Домашняя самостоятельная работа «СЕМЬЯ»
Перед выполнением работы внимательно прочитай параграфы 3-5.
Выполни любые четыре заданий.
1.Работа с понятием.
СЛОВО ЧТО ЭТО ТАКОЕ ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ ЭТО ЧЕЛОВЕКУ В ЧЕМ И КАК ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ? РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯНАДО НЕ НАДО ЧЕЛОВЕКА ЕГО ОКРУЖЕНИЯ
СЕМЬЯ 2. Найди в словаре определения данных понятий.
СЕМЬЯ ЭКОНОМИКА РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОББИ ПОТРЕБНОСТИ 3 . Заполни схему (ответь на вопрос –по желанию)

ХОРОШАЯ
СЕМЬЯ


ПЛОХАЯ СЕМЬЯ


Может ли хорошая семья превратиться в плохую?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь памятку рачительного хозяина.
Рассмотри картинки, выбери любую и составь небольшой рассказ по ней.


Проверочная работа «Семья. Семейное хозяйство»
Задание 1. (2) Прочитай приведенный ниже текст, в котором есть пропущенные слова. Запиши цифры и подпиши нужные слова:
Семья объединяет людей, которые являются кровными 1.____________ (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Члены семьи ведут общее 2.__________, живут в одном доме или квартире, объединяют свои доходы и расходуют их сообща. Они вместе воспитывают 3._________ и проводят свое свободное 4______
Задание 2. ( 1) Вставь пропущенные буквы и дай объяснение двум словам:
1. Р… чит…льность---
2. …к…номика –
3. Д…м…строй –
Задание 3. (1) Найди в приведенном списке права ребенка (Подчеркни)
1. Право жить и воспитываться в семье.
2. Право на труд.
3Право знать своих родителей, право на их заботу о себе.
4. Право на имущество.
Задание 4. (1) Укажите одно понятие НЕ связанное с настоящим хозяином дома.
1. Бережливость
2. Экономность
3. Расчетливость
4. Расточительность
5. Трудолюбие
Задание 5 (2) Прочитай пословицы, объясните смысл двух по выбору
«Делу время, потехе час»
«Что хорошо для вторника, не всегда можно использовать в среду»
« Прожитое, что пролитое – не воротишь»
«Деньги пропали – наживёшь, время пропало – не вернёшь»
«Час упустишь, годом не наверстаешь»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6 (2) Составь небольшой рассказ по картинке.

Задание 7 (1) Заполни схему.

МОЕ
ХОББИ



Домашняя самостоятельная работа «ШКОЛА»
Ответь письменно на 3 любых вопроса в разделе в классе и дома
Стр 57. № 1, 3
Стр. 64 № 2, 4, 5, 6
Напиши определения следующим понятиям
Образование Школа Учение Самообразование Воспитание Самоконтроль Выбери одну из предложенных пословиц и изложи свою точку зрения. Подтверди свое мнение аргументами и доказательствами.
«Вбитое в голову знание – не мудрость»
«В учении не важно – молод или стар; постигнешь – и станешь мастером»
«Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни схему «ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ»

