Статья Формирование умения решать задачи


Формирование умения решать задачи.
Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней обучения в школе. В первом классе знакомство с термином «задача» проходит во втором полугодии. Для того чтобы ученик хорошо усвоил этот термин и его значение, необходимо провести подготовительную работу. Помогает выполнить эту подготовительную работу содержательная линия «Математика вокруг нас». Она позволяет учащимся распознавать в окружающем мире задачи, которые можно сформулировать на языке математики и решить математическими приёмами. А уже во втором полугодии познакомить с новым видом текстового задания – задачей. Очень важно научить выделять из текстового задания понятия «условие задачи» и «вопрос». Можно использовать разнообразные приёмы для формирования умения решать задачу:
составить условие к вопросу задачи
составить несколько вопросов к условию задачи
определить лишние данные в условии
определить недостаточность данных в условии.
При использовании наглядности в решении задачи не должно быть возможности для учащегося ответить на вопрос, прибегая к пересчитыванию. Ученик должен научиться осознанно делать выбор действия, анализируя условие задачи.
В учебниках «Математика» Минаева С.С. при обучении решению задач авторы делают акцент на формирование у школьников умения составлять модель текстовой задачи. Важно, чтобы каждый ученик учился составлять, читать и использовать для решения одной и той же задачи различные предметные модели. Далее идёт работа по формированию умений планировать ход решения текстовой задачи. В процессе работы у учеников формируются этапы работы с задачей:
чтение задачи
составление модели
планирование модели
запись решения
запись ответа.
Особое внимание стоит обратить на комментирование учениками своих действий. Это помогает выполнить работа в парах.
В планируемых результатах освоения программы зафиксировано, чему должен научиться первоклассник, а это возможно лишь при формировании у учащихся познавательной самостоятельности и общего умения решать задачи.