План-конспект урока ИЗО по теме: «Граттаж»


План-конспект урока ИЗО по теме:
«Граттаж»
25209528448000
Корнилов Олег Петрович,
учитель изобразительного искусства
МКОУ «СОШ № 4» г. Михайловска

Пояснительная записка
Предполагаемый возраст учащихся: Данный урок можно проводить по программе Б.М.Неменского в 6 классе (тема «Графическое изображение натюрмортов. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник»), 7 классе (тема «Стиль, направление и творческая индивидуальность художника»).

Форма учебной работы: классно-урочная
Время проведения: 1 урок
Приобретаемые навыки детей: овладение приемами техники граттаж.
Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей.
Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, использование мультимедиапрезентации.
Корнилов Олег Петрович,
учитель изобразительного искусства
МКОУ «СОШ № 4» г. Михайловска
Тема урока: ГраттажЦель урока: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов
Задачи урока:
развитие творческих способностей и навыков в работе;
способствовать творческому отображению окружающего мира;
развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
научить овладению техникой штриха;
воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.
Материалы:
обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;
восковые мелки или свеча;
черная гуашь или тушь;
широкая кисть;
мыло;
деревянная зубочистка, старый стержень, канцелярский нож (острый предмет);
газета или бумага.
Зрительный ряд :
слайды работ, выполненных в технике граттаж;
работы учащихся предыдущих лет.
Ход урока:
1. Оргмомент2. Вводная беседа
- Что такое графика?
- Где в жизни мы встречаемся с графикой?
- Каковы же основные выразительные средства в графике, которыми пользуются все художники?
(Графика - вид изобразительного искусства, который включает рисунок, и печатные художественные изображения (гравюра, офорт.) Язык графики и главные выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый фон бумаги).Презентация «Граттаж»
Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж»,
что в переводе с французского обозначает – скрести, царапать. Такой способ работы относится к графике и считается его подвидом.
(Слайд № 3)
Рассмотрите работы учащихся, ранее учившихся в нашей школе, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике? (Штрих - короткая линия, выполненная одним движением руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Длинная и плавная линия образует контур предметов на рисунке).3. Работа над новой темой
Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов(слайд № 4):
- подготовка бумаги - основы рисунка;
- закрашивание бумаги;
- процарапывание – создание рисунка.
Объяснение этапов выполнения работы
1. Подготовка бумаги (слайд № 5)
Прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу. Есть два способа:
На лист наносят в любом порядке цветные пятна с помощью цветных восковых мелков.
Бумагу равномерно покрывают толстым слоем воска или парафина.
2. Закрашивание бумаги (слайд № 6)
Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши или гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку предварительно окунают в мыльный раствор. Иногда приходится наносить краску в несколько приемов — просушить первый слой, а затем нанести следующий
3. Процарапывание рисунка (слайд № 7 )Когда тушь, гуашь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, старым стержнем - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые или цветные штрихи. Стол обязательно должен быть застелен бумагой или клеенкой, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой.
Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать правила по технике безопасности (слайд № 8): - стол перед началом работы следует застелить газетой;
- рабочий инструмент лежит в пенале;
- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.
Выполнение практической работы
А сейчас приступайте к выполнению самостоятельной работы (слайд № 9)
4. Подведение итога урока:
- С какой новой техникой вы познакомились? - Какими необычными инструментами пользовались в этой технике? - Какие выразительные средства применяются в этой технике? - Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?
5. Заключительный этап - Экспресс-выставка (работы вывешиваются на доску) (слайд № 10)- Оценивание работ. - Уборка рабочих мест
- Спасибо за урок!
22288546609000
33909054356000
17399068008500