«Русский традиционализм». Особенности российской цивилизации в к.XVI- н.XVIIвв.


« «Русский дух», как вы его не хоронитеИли как не высмеиваете, всё-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее.»В.В. Розанов. (1856 -1919гг.) Русский философ Особенности российской цивилизации в конце XVI - начале XVII вв.«Русский традиционализм». Проблема урока: «Русские традиции к периоду складывания российской цивилизации (конец XVI - начало XVII вв.).Задачи урока исследовать:политическую традициюсоциальную традициюэкономическую традициюдуховную традицию Традиционализм - приверженность старым традициям.Традиция (от лат. Tradition - передача), элементы политического, социального, экономического и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Ценности суперцивилизаций «Запад» «Восток» Свобода РавенствоСолидарность (братство)Труд Рынок Частная собственностьЭквивалентный обмен Закон Мир Порядок ТрадицииВнутри человекаМежду социальнымислоямиМежду странамиСлужение Ритуал Знание Ценность - обьект Личность Государство Базовые цивилиза-ционные ценности Ценность – вектор (куда напр.) Развитие Стабильность Русский традиционализм и цивилизационный код: Россия между Востоком и Западом (конец XVI века.) Роль политики в развитии общества Князь Владимир (980 – 1015гг.) Князь Олег (879 – 912 гг.) Александр Невский(1252 – 1263гг.)Великий Князь Владимирский ЦарьИванГрозный(1533 –- 1584гг.) Отношение к закону « Подданные великого князя служат каждый на свой собственный счёт; только своим стрельцам он даёт некоторое жалование на порох и снаряды. Кроме них никто в своей стране не получает ни одного пенни жалованья». Ричард Ченслер, английский мореплаватель. «Английские путешественники в Московском государстве вXVI веке». Л.,1937,с.62. «Воля Великого Князя для всех закон… По большей части, начальниками над гражданами поставляются Бояре, которые свирепствуют над несчастным простым народом с величайшей жестокостью и очень часто за самые лёгкие проступки бьют батогами, бросают в темницы или наказывают денежными пенями… Народ Московский по природе горд и надменен; так как своего Князя они предпочитают всем Государям, то и себя считают выше всех народов. Нередко, преступая пределы истины, чрезвычайно превозносят всё своё, и этим хвастовством и тщеславием думают придать много достоинства своему Князю» Даниил Принц - черезвычайный посол Священной Римской империи при царском дворе. Принц Д. Начало и возвышение Московии. М., 1887, с.65,67-68.А.Г.Кушнир. Хрестоматия по истории. М., 1999, с.115-116. Отношение к Закону Герцен А.И.(1812 – 1870гг.) Бердяев Н.А.(1874 – 1948гг.) « Русский, какого бы звания он ни был, обходит закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». «Идея права у нас вовсе не существует или очень смутно: она смешивается с признанием силы… Закон не имеет для нас другого смысла, кроме запрета, сделанного власть имущими; мы его не уважаем, а квартального боимся». Уровень насилия «Россия — целый особый мир, покорный воле ... одного человека — именуется он Петром или Иваном, не в этом дело: во всех случаях одинаково, это — олицетворение произвола... Юридические формы и личные усилия для нас кажутся бессильными и даже смешными, мы ждем всего, мы хотим все сделать силою прихоти, бесконтрольного решения. Каждый из нас — маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый». Петр Яковлевич Чаадаев 1794 – 1856гг. Мыслитель, общественный деятель. Россия казней, пыток, сыска, тюрем. Страна, где рубят мысль умов с плеча, Страна, где мы едим и балагурим В кровавый час деяний палача. Страна, где правит право крепостное, Где змий — царем, змеёныши — царьки, Где правило — разгул в грязи и гное, Страна метели, рабства и тоски...Константин Дмитриевич Бальмонт Родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Умер 23 декабря 1942 года Уровень насилия Политическая традиция конец XVI – начало XVII вв. Решающая роль политики в развитии общества;Сакральное отношение к власти;Высокий уровень насилия;Пренебрежительное отношение к закону. Социальная традиция конец XVI – начало XVII вв. Общинность (коллективизм);Патернализм (от лат.Pater – отец)- термин, указывающий в социально-политическом смысле на модель общества, основанного на авторитете главы социума (страны, или какого-либо иного сообщества), и послушанием масс в обмен на протекцию. Экономическая традиция конец XVI – начало XVII вв. Московское княжество в 1300 – 1340 гг. Московское княжество в 1340 – 1462 гг. Экономическая традиция конец XVI – начало XVII вв. «Почему мы, такие богатые, такие бедные?» Доктор философских наук,ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Самойлович Ахиезер(1929 – 2007гг.) Экономическая традиция конец XVI – начало XVII вв. Экстенсивный характер экономического развития. Идеал бедности «Человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь иных интересов, кроме как есть побольше и работать поменьше». Английский экономист Адам Смит (1723 – 1790гг) Русский человек, веками не знавший частнойсобственности, слабо различает «моё и не моё» Духовная традиция конца XVI-начала XVII веков Эсхатолизм. Эсхатология (от греческого eschatos – последний,конечный)-религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.Христианство,как часть эсхатологии,в России предполагало загробную жизнь и судный день. Мироотреченная традиция. «Лучшие, наиболее культурные и мыслящие русские люди XIX века не жили в настоящем, которое было для них отвратительно, они жили в будущем и прошлом» Н. Бердяев(1874-1948) Миссианство. «Назначение русского человека есть, бесспорно, всероссийское и всемирное. Стать настоящим русским … значит … стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.» Ф. М. Достоевский. Духовная традиция конца XVI-начала XVII веков 1.Эсхатология;2.Мироотреченная традиция;3.Миссианство;4.Синкретическое сознание.