Доклад Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни

Государственное казенное вечернее (сменное) образовательное учреждение
Центр образования при исправительных учреждениях
Самарской области





Доклад на тему
«Формирование у обучающихся потребности
в здоровом образе жизни».









Выполнила:
учитель химии и биологии
филиала № 1 Агапова Г. Е.

Новокуйбышевск , 2013 г.

Важнейшей особенностью пенитенциарных школ является доминирование воспитательных задач над обучающими, т. е. важнейшая функция пенитенциарной школы - человекообразующая.
Одной из приоритетных задач ЦО является здоровьесбережение участников образовательного процесса.
Устав Всемирной организации здравоохранения трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия». Такое благополучие достигается правильным воспитанием, которое ведет человека к нравственному образу жизни, включающему и заботу о своем здоровье.
             Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Поэтому одной из задач системы образования является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Педагог должен работать так, чтобы обучение учащихся в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика.
Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
    Под понятием здоровьесберегающая технология подразумеваются такие формы, методы и приемы деятельности образовательного учреждения, которые сохраняют и укрепляют здоровье учащихся.                          
Их применение даёт возможность:
-осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
-достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
-осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
-организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
  Построение уроков на здоровьесберегающей основе:
- Соответствие обстановки и гигиенических условий в классе санитарно-гигиеническим нормам (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, подбор мебели в соответствии с ростом учеников, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
 -Рекомендованная норма видов учебной деятельности на уроке – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, ответы на вопросы, решение примеров и задач).
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут в зависимости от темы.
- Количество методов обучения (словесные, наглядные практические – самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование методов обучения не позже чем через 10-15 минут.
- Для урока следует подбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
- На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
- Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одно минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
- В содержание уроков следует включать вопросы, связанные со здоровьем и формированием  стремления к здоровому образу жизни.
- На уроке должна присутствовать активизация мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция  внутренней мотивации: познавательная потребность, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
- Для создания психологического комфорта в классе использовать на уроке эмоциональные разрядки: примеры, шутки, смех, музыкальные минутки, поэзию и т.п.
- На уроке должно быть интересно!»
На своих уроках я использую элементы здоровьесберегающей технологии: смена видов деятельности, чередование методов обучения, оздоровительные моменты, эмоциональную разрядку, доброжелательное отношение к учащимся, стараюсь сделать свои уроки более интересными и познавательными.
Я преподаю биологию и химию, и это дает мне возможность использовать материал урока для формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся. В течение всего курса биологии 8-го класса (Анатомия, физиология, гигиена человека) учащиеся изучают с научной точки зрения вредное влияние курения, алкоголя, наркотиков, токсических веществ на все системы органов человеческого организма, а значит, наносят вред здоровью человека. Ученики узнают, что здоровый образ жизни – это образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Они знакомятся с элементами здорового образа жизни:
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей организма;
соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
закаливание.
На уроках биологии в 9 –ом классе (Общая биология) формировать потребность в здоровом образе жизни можно при изучении следующих тем: «Цитология», «Генетика», «Экология», «Биосфера». Учащиеся узнают об отрицательном воздействии на организм человека вредных привычек, что может привести к генетическим изменениям и наследственным заболеваниям. Они изучают воздействие факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение атмосферы, почвы и воды напрямую связаны со здоровьем человека. На уроках мы говорим о необходимости экологической грамотности населения и путях решения данных проблем.
В курсе химии 8 –го класса учащиеся знакомятся с химическими веществами, с необходимостью безопасного обращения с кислотами, щелочами и другими веществами в быту и на производстве. Материалы тем «Кислород», «Водород», «Вода», «Галогены» я использую для пропаганды здорового образа жизни.
Курс химии 9 класса (раздел «Органические вещества») и 11 класса также дают много возможностей для формирования здорового образа жизни: «Спирты», «Карбоновые кислоты», «Фенолы», «Лекарства». Учащиеся с химической точки зрения узнают о вредном влиянии алкоголя и токсических веществ на организм человека, о необходимости правильного использования лекарств.
На уроках факультатива «Химия в повседневной жизни человека» учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с вредными химикатами в быту и способами их нейтрализации.
Проблема формирования здорового образа жизни решается не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах и во время проведения предметных декад. Классные часы я стараюсь проводить в разнообразных формах: беседы, в том числе информационные, лекции, диспуты, викторины, провожу тестирование и организую встречи с врачами: терапевтом и психоневрологом. В начале учебного года провожу анкетирование учащихся о мероприятиях, которые бы они хотели услышать на классных часах, но, учитывая образ жизни наших учащихся и культуру их поведения, составляю план воспитательной работы и делаю упор на пропаганду здорового образа жизни. Данная тема раскрывается при проведении следующих мероприятий: тестирование «Умеешь ли ты вести здоровый образ жизни?»; беседы: «Как сказать наркотикам – нет!», «Учись быть здоровым!», «Здоровье человека и окружающая среда», о вреде алкоголя «Похититель рассудка», «Состояние здоровья и самочувствие»; лекции: «СПИД – коварная болезнь», «Знакомство с методикой закаливания П. Иванова»; викторина «Кожа – зеркало здоровья»; диспуты: «Курение или здоровье – выбирайте сами!», «Алкогольная трясина».
На классных часах знакомлю учащихся с советами здорового образа жизни:
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
В рамках предметных декад по химии и биологии провожу разные мероприятия: это занимательные игры, викторины, конкурсы, составление кроссвордов, ребусов, занимательных задач, а также внеклассные мероприятия по биологии и химии: «Небезопасная еда», в ходе которого учащиеся знакомятся с вредными и запрещенными в нашей стране пищевыми добавками - «Е», с полезными и не очень продуктами питания; игра «Химия и здоровье», где учащиеся с точки зрения химических законов и процессов объясняют явления повседневной жизни.
Большое значение для выполнения поставленной задачи имеют и индивидуальные беседы с учащимися об их проблемах, вредных привычках и способах их искоренения.
Пропагандой здорового образа жизни является и личный пример педагогов школы. В настоящее время все учителя нашей школы в определенной степени ведут здоровый образ жизни: не курят, посещают бассейн, ходят на лыжах, следят и используют для оздоровления новинки медицинской техники.
В формировании потребности учащихся в здоровом образе жизни принимают участие все учителя нашей школы как на своих уроках, так и во внеклассной работе. И только совместная деятельность всех педагогов школы может принести желаемые результаты. За прошлый учебный год 5 учащихся нашей школы бросили курить, что несомненно является неплохим результатом в пропаганде здорового образа жизни.
Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа.
Школа может и должна внушить ученику необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности, путей сохранения и преумножения здоровья.