Бинарное внеклассное мероприятие на тему: Влияние истории на развитие русского языка


Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Крым «Евпаторийский медицинский колледж»Влияние истории на развитие русского языка Подготовила преподаватель истории Пенцкофер Ольга Адальбертовна Образовательная цель - студенты должны усвоить важнейшие исторические факты, историю русского языка, его богатство, ресурсы, структуру и форму реализации. Развивающая цель – активизировать познавательную активность студентов, обобщать и систематизировать знания об истории русского языка, уметь сравнивать явления исторического события прошлого и настоящего.Воспитательная цель – воспитывать национальное сознание человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫНепременная составляющая национального самосознания человека – чувство гордости за родной язык, который воплощает в себе культурные и исторические традиции народа. Победой Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эпоха в мировой истории. За годы Советской власти было создано первое в мире социалистическое государство. Политика перестройки, начатая в 1985 году, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. Эти всемирно-исторические события проявились  в кардинальных преобразованиях в общественной сфере. В русском языке произошли существенные изменения, обозначились новые тенденции развития. Это показывает, что русский язык переходит на следующий срез своей истории, отчего, конечно, не перестает быть самим собой и не теряет функциональный потенциал. Происхождение русского языка Русский язык восходит к индоевропейскому праязыку В развитии русского языка выделяют три периода:VIII-XIV вв. древнерусский языкXIV-XVII вв. язык великорусской народности XVII в. язык русской нации Русский национальный язык XVIII—XIX вековСохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении - гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал, какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей страны, своего народа. Особую роль в укреплении и распространении русского языка в этот период сыграл М.В. Ломоносов.Ломоносов Михаил Васильевич (19 ноября 1711-15 апреля 1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Существенная заслуга Ломоносова М.В. — усовершенствование русского литературного, прозаического и стихотворного языка.Ломоносов написал на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые представляет научную систему русского языка Московский государственный университет имени М. В. ЛомоносоваУказ о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 24 января (4 февраля) 1755 года По мнению М.В. Ломоносова : «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын — в том нет нужды» Н.Н.Поповский (философия, словесность) А.А.Барсов (математика, словесность)Русских профессоров было всего двое Только в 1767 г. Екатерина II разрешила читать лекции в университете на русском языке Демократизация языка В лексический состав, грамматический строй в значительном количестве входят элементы живой устной речи городского купечества, служилых людей, низшего духовенства, грамотных крестьян СтилиНизкийСреднийВысокийОсобенности языкаСостоит из слов III группы + простонародные словаСоздается из слов I и III группСоздается из слов I и II группЖанрыКомедии, эпиграммы, дружеские письма в прозе, песни, басниСатиры, элегии, дружеские письма в стихах, описание памятных событийГероические поэмы, оды, речи о важных делах, трагедииI группаСлова, которые употребляютсякак в старославянском, так и в русском языках II группаСлова, которые в разговорной речи употребляются редко, но понятны каждому образованному человекуIII группаСлова, используемые только в живом разговорном языкеТеория «трех стилей»М.В. Ломоносов Петр I«писать все российским языком, не употребляя иностранных слов и терминов»Петр I издал приказ: М.В. Ломоносов описал строение земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.РубинАпатитКварцХалькопирит Слова М.В. Ломоносова не утратившие свою значимость и в настоящее время:АтмосфераВозгораниеГрадусВоздушный насос МатерияОбстоятельствоТрясениеЭлектричествоТермометр В 1771 г. в Москве учреждается Вольное Российское собрание. Его членами становятся профессора, студенты университета, писатели, поэты М.