Cферы взаимодействия столь интересного региона и Соединенных Штатов Америки

Юго-Восточная Азия представляет собой довольно крупный географический и историко-культурный регион, который включает территорию полуострова Индокитая островов Малайского архипелага и западную часть острова Новая Гвинея. Вся эта территория занимает практически 3% площади суши. В этом регионе проживает более 550 млн. человек, т.е., примерно, 8,6% населения планеты. На первый взгляд, целостный регион, на самом деле представляет собой одиннадцать государств (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Филиппины, Бруней, Восточный Тимор, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма), которые различающихся по размерам территории и населения и уровню социально-экономического развития.
Каковы же сферы взаимодействия столь интересного региона и Соединенных Штатов Америки?
За время, которое прошло с окончания войны во Вьетнаме, США не проявляли интереса к Юго-Восточной Азии и не имели четко разработанной внешнеполитической стратегии в данном регионе. По сути, все участие США в делах стран региона выражалось в эпизодической реакции на возникающие кризисы. Официальные визиты и встречи на высшем уровне были редкими и плохо спланированы. Регион Юго-Восточной Азии пару десятков лет назад даже уступал Северо-Восточной Азии в партнерских отношениях с США.
Отправной точкой, послужившей перелому в отношениях можно считать события 11 сентября 2001 года, после которых США стал расширять степень своей вовлеченности в дела региона, открывая тем самым еще одну площадку по борьбе с терроризмом.
Преследуя цели борьбы с сетью террористических организаций и недопущения трансформации региона в очаг террористических операций, Соединенные Штаты стали усиливать военное сотрудничество и проводить совместные военные учения со странами региона. Пот такой схеме укрепились военные связи США с Таиландом, Индонезией, Филиппинами и Сингапуром. Следующие семь лет отношения развивались именно в этом ключе, т.е. ограничивались только сотрудничеством в борьбе с терроризмом.
Следующий этап отношений и расширение сфер взаимодействия происходит уже в период первого президентского срока Б. Обамы. В 2009-2011 годах все чаще декларировались призывы к «возвращению в Азию» и расширению партнерских связей.
В случае с Юго-Восточной Азией это значило укрепление союзнических отношений с Филиппинами и Таиландом и сближение с перспективными государствами региона – Сингапуром, Вьетнамом, и Индонезией. Также концепция предполагала расширение участия в многосторонних институтах региона в т.ч. сотрудничество с АСЕАН; и стимулирование демократических процессов в странах Юго-Восточной Азии с акцентом на такие страны, как Мьянму и Вьетнам.
В рамках этой концепции США вмешалось в отношения стран Юго-Восточной Азии и КНР. Это стало успешным рычагом и методом влияния. Подключившись к конфликту в Южно-Китайском море, США заметно укрепили свои внешнеполитические контакты и военное сотрудничество с Филиппинами. В большей степени США оказывает помощь в модернизации ВМС Филиппин, увеличивается количество совместных военных учений, наращиваются объемы сотрудничества в области обороны и морской безопасности.
Вмешательство Вашингтона в проблемы Южно-Китайского моря дало импульс развитию и американо-вьетнамских отношений, в частности в военно-политической сфере. Продиктовано это, прежде всего, противостоянием с Китаем за влияние в регионе и поиском союзников в этой борьбе. С 2008 года организуются постоянные площадки для взаимодействия двух стран: американо-вьетнамские ежегодные форумы в рамках «Диалога по вопросам в области политики, безопасности и обороны» и консультативный механизм «Диалог в области обороны». На фоне сотрудничества на высшем уровне американские суда ВМС стали регулярно заходить в порты Вьетнама. А на волне обострения отношений с Китаем проходят и американо-вьетнамские совместные учения ВМС в водах Южно-Китайского моря. Не смотря на прогресс в отношениях и постоянных попытках вывести отношения на новый уровень, страны сталкиваются с рядом проблем, которые этот процесс затрудняют: разность политических режимов, нарушения по правам человека и наследие Вьетнамской войны.