Проверочная работа по обществознанию тема «ШКОЛА»
Выбери из предложенных заданий 4 первого уровня (1) и 3 задания второго уровня.(2)
1.(1) Дать определения понятиям:
Учеба Воспитание Обучение Образование 2. (1) Расположи в правильной последовательности ступени образования.
А) дошкольное Б) среднее общее В) начальное Г) основное общее Д) высшее
3. (2) Начерти схему «Ступени образования»
4. (1) Верны ли следующие суждения?
А) Хорошее образование позволяет найти хорошую работу.
Б) Одним из самых главных умений современного школьника является умение учиться.
1. верно А 2. Верно Б 3. Верно и А и Б 4. Оба не верны
5. (2) Заполни схему
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ?
на уроке на перемене вне школы
6. (1) Напишите, что относится к средне-специальным учебным заведениям, а что к высшим.
Средне-специальное учебное заведение ВУЗ
7. (2) Чем отличаются методы обучения в древнерусских школах от современных школ. Назови не менее трех отличий.
8. (1) Напиши значения слова «школа» (можешь воспользоваться словарем или Интернетом)
9. (2) Заполни схему «ФОРМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ»
10. (1) Дай определение понятиям.
Самообразование Самоорганизация Самооценка 11. (2) Верны ли следующие суждения о самообразовании?
А) Самообразование помогает укреплению и расширению знаний, полученных в школе.
Б) Способность к самообразованию есть только у взрослых людей.
1. верно А 2. Верно Б 3. Верно и А и Б 4. Оба не верны
12. (2) Нарисуй рисунок на тему « ШКОЛА XXI века
УДАЧА!!!!!
Тебе позволили опубликовать свой кроссворд в одном из молодежных журналов. Дело осталось за малым, СОСТАВИТЬ КРОССВОРД!!!!!
Условия:
Количество слов – 10
Количество вопросов -10
Корректность вопросов
Форма кроссворда любая.
Домашняя самостоятельная работа «ТРУД»
ТЕБЕ ПРЕДЛОЖЕН РЯД СЛОВ, СОЕДИНИ ИХ МЕЖДУ СОБОЙ И СОСТАВЬ К НИМ ВОПРОСЫ!!!!
Труд
Услуги
Товар
Благотворительность
Ремесло
Деятельность
Творчество
Зарплата
Наука
Мастер
Проверочная работа «ТРУД»
Итоговая домашняя самостоятельная работа по обществознанию
5класс_______________________________________________________________________
Дайте определение предложенным понятиям
Инстинкт Человек Наследственность Семья Труд Деятельность Товары Услуги Патриотизм Прочитай отрывки из гимнов разных времен и напиши главную мысль
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Голодный, угнетённый люд!
Наш разум — кратер раскалённый,
Потоки лавы мир зальют.
Сбивая прошлого оковы,
Рабы восстанут, а затем
Мир будет изменён в основе:
Теперь ничто — мы станем всем!
Время битвы настало
Все сплотимся на бой.
В Интернационале
Сольётся род людской!
Союз нерушимый республик свободныхСплотила навеки Великая Русь.Да здравствует созданный волей народовЕдиный, могучий Советский Союз!Славься, Отечество наше свободное,Дружбы народов надёжный оплот!Партия Ленина — сила народнаяНас к торжеству коммунизма ведёт!
Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —Твоё достоянье на все времена!Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Заполни схему
Гражданин РФ
ОБЯЗАН ИМЕЕТ ПРАВО
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Прочитай стихотворение С.Я.Маршака и ответь на вопросы.
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
Приведи примеры из своей жизни, когда время летит очень быстро______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А когда время тянется очень медленно ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты думаешь, от чего зависит течение времени? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь СИНКВЕЙН
ВРЕМЯ
Прочитай отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души», в котором описывается жилище одного из героев , помещика Плюшкина
С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.
Можно ли назвать Плюшкина рачительным хозяином____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как бы ты охарактеризовал этого помещика__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведи из текста не менее двух фактов, подтверждающих твое мнение
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполни схему
ФУНКЦИИ
СЕМЬИ

Заполни схему
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

НАРИСУЙ ЭМБЛЕМУ СВОЕГО КЛАССА И ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ ИМЕННО ЭТИ СИМВОЛЫ И ЦВЕТА
ОБЪЯСНЕНИЕ:
Итоговая проверочная работа по обществознанию
5класс_______________________________________________________________________
1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
Школа 2. Религия 3. Урок 4. Знания 5. Умения
2. Найдите в приведенном ниже списке обязанности гражданина
Платить налоги
Защищать Родину
Посещать театры и музеи
Участвовать в митингах и демонстрациях
Беречь природу
Заниматься благотворительностью
3. Найдите в приведѐнном списке то, что объединяет ваших сверстников.
1) Они переживают период взросления.
2) Они набираются знаний.
3) Они живут в одной стране.
4) Они трудятся и содержат своих родителей.
5) Они - будущее нашего мира.
3. Соотнесите:
1) Игра А). Вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
2)Общение Б). Особый вид деятельности, целью которого является развлечение, отдых
3)Учение В). Вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиям
4)Труд Г).Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений
А Б В Г
4. Составь СИНКВЕЙН
ОБЩЕСТВО
5. Ответьте на вопрос: что значит уметь учиться?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполни схему
ФУНКЦИИ
СЕМЬИ

НАРИСУЙ ЭМБЛЕМУ СВОЕЙ СЕМЬИ И ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛ ИМЕННО ЭТИ СИМВОЛЫ И ЦВЕТА
ОБЪЯСНЕНИЕ:
Оценочный лист по обществознанию за 5 класс
Выполни самооценку умений, для этого поставь значок «+» в той графе, которая соответствует твоим умениям:
Умения Я умею Я
сомневаюсь Я
не умею
Давать определение понятию Грамотно отвечать на вопросы к тексту Составлять схемы Составлять синквейнГрамотно отвечать на вопросы и презентовать свою работу ЗА ЭТО ГОД Я…… Да Иногда Нет
Активно работал на уроке Составлял (а) презентации Вела(л) аккуратно тетрадь Участвовал(а) в олимпиадах, конференциях