Методическая разработка урока литературного чтения. К.И.Чуковский Телефон. Путаница.


Методическая разработка
урока литературного чтения
с использованием современных образовательных технологий
Провела: Протасова Светлана Алексеевна
учитель первой квалификационной категории


с. Никольское
2014 г.
К. И. Чуковский. Телефон. Путаница.
Цель. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи.
Расширить представление о жизни К.И.Чуковского.
Обобщить и систематизировать знания о творчестве К.И.Чуковского.
Расширить читательский кругозор учащихся.
Развивать речь, выразительное чтение.
Развивать творческие способности, воображение детей.
Воспитывать любознательность, любовь к творчеству К.Чуковского и книге.
Обучение УУД: речевые и читательские умения; умение обобщать, анализировать, конкретизировать и доказывать; участвовать в коллективной работе.
Оборудование: презентация “Волшебник Корней Чуковский”, портрет К.Чуковского , книги, сборники произведений К.Чуковского, рисунок чудо-дерева, рисунки детей к произведениям, переодетые герои Федора и Айболит, предметы, мешок.
Ход урока
I. Психологическая установка
Звучит музыка.
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты, повторяйте за мной.
(Читаю по одной строке, дети повторяют).
– Я в школе на уроке.– Сейчас я начну учиться.– Я радуюсь этому.– Внимание моё растёт.– Я как разведчик, всё замечу.– Память моя крепка.– Голова мыслит ясно.– Я хочу учиться.– Я очень хочу учиться.– Я готов к работе.– Работаю.
Учитель:
– Кто хочет учиться?– Какое настроение сегодня у вас?
II. Речевая разминка
Учитель:
Давайте разговариватьИ будем выговаривать.Всё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Доскажи строчку.Ря-ря-ря – синие моря.Рю-рю-рю – репку я варю.Арь-арь-арь – у нас новый букварь.Ру-ру-ру – коза грызёт кору.Ры-ры-ры – летят комары.Рок-рок-рок – начался урок.
Учитель: Читайте скороговорку с доски: сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.
– Проворонила ворона воронёнка – (переживаете, сообщаете кому-то, спрашиваете).
Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами посвящаем его умному, веселому, талантливому, знаменитому сказочнику. Но вы не торопитесь называть его имя.
– В этом нам поможет загадка.
Нам в дождь и знойПоможет друг,Зеленый и хороший – Протянет нам десятки рукИ тысячи ладошек.
– Что это? Правильно дерево.
(На доске появляется картинка необычного дерева.)