В рамках объявленной доктрины США выстраивает международные отношения и с такой страной как Таиланд. Союзнические отношения этих стран имеют опыт совместных боевых действий, а США даже имеет доступ к тайской базе ВВС для ее периодического использования при проведении операций и учений, не оставляя постоянного контингента на территории страны. На сегодняшний день Таиланд является крупнейшей площадкой проведения военных учений США в Юго-Восточной части Азии. Однако в политической, культурной, экономической и других сферах сотрудничество затрудняется политической нестабильностью Таиланда и расхождением стратегических целей двух стран. Стоит отметить, что эти факторы ведут к ослаблению в отношении двух стран.
Еще один перспективный партнер США в этом регионе – Индонезия. Она привлекает США в силу своего влияния в АСЕАН, стратегического расположения на пересечении критически важных морских путей, соединяющих Ближний Восток и Восточную Азию, ее большой территории, развивающейся экономики и демократического режима. Не маловажным фактором является то, что Индонезия является крупной мусульманской страной и рассматривается США как посредника в выстраивании отношений в исламском мире.
Интенсификация контактов США с Индонезией последовала после терактов 11 сентября в русле координации борьбы с терроризмом. Укреплению двусторонних отношений способствовало снятие ограничений на предоставление Индонезии военной помощи, что стало показателем нормализации отношений в военной сфере. При этом выросли и американские вложения в программы помощи Индонезии по поддержанию мира и безопасности.
В 2010 г. страны заключили двустороннее Соглашение о всеобъемлющем сотрудничестве. В качестве ключевых сфер взаимодействия указаны безопасность, энергетика, торговля и инвестиции, изменение климата и окружающая среда и экология, образование, гражданское общество и демократия. Для этого создавались диалоговых механизмов на высшем уровне в различных сферах взаимодействия. На текущий момент функционируют двусторонний стратегический диалог, диалоги по коммерческим связям, в энергетической политике, в сфере здравоохранения, торговли и инвестиций.
Еще один стратегический партнер США в регионе довольно небольшое государство – Сингапур. Страна имеет развитое общество с инновационной экономикой, располагается в непосредственной близостью к стратегически важному Малаккскому проливу и является сторонником и апологетом вовлечения США в проблемы региона. Начиная с 1990 года, страны активно развивают военное и торговое сотрудничество.
Курс администрации президента США также предполагает сближение с Малайзией. Однако, американо-малазийские отношения полны противоречий. Не смотря на то, что эти два государства связывают достаточно крепкие торгово-экономические отношения и военное сотрудничество, стороны неоднократно показывали разницу взглядов на различные региональные проблемы.
Подводя итог, стоит отметить, что регион Юго-Восточной Азии достаточно пестр и противоречив, но является важной стратегической территорией. В настоящее время взаимодействие США со странами региона продиктовано выдвинутым Б. Обамой внешнеполитическим курсом на «возвращению в Азию». На сегодняшний день положение США в регионе устойчивое и Соединенные штаты выступают гарантом мира и стабильности в регионе.
Стоит отметить, что выстраиваемые отношения находятся преимущественно в военно-политической и торгово-экономической сферах. Вмешавшись в проблемы Южно-Китайского моря, США удалось наладить отношения с Филиппинами и выстроить линию взаимоотношений с Вьетнамом. Плодотворно идет развитие отношений США с Индонезией и Сингапуром. Существуют определенные сложности в отношениях с Таиландом и Малайзией.
Список использованной литературы
Васильев Л.Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай от соперничества к противостоянию.//Китай в мировой и региональной политике. История и современность №17, 2012.
Иванова И.С. Юго-Восточная Азия: Учебное пособие. – М. Географический факультет МГУ, 2005.
Лексютина Я.В. США–КНР: Соперничество в Юго-Восточной Азии обостряется // Азия и Африка сегодня. 2012.№3.
Лексютина Я.В.Политика США в Юго-Восточной Азии при Б.Обаме: укрепление союзнических отношений и формирование новых партнерств//Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №7-2, 2012.
Радиков И.В. Дисперсия современной архитектуры безопасности в АТР: глобальные тенденции и региональные особенности//Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2011.№2.