Методическая разработка открытого урока « Разметка заготовок из древесины »


Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж метростроя"
Методическая разработка
открытого урока
по МДК.02.01 Технология устройства деревянных конструкций и сборки деревянных домов
тема: « Разметка заготовок из древесины »Разработала: Е.Г. Тихонова, мастер производственного обучения
2016
Тема: «Разметка заготовок из древесины»
Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии; фронтальная, индивидуальная работа.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
получение новых знаний по теме «Технология обработки древесины»;
формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений;
развитие технического мышления и творческих способностей, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.
Развивающие:
совершенствование навыков самостоятельной работы;
совершенствование умения самостоятельно формулировать выводы,
развивать речь;
развитие умения строить простейший чертеж;
развитие умения правильно выбрать заготовку и разметить её по шаблону.
Воспитательные:
развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач;
развитие мотивации к изучению этапов изготовления объектов труда; используя разнообразные приёмы деятельности через получение интересных сведений.
Задачи урока:
познакомить с разметочными и измерительными инструментами, а также с приемами безопасной работы с ними;
сформировать навыки работы с разметочными и измерительными инструментами;
развить умение составлять план работы при изготовлении конкретных изделий.
Оборудование: компьютер, проектор, деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.)
Новые понятия. Разметка, угольник, ерунок, малка, циркуль, рейсмус, базовая поверхность (база).
Объект и содержание работы. Выбор и разметка заготовок в соответствии с размерами чертежа. Выполнение разметки различными инструментами. Контроль качества разметки.
План урока:
Организационный момент – 1 мин.
Повторение пройденного материала – 5 мин.
Сообщение темы и цели урока – 1 мин.
Изучение нового материала средствами ИКТ - 10 мин
Выполнение практического задания по изготовлению
разделочной доски с использованием
разметочных и столярных инструментов – 25 мин
VI. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание – 3 мин
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Все присутствуют. Дежурит сегодня Коротаева Вика в конце урока проследит, чтоб все убрали свое рабочее.
II. Повторение пройденного материала.
Групповые технологии
Давайте с вами вспомним, какие вы знаете виды изображений на чертеже, назовите 3 вида: (вид спереди или главный вид, вид сверху, вид сбоку) (устно)
Разделитесь на 2 бригады. Разгадайте кроссворд под № 19 (раздаю листы с крассвордом).
Какое геометрическое тело изображено на доске? (куб, цилиндр, конус) (устно на доске).
Прочитайте технологическую документацию (раздаю листы с технологической документацией).
Диференцированное задание
III. Сообщение темы и цели урока.
СЛАЙД 1
Откройте тетради и запишите дату и тему урока: 09.10.2014г. Разметка заготовок из древесины.
IV. Изучение нового материала средствами ИКТ.
Начнем новую тему урока с пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Учитель. Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.
Учитель. Расскажите об основных сведениях, о древесине. (Доклад подготовила Иноземцева Настя)
СЛАД 2.
Учитель. Дерево капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок и др.
Учитель. Расскажите о строении ствола дерева. (Расскажет Сулеймонова Софья, подготовленного к уроку)
СЛАД 3.
Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Можно ли приступать к работе инструментами? Получится ли у вас качественная и красивая работа? Почему? (Нет, приступать к работе еще нельзя, т.к. нужно их изучить научиться ими пользоваться).
Учитель. Ребята, чтобы воплотить задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? Чем мы будем пользоваться? (С разметки, а пользоваться разметочными инструментами).
Учитель. Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь измерительными и разметочными инструментами.
Запишите определение термина «разметка».
СЛАЙД 4
Определение: Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.
Учитель. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной разметкой. Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, угольника, рейсмуса, малки, рулетки и др.)
СЛАЙД 7
Учитель. Запишем в тетради разметочные и измерительные инструменты:
рулетка - для измерения и разметки пило - и лесоматериалов;
метр - для разметки черновых заготовок;
линейка - для измерения деталей и заготовок;
угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей;
малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру);
рейсмус - для нанесения параллельных линий при обработке кромок заготовок; циркуль — для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров;
нутромер — для измерения диаметра отверстий.
РАЗМЕТКА РЕЙСМУСОМ
СЛАЙД 11
Учитель. Определим последовательность действий разметки.
1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии. Эту кромку называют базовой пластью.
2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса.
РАЗМЕТКА ЦИРКУЛЕМ
СЛАЙД 12
3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.
4.Радиус откладывается на линейке.
5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.

СЛАЙД 13
Учитель. При разметке мы должны учитывать правила гармонизации. Посмотрите на разметку разделочной доски.
МАШТАБ
СЛАЙД 14
Учитель. А как же быть, если размер шаблона мал или велик для нашей заготовки? (Ответы учащихся). Посмотрим способ изменения габаритных размеров изделия.
V. Выполнение практического задания по изготовлению разделочной доски с использованием технологической карты и презентации к уроку.
Учитель. Мы работаем по технологической карте, выполненной на прошлых уроках, где указана последовательность операций. Первая из них выбор заготовки, построение чертежа и разметка.
СЛАЙД 15
№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Построить чертеж. Выбрать заготовку из фанеры толщиной 10-12 мм и разметить контур изделия. Чертеж, шаблон, карандаш
Выполнение заданий:
СЛАЙД 16
1.Построение чертежа.
2.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам (разметку заготовки по шаблону).
СЛАЙД 17
Учитель. Вспомним организация рабочего места:
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
Всё, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, под рукой и наоборот.
Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.
СЛАЙД 18
Учитель. С какими видами брака вы столкнулись? Каковы возможности его устранения? (Ответы учащихся)
Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.
СЛАЙД 19
VI. Итог урока. Домашнее задание.
Оценка практической работы учащихся.
Отметить лучшие работы.
Сдача разметочного инструмента.
Учитель. Практические и теоретические знания, которые вы получили на уроке, вам помогут лучше выполнить работу, а деталь, выполненная вами, является материалом для творческого проекта.
Рефлексия. Чему научились? (Размечать деталь, несколько способов).
Что удалось? Достигли ли цели урока? Какие трудности встретили?
Сообщение оценки работы учащихся.
Домашнее задание:
Повторить § 7стр. Ответить на вопросы 1-5 на стр.35.Дома посмотрите какие есть разметочные инструменты, сфотографируйте.