системно-деятельностый подход, как способ формирования УУД


Системно-деятельностный подход как способ формирования УУД Учитель начальных классов: Фролова Ю.В. МОУ « Саловская СОШ»2015 г
Здравствуйте !
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе  развития универсальных учебных действий. Системно - деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий:проблемно-диалогическая технология;технология оценивания;технология продуктивного чтения;коллективные способы обучения  (КСО);технология развития критического мышления;информационно-коммуникационные технологии;технология проектного обучения. Деятельностный подход к обучению предполагает:• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их завершения, так и по ходу;• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. - Прочитайте слова. По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв .к, пр..гулка. На какие две группы их можно разделить? Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове).Какие орфограммы в приставках вы знаете?Какие орфограммы в суффиксах? вы знаете?- Сформулируйте задачи урока. «Правописание приставок и суффиксов» Задание «Назови как можно больше признаков предмета».Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс. При повторении имён прилагательных в 4 классе ребята разделились на две команды. Первой команде нужно было подобрать как можно больше имён прилагательных к имени существительному заяц, а другой - к слову медведь. Задание:-     Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка,  колесо, дедушка,  яблоня,  рожь.Чтобы в процессе обучения больше влиять на продвижение учеников не только в формировании УУД, но и в развитии мышления, ввожу на уроках более трудные, по сравнению с обычными, вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, при закреплении и повторении. Одним из видов таких заданий являются задания на группировку. Использование системно - деятельностного подхода позволяет осуществлять:формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания. Литература:Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008. – 151 с.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.,Просвещение, 2011. – 156 с.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. С.144-180.Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008. Стр. 5-55.Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. // .. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. М., Баласс, 2009. С. 164-283.