Мастер-класс на тему: «Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления».


Мастер-классТема: «Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления».Краснощёк Елена Николаевнаучитель начальных классовМБОУ «СОШ № 6» г.Корсаков «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, литературного творчества. Без этого он засушенный цветок». В.А.Сухомлинский Технология критического мышленияЭто открытое мышление не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов : стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Приемы развития критического мышления на уроках: - чтение - суммирование в парах;- синквейны;- чтение с остановками;- приём «Верите ли вы, что…»;- мозговой штурм;- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;- работа с вопросниками;- написание творческих работ;- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;- логическая цепочка;-сюжетно-композиционный треугольник;- кластер Приём  “Удивляй!” Направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.Окружающий мир .Тема: “Какие бывают животные?” Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?Ответ: Ежи любят натыкать на иглы кислые и едкие продукты, дезинфицируя таким образом иглы. 
Модель “Создай паспорт”Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Может быть использован для создания характеристик:литературное чтениие– героев литературных произведений;окружающий мир – полезных ископаемых, растений, животных, систем организма;математика – геометрических фигур, математических величин; русский язык – частей речи, членов предложения, частей слова. Модель “Создай паспорт героя”Имя? ( Филиппок)Автор? ( Л.Н.Толстой)Где живёт? (в селе)Чем занимается? (скучал)Какие поступки совершает? ( решил пойти в школу)Какой характер у героя?Что думает о нём автор?Что вам понравилось или не понравилось в герое? Прием «Написание творческих работ» Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Прием «Создание викторины» После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы. «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. «Письмо к учителю»Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п).Памятка написания письма.1. Я прочитал(а) рассказ.2. Больше всего запомнилось.3. Понравилось.4. Не понравилось.5. Мое эмоциональное состояние.6. Этот рассказ учит меня. Прием СинквейнСтихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1 строка- 1 существительное, (заданная тема) 2 строка- 2 прилагательных 3 строка-3 глагола, характеризующее действие 4 строка - фраза из 4 слов 5 строка - Повторение сути, синоним одного из слов Приём «синквейн»   В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.1. Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая. 3. Описание действия. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка – ложь, да в ней намёк. 5. Слово – синоним. Фантазия, выдумка. Прием Кластеры (гроздь) происходит выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди«Грозди» - графический прием систематизации материала Кластер1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. КластерИмя существительноеВопросы:кто?что?часть речиизменяется по родампредметизменяется по числам Корзина идей1. Задается прямой вопрос о том , что известно по той или иной проблеме.2. Ученик записывает все что знает в тетради ( 1- 2 мин). Работа индивидуальная.3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. ( 3 минуты). 4. Далее каждая группа или пара называет одно сведение или факт , при этом не повторяя ранее сказанного.5. Все сведения записываются учителем в «корзинке» , даже если они ошибочны.6. Все ошибки исправляются по мере повторения или освоения новой информации. Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.         Прием «Знаю, узнал, хочу узнать» Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Технология продуктивного чтенияПриёмы продуктивного чтения:Диалог с авторомЗадача учителя- научить задавать вопросы автору. Методические приемы организации продуктивного чтенияОтсроченная отгадкаВ начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.  Задай вопрос С чего начинается осмысление учеником учебного материала?- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п. Составь заданиеДанный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи. Кубик БлумаО замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».На гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. АналитикБолее сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. ДрамогерменевтикаВажно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. Пометки на поляхЕщё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 60% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.                    На гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Кубик Блума Спасибо за внимание