М. ХерасковВ.И. МайковД.И. ФонвизинА.Н. Сумароков Н.М. Карамзин Писатель, историограф Н.М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» с горькой иронией пишет: «... в нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе? Наш язык и для разговоров, право, не хуже других». Н.М. Карамзин считал, что русский язык слишком тяжел для выражения мыслей и нуждается в обработке. «... Язык наш хотя и богат, — писал он, — однако ж не так обработан, как другие, и по сие время еще весьма немногие философические и физические книги переведены на русский». Карамзин создал и ввел в оборот слова:влюбленностьобщественностьбудущностьпромышленностьчеловечностьобщеполезныйдостижимыйусовершенствовать Александр Сергеевич Пушкинсоздатель современного русского литературного языка, великий русский поэт, прозаик, драматург.Из русского языка он сделал чудо. Он ввел в употребление новые слова, старым дал новую жизнь О реформаторском характере творчества Пушкина писали его современники.Н.В. ГогольВ.Г. Белинский И.С. Тургенев А. С. Пушкин Автор бессмертных произведений.«Евгений Онегин»«Дубровский»«Руслан и Людмила»«Пиковая дама» «Сказка о царе Салтане...»«Сказка о золотом петушке»«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»«Сказка о попе и работнике его Балде» С.П. Шевырев (1806— 1864)«Пушкин не пренебрегал ни единым словом русским и умел, часто взявши самое простонародное слово из уст черни, оправлять его так в стихе своем, что оно теряло свою грубость» XIX век — серебряный век русской словесности и русского языка «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля Русский язык советского периодаПри характеристике русского языка XX века следует разграничивать два хронологических периодаI — с октября 1917 г. по апрель 1985г.II — с апреля 1985 г. по настоящее время Революция России 1917 годаВ феврале 1917 года в России произошла революция, результатом которой стало свержение царизма, 2 марта – было подписание Николаем II акта об отречении от престола, которое стало знаковым событием для русской истории После отречения Николая II от престола продолжение самодержавия оказалось совершенно невозможным. В итоге государство осталось без лидера. Страной фактически управляло два органа: Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В действительности реальной властью владел именно Петроградский совет, поскольку в его распоряжении была армия. На пост председателя правительства был выдвинут Георгий Евгеньевич Львов. Временное правительствоГеоргий Евгеньевич Львов
Временное правительство оказалось неспособным решить рабочие, аграрные, националистические вопросы. Параллельно на окраинах государства авторитет и влияние наращивали националистические партии. Большевики оказались самыми упорными.Их лозунги «землю – крестьянам», «фабрики - рабочим».
Великая Октябрьская Социалистическая Революция состоялась 25-26 октября 1917 г. (7-8 ноября по новому стилю). Это одно из величайших событий в истории России, в результате которого произошли кардинальные перемены в положении всех классов общества.
Октябрьская революция началась в результате ряда веских причин:1) В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в Первую мировую войну, армия несла большие потери. В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс.
2) Накал классовой борьбы. Крестьяне веками, мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков, хотели завладеть землей и были готовы к решительным действиям.
3) Падение авторитета Временного правительства, которое не в силах было решить проблемы общества. 4) У большевиков был сильный авторитетный предводитель В.И. Ленин, который обещал народу решить все общественные проблемы.

Партия большевиков добилась огромного влияния на массы. В ходе революции 25 октября 1917г. все ключевые пункты в городе были заняты большевиками, под предводительством Владимира Ильича Ленина. Они захватывают Зимний дворец и арестовывают Временное правительство.
ppt_xppt_y 26 октября был принят «Декрет о мире и о земле». На съезде было образовано советское правительство, названное «Совет народных комиссаров».
