Презентация к сообщению на методическом объединении Конфликты с воспитанниками: причины и пути их устранения


Конфликты с воспитанниками: причины и способы их устранения Лященко Т.В. – методист, ГКСУВУПКЗТ «Очерская спецшкола» «конфликт» означает «столкновение», противоборство двух или нескольких людей, групп, противоположных, несовместимых, потребностей, целей, установок, ценностей, существенно значимых для личностей и групп. 2 типа завершения конфликтной ситуации: «выигрышный – проигравший»«выигрышный – выигрышный». Альтернатива силовым методам Педагог предлагает воспитаннику участвовать в поиске решения, приемлемого для обоих. Один или оба предлагают возможные решения. Они критически оценивают их. И принимают решение, которое устраивает и ту и другую сторону. Активное слушание – способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Правила активного слушания:Занять правильное положение по отношению к воспитаннику (глаза педагога и воспитанника должны находиться на одном уровне)Повторить услышанное от воспитанника.Делать паузы между фразами.Обозначать чувства воспитанника.Результаты активного слушания:Исчезнет или значительно ослабевает отрицательное переживание воспитанника. Воспитанник, убедившись, что педагог готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше и больше. Иногда в одной беседе разматывается целый клубок проблем и огорчений.Воспитанник сам продвигается в решении своей проблемы. Методы конструктивного взаимодействия: Описание неодобряемого поведения (проблемы)Предоставление информацииОбозначение одним словом повторяющиеся требованияОписание своих чувств.Использование записок и других «узелков на память» Альтернатива наказанию: Формулирование желательного результата (своих ожиданий)Способы исправления ситуацийНеодобрение поведения.Предоставление выбора.Естественные последствия. Поощрение самостоятельности: Позволяйте делать выбор.Проявляйте уважение к усилиям воспитанника.Старайтесь меньше задавать вопросы.Предоставляйте воспитаннику самому найти ответ на свой вопрос.Позволяйте воспитаннику попробовать себя в разных сферах, получить разнообразный опыт Чувства воспитанника: Выслушивайте внимательноРазделите его чувстваНазовите чувства воспитанникаСделайте шаг в сторону решения проблемы Похвала: Опишите, что видитеОпишите, что чувствуетеОбозначьте качество, которое необходимо для реализации этого дела, поступка Что делать, чтобы сохранить уважение воспитанников? 1.      Не следует видеть в самостоятельности воспитанника угрозу ее лишиться.2.      Помните, что подростку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё.3.      Чтобы воспитанник выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.4.      Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.5.      Не создавайте в общении с воспитанником «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём.6.      Не забывайте слова И.-В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». За и против чего ведёт борьбу подросток в переходном возрасте? 1.      За то, чтобы перестать быть ребёнком.2.      За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.3.      За утверждение среди сверстников.4.      Против  замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. Советы для педагогов:     помочь воспитаннику найти компромисс души и тела;    все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;   подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;   необходимо помнить, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт его душа;