Открытое бинарное занятие Отечественная война 1812


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 31
Учебная дисциплина - История
Группа: тк 9-6
Дата: 11/12/2015тема: «Отечественная война
1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Вид занятия: Бинарное. Лекция – беседа с элементами опрежающего задания
Цели занятия:
учебная – актуализировать и углубить знания об исторической эпохе, образах героев романа, их межличностных отношениях;
развивающая – развить познавательный интерес, навыки мыслительной деятельности, способствовать духовному развитию учащихся;
воспитательная – воспитывать внимательного читателя и слушателя, стремление познать себя, привить любовь к литературе, истории и искусству слова через понимание исторического и литературного контекста.
Задачи:
1. Синтезировать и углубить базовые знания учащихся о героях романа-эпопеи «Война и мир».
2. Использовать рабочие материалы занятия для развития навыков мыслительной деятельности учащихся.
3. Использовать познавательный материал в воспитательных целях.
4. Воспитать чувство уважения к семье и семейным ценностям на литературном и историческом материале.
5. Показать, что Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» утверждает вечные ценности – патриархальную семью с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде» – как основу человеческой жизни.
6. Совершенствовать умения обучающихся сопоставлять исторические явления, оценивать различные точки зрения на проблему.
7. Раскрыть своеобразие творчества Л.Н.Толстого на примере романа «Война и мир», философскую и духовную проблематику, рассмотреть противопоставление Кутузова и Наполеона, раскрыть осуждение войны и бесчеловечной идеи господства одной личности над массами, проследить изображение судеб отдельных героев в тесной связи с историческими событиями.
8. Сформировать убеждение о необходимости самосовершенствования; прививать отрицание войны и на ярких литературных примерах продемонстрировать ценность мирного времени.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, проектор, мультимедийные презентации, фрагменты фильма, текст романа-эпопеи «Война и мир».Предварительная работа: подготовка наглядного и других видов материала к занятию, опережающее задание: подготовка обучающихся в рамках предварительной работы по составлению и оформлению докладов – сообщений, презентаций.
Преподаватели: Добында М.К., Богуш Е.И.
Обучающиеся, подготовившие опережающее задание: Берёза Н., Куролап А., Велулаева У., Ли Э.
Литература:
1. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир».
2. Бычков С., Л.Н.Толстой. Очерк творчества. — М. : 2001.
3. Литература : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования : в 2 ч.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
4. Твардовский А.Г. Собрание сочинений. 1976-1983 г. т.5. — с. 310.
Интернет-ресурсы:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — Режим доступа: http://festival.1september.ru2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». — Режим доступа: http://nsportal.ru3. Литературный факультет: сайт о литературе и не только. — Режим доступа: http://litfac.ru4. Белорусский школьный портал «Школа №BY». — Режим доступа: http://www.school-city.by5. Содружество литературных проектов «Русское поле». — Режим доступа: http://www.ruspole.info6. Специализированный ресурс citaty.info. — Режим доступа: http://citaty.info Содержание занятия:
I. Организационный момент. Проверка готовности аудитории и группы к занятию (санитарное состояние аудитории; присутствие и внешний вид обучающихся) Преподаватель делает отметки в журнале- дежурный сообщает об отсутствующих на занятии.II. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала.
Работа над проблемой воспитательного часа. Вступительное слово.
К числу вечных творений, завещаемых из века в век, принадлежит и роман-эпопея «Война и мир». Мы открываем страницы книги, где Лев Николаевич Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1812 года противопоставляет ту жизнь, которую назвал «настоящей».
2.1. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Актуализация знаний.
Историческая справка: война 1812 года (Добында М.К.)
Слово преподавателя (Богуш Е.И.):
Так уж исторически сложилось, начиная со “Слова о полку Игореве”, что лучшие художественные произведения русской литературы это произведения о войне. Потому, наверное, что война – событие неестественное для человеческого бытия, противное человеческой сущности, требует проявления особых качеств характера, превосходящих обыденные. Литература “золотого” ХIХ века вышла не только из “Шинели” Гоголя, но во многом из 1812 года, на недолгое время сплотившего все русское общество, в котором под смертельной внешней угрозой освободились русские исконные метафизические смыслы, окрепли духовные силы. Не написал бы Лев Толстой свой гениальный роман “Война и мир”, не известно, как бы представлялась её история и её героическая действительность сегодня. Как верно сказал Александр Твардовский: ”Разве война и победа русского оружия в 1812 году означала бы столько для национального патриотического самосознания русских людей, если бы, допустим на минуту, не было гениального творения “Война и мир”, отразившего этот исторический момент в жизни страны, показавшего в незабываемых по своей силе образцах величие народного подвига тех лет?” Мирная жизнь не обособлена от «большой» истории, в ней свой «омут жизни», а люди как реки: у каждого своё русло, свой исток.