ПредседательВладимир Ильич ЛенинНародный комиссар по иностранным делам Лев Давидович Троцкий Народный комиссар по национальным делам Иосиф Виссарионович Сталин

Была введена «Декларация прав народов России» в которой говорилось, что все люди имеют равные правана свободу и развитие, нет больше нации господ и нации угнетенных.В итоге Октябрьской революции большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата
ppt_xppt_y
С победой Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эпоха в мировой истории. Значительные изменения произошли во всех сферах общественной жизни советского общества: в социальной, идеологической, политической, экономической, культурной, образовательной, бытовой и пр. Все это не могло не отразиться на русском языке.                В феврале 1918 г. для защиты молодой республики создается Красная Армия, и на базе оборота Красная Армия рождается сложно-суффиксальное существительное красноармеец. 25 октября (7 ноября) буржуазное Временное правительство было низложено. На следующий день II съезд Советов избирает первое Советское правительство во главе с В. И. Лениным, и в русском языке появляется сложно­сокращенное слово совнарком. В 1919 г. в Москве при бывшем Коммерческом институте открывается первый рабочий факультет, и с ним вместе входит в нашу речь слов рабфак. Слова связаны были с событиями революционных и послереволюционных лет. НАПРИМЕР: партийный, райком, перевыполнить, ударничество, по-комсомольски, общественник, самодеятельность, партбюро, сельсовет, всесоюзный, горком (городской комитет). Нельзя сказать, что в русском языке тоже произошла революция, но изменился он после октября очень резко и серьезно. Поскольку словарный запас языка (т.е. его лексика и фразеология) непосредственно связан с внеязыковой действительностью. Октябрьская революция 1917 г. приводит к ломке всего старого, происходят коренные преобразования в государственном, политическом, экономическом устройстве страны. Многие слова, обозначавшие вчера еще значимые, важные понятия, сегодня становятся ненужными: царь, монах, уезд, волость, купечество, лавочник, городовой, дворянин, купец и др. Переименования городовПетербург — Петроград — ЛенинградЦарицын — Сталинград — ВолгоградКуйбышев - Самара Горький - Нижний Новгород Русский язык конца XX векаПериод перестройки придал особое значение тем процессам, которые сопровождают развитие языка на всех этапах его существования, сделал их более значимыми, четче выраженными, ярче, нагляднее представленными Перестройка в СССР 1985-1991 гг. Перестройка — период в истории СССР, в ходе которого произошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

В 1985 году Советский Союз возглавил молодой и энергичный руководитель Михаил Сергеевич Горбачев. Он объявил о начале перестройки.
За короткий промежуток времени произошли глобальные, грандиозные, идеологические, политические, экономические и социальные перемены, которые потрясли всю страну.
Период реформ можно разделить на два этапа: Первый этап (1987-1989гг.) характеризовался двумя основными тенденциями:  1. Политика гласности - смягчение цензуры и «железного занавеса», а к концу данного этапа - их фактическое снятие.
2. Демократизация управления, начавшаяся с выборов директоров предприятий и закончившаяся переходом к свободным политическим выборам.
Второй этап (1989-1991гг.)В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит; из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, и к распаду СССР.К концу 1991 года страна оказалась в катастрофической ситуации. Все эти исторические события не могли не отразиться на русском языке. Период перестройки придал особое значение тем процессам, которые сопровождают развитие языка на всех этапах его существования, сделал их более значимыми, четче выраженными, нагляднее представленными.НАПРИМЕР: перестройка, гласность, бизнесмен, менеджер, миллионер, собственник, валюта, казино, спонсор, фондовая биржа, демократ, имидж, рейтинг. Языковые изменения в период перестройки носят кардинальный характер, так как связаны с историческими событиями общественной жизни в переломный для России период. В русский язык входит множество иноязычной лексики, которая в современной языковой системе находится на разных уровнях освоения. Изменения в языке также затронули область словообразования, где наблюдается использование как традиционных, так и ранее находящихся на периферии моделей образования слов. История возвращает нам утраченное, в том числе и старые названия. Однако уроки прошлого показательны и поучительны и их не следует забывать. Русский язык на всем протяжении своей истории обогащался не только за счет внутренних ресурсов, но и за счет других языков. Значительное влияние на наш язык оказали латинский и старославянский языки. Но в какие-то периоды это влияние, особенно заимствование слов, было чрезмерным, казалось, что оно захлестывает русский язык, переполняет его. Тогда и появляется мнение о том, что иностранные слова ничего нового не добавляют, поскольку есть тождественные им русские слова, что многие русские слова не выдерживают конкуренции с модными заимствованиями и вытесняют их К. И. ЧуковскийОчень эмоционально об отношении к иностранным словам пишет К. И. Чуковский:наряду с плясками — танцы наряду с мышцами — мускулы наряду с сочувствием — симпатия наряду с вопросами — проблемы наряду с воображением — фантазия наряду с предположением — гипотеза наряду с полосою — зона наряду со спором — дискуссия наряду с указателем цен — прейскурант наряду с языковедом — лингвист И. А. ИльинКрупный русский мыслитель И. А. Ильин в статье «О России» очень оригинально выразил мысль о глубокой, органической связи языка — народа — Родины:«Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу речь». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!