III.Основная часть
Слово преподавателя (Добында М.К.):
Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. «Война и мир» — это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях истории России, освещающий важные стороны народной жизни, характеризующие взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Описание наступления войны писатель начинает с изображения высших сфер, главной квартиры царя. Военные события еще не затронули глубин страны. В Лысых Горах сохраняется обычный распорядок жизни. Такую же обычную жизнь видим мы в семье Ростовых, где больше озабочены болезнью Наташи, чем началом войны. В дворянских кругах царит атмосфера полного равнодушия ко всему, кроме своих сословных и корыстных интересов. Они не понимают масштабов грозящего бедствия. Что пугает больше всего представителей дворянской Москвы, так это то, что крестьяне наберутся вольного духа. Да и весь русский народ ещё не ощутил национальной опасности, не поднялся на защиту своего отечества. Широко развернув историческое полотно, писатель изобразил на его фоне и прославил главнокомандующего Кутузова, в котором видел вдохновителя и организатора побед русского народа. Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.
3.1. Просмотр видеоролика «Историческая дуэль Кутузова и Наполеона в романе и на исторической сцене»
Слово преподавателя (Богуш Е.И.):
История военного события состоит не только из баталий, дислокаций и приказов, но из фактов героики, связанной с антропологией, осмысление природы которых по силам лишь философии и литературе. Поэтому в лучших произведениях русской литературы о войне рассматривается в первую очередь человек, его поведение и поступок в обстоятельствах, требующих душевных и духовных усилий. Толстой кропотливо, с энтузиазмом ученого, под многократной линзой своего мировоззрения исследует войну во многих её проявлениях. Она служит в романе катализатором нравственных процессов, строгим фоном, на котором автору легче рассмотреть и показать межличностные отношения, гиперболизирующиеся в условиях военного времени. Мир семьи – важнейшая составляющая романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит своё наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Слово преподавателя (Добында М.К.):
Преследуя цель нашей сегодняшней встречи: раскрыть влияние событий Отечественной войны 1812 года на межличностные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» — мы ближе познакомимся с семейными гнёздами главных героев, а помогут нам в этом ваши коллеги с первого курса, которые совсем недавно прошли это программное произведение на уроках литературы. На этапе реализации опережающего задания мы послушаем выступления студенток групп ТД9-5 и ИС9-2.
3.2. Реализация опережающего задания: выступления студентов
Семейное гнездо Ростовых (Велулаева Усние)
Слово преподавателя (Богуш Е.И.):
Итак, в семье Ростовых даже под влиянием событий Отечественной войны 1812 года царят простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчёт и корысть.Семейное гнездо Болконских (Куролап Анастасия)
Слово преподавателя (Добында М.К.):
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего, чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя. Пускай и в нелёгкие для России времена — всё та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Семейное гнездо Курагиных (Ли Эллина)
Слово преподавателя (Богуш Е.И.):
Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть – инстинктивная взаимная поддержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Черты семьи Курагиных: отсутствие родительской любви, материальное благополучие, желание удовлетворить свои потребности за счёт других, отсутствие духовной красоты.
Обобщающее выступление: «Влияние событий Отечественной войны 1812 года на межличностные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Берёза Надежда)
Слово преподавателя (Добында М.К.):
В обстановке общенационального кризиса, порожденного войной 1812 года, показана в романе русская жизнь, характеры героев и общественные отношения. Именно эту войну писатель считает истинно народной, вызвавшей невиданный ранее патриотический подъём народа, вставшего на защиту своей независимости. Толстого не интересовало изображение внешней стороны сражений, его героям не свойственны громкие слова о любви к родине. Их патриотизм проявляется в повседневной жизни, в мыслях, в обычных поступках и делах. Историческое, общественное событие передается автором через сцены частной жизни, в индивидуальных судьбах его героев отражено движение всей истории. До Л.Н.Толстого никто, пожалуй, так убедительно и ярко не раскрывал роль морального фактора в исходе войны.
IV.Обобщение и систематизация полученных знаний (подведение итогов занятия).
4.1. РефлексияЗадание для группы с целью реализовать творческую рефлексию как момент подведения предварительного итога открытого занятия.
- Вспомните, в какой ситуации мы знакомимся с межличностными отношениями героев романа-эпопеи «Война и мир»?
- Как вы считаете, с какой целью автор раскрывает межличностные отношения героев на фоне событий Отечественной войны 1812 года?
- Какую же жизнь Толстой называет настоящей?
- Определите одним словом главный стержень каждой семьи:
Семья Ростовых (любовь)
Семья Болконских (благородство)
Семья Курагиных (ложь)
4.2. Заключительное слово преподавателей, подведение итогов занятия в форме фиксации степени реализации заявленных целей и задач мероприятия.
Слово преподавателя (Добында М.К.):
В межличностных отношениях герои Толстого хранят такие нравственные ценности как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно они в минуту общенациональной опасности спасают Россию. В результате разгрома наполеоновской армии в Европе активизировалось национально-освободительное движение, а патриотический подъем 1812 года оказал огромное влияние на рост самосознания народов России.
Слово преподавателя (Богуш Е.И.):
Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные нравственные ценности: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными. Л.Н.Толстой в своих произведениях и во всей своей общественной деятельности выступал не только как художник, но и как воспитатель и наставник человечества.
V. Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Основные события Отечественной войны 1812 года». История, дидакт. мат.Артемов,М.: «Академия»; 2013 (стр. 180 - 185), «История (часть 2)» Артемов В.В., (стр. 39-91).
Разработал: преподаватель истории Добында М.К.