– Ребята, скажите, что за дерево мы с вами видим? (Чудо-дерево, т.к. на нем растут и фрукты, и цветы , и слова, есть лицо.)– А в каком произведении мы с вами встречались с чудо-деревом? – Правильно, сказка называется “Чудо-дерево”.– А кто написал это произведение? (К.И.Чуковский.)– Вот этому сказочнику мы и посвятим сегодня урок.
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Слайд 1.
Корней Иванович родился в Петербурге 31 марта 1882 году.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они дружно и весело.
Слайд 2.
В этом году ему исполнилось 132 года. А прожил он 87 лет. Настоящее его имя Николай Васильевич Корнейчуков. Но когда он в 19 лет начал печататься в газетах, то он подписывался псевдонимом Корней Чуковский. И мы знаем его под таким именем. Дети его обожали, и он любил детей.
– Чтобы доставить радость детям, он построил на своем дачном участке в Переделкино Детскую библиотеку.
Слайд 3.
И дети ходили в нее за книгами и любили там читать, играть, рисовать и даже делать уроки.
– В кабинете у него было много занятных игрушек, и он тоже играл с удовольствием вместе с детьми.
Слайд 4.
– А два раза в год Корней Иванович устраивал на своем участке для всех детей Переделкино, окрестных поселков и даже тех, кто приезжал из Москвы веселые костры:
Слайд 5.
“Здравствуй, лето” и “Прощай, лето”. Там перед детьми выступали известные артисты, детские писатели, музыканты, акробаты, жонглеры, фокусники, дрессировщики зверей и птиц. В конце зажигался большой костер, вокруг которого водили хороводы.
– Посмотрите какие “слова” растут на Чудо-дереве? (Стихи, сказки, песни, загадки.) Вот сегодня мы с вами вспомним его замечательные сказки, стихи, песни и загадки. А помогут мне два его героя. Встречайте их.
(Под музыку входят Федора и Айболит.)
– Вы узнали их?
Федора. Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня побывать у вас в гостях. Ведь я очень хорошо знаю Корнея Ивановича Чуковского. Это благодаря этому автору я стала известная, все меня узнают. Вот и вы узнали.
Айболит. И меня тоже все узнают. И не только дети и взрослые, но и звери. Знают меня не только в России, но и в Африке.
Федора. Нет, нет, нет, конечно. Я хочу узнать, как современные ребята знают произведения Корнея Ивановича. Сейчас мы устроим конкурс его стихов. (Снимает с дерева надпись “стихи”.)
Конкурс стихов.
(Дети рассказывают наизусть его стихи: “Бутерброд”, “Черепаха”, “Слониха читает”, “Поросенок”, “Ежики смеются”, “Федотка” и др.)Учитель.
К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я чтобы не тратить время попусту, сочинял загадки для детей (снимает с дерева надпись “загадки”). Это спасало меня от умственной праздности».  
Я вам сейчас загадаю несколько , а вы попробуйте их разгадать.
Загадки.
Слайды 6–15.
– Молодцы, ребята!
Федора. А сказки Корнея Чуковского вы знаете? (Снимает с дерева надпись “сказки”.)
Учитель. Давайте, ребята, покажем нашим гостям отрывки из сказок, а остальные ребята догадаются из какой сказки герои.
Инсценирование сказок.
1. Мойдодыр.
(Выходит ребенок в роли Мойдодыра и ведущий.)
Ведущий:
“Вдруг из маминой из спальни,Кривоногий и хромой,Выбегает умывальникИ качает головой…”
Мойдодыр:
“Ах ты, гадкий, ах ты, гряхный,Неумытый поросенок!Ты чернее трубочиста,Полюбуйся на себя:У тебя на шее вакса,У тебя под носом клякса,У тебя такие руки,Что сбежали даже брюки,Даже брюки, даже брюкиУбежали от тебя».
(рассказ об истории создания сказки)
2. Айболит.
(Из-за ширмы появляются игрушки в руках детей: зайка, собака, лиса, и ведущий.)
Ведущий:
“Приходи к нему лечитьсяИ корова, и волчица,И жучок, и червячок,И медведица!Всех излечит, исцелит…И пришла… лиса”:
Лиса: “Ой, меня укусила оса!”
Ведущий: “И пришел барбос:…”Барбос: “Меня курица клюнула в нос!”
Ведущий: “И прибежала зайчиха и закричала:…”Зайчиха:
“Ай, ай!Мой зайчик попал под трамвай!Мой зайчик, мой мальчикПопал под трамвай!Он бежал по дорожке,И ему перерезало ножки,И теперь он больной и хромой,Маленький заинька мой!
(из истории создания сказки).
3. Бармалей.
(Вбегает Бармалей, ведущий.)
Ведущий:
“Маленькие дети!Ни за что на светеНе ходите в Африку гулять!В Африке акулы,В Африке гориллы,В Африке большиеЗлые крокодилыБудут вас кусать,Бить и обижать, – Не ходите, дети,В Африку гулять.”Бармалей:
“Африка ужасна,Да – да – да!Африка опасна,Да – да – да!Не ходите в Африку,Дети, никогда!”
Физкультминутка.
Дети хором читают строчки из сказки «Тараканище», имитируя движения животных.
Ехали медведи
На велосипеде…
Чтение отрывков сказок Чуковского по учебнику «Телефон», «Путаница».
Федора: Молодцы, ребята!
Айболит: А сейчас я хочу узнать, как ребята внимательно читают сказки. Нужно догадаться из какой сказки строчка и дополнить ее.
Доскажи словечко.
Слайд 16, 17.
Айболит: А сейчас попробуйте по иллюстрациям к сказкам, догадаться к какой сказке она сделана.
Слайды 19–26.
Федора: А знаете ли вы, ребята, что К.Чуковский занимался еще переводами английских песенок? (Снимает с дерева надпись “песни.)
– И я предлагаю вам послушать одну английскую песенку в переводе К.Чуковского на музыку Геннадия Гладкого.
Слайд 18.
Айболит: – А сейчас я предлагаю сыграть в игру. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, может помочь найти их владельцев?
– Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о ней говорится.
(Дети из мешка достают по одной вещи, называют произведение и читают отрывок или строчку.)
Игра.
Телефон (У меня зазвонил телефон… “Телефон”)
Воздушный шарик (А за ним комарики на воздушном шарике…”Тараканище”)
Мыло (Вот и мыло подскочило…“Мойдодыр”)
Блюдце (А за ними блюдца… “Федорино горе”)
Термометр (И ставит им градусники… “Айболит”)
Денежка (Муха по полю пошла, муха денежку нашла ... “Муха-Цокотуха”)Учитель: Ребята, я хочу вас познакомить еще с одной замечательной книгой К.Чуковского “От двух и до пяти”. Эта книга не только для детей, но и взрослые ее с удовольствием читают. В книге помещены детские высказывания, услышанные Чуковским от детей и собранные в книге.
Давайте несколько послушаем.
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились?
- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
Жорж разрезал лопаткой дождевого червя пополам.
-Зачем ты это сделал?
-Червяку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
-Ну, Нюра, довольно, не плачь!
-Я плачу не тебе, а тете Симе.
Айболит: Ну, и насмешили вы меня. А смеяться-то полезно для здоровья. Я вам желаю здоровья, что бы вы не болели.
Федора: – И чтобы побольше читали и произведения К.Чуковского и другие книжки.
Вы нам обещаете?
Айболит: А сейчас, я вам как доктор прописываю пилюли для здоровья. И надеюсь, что мы с вами встречаться будем не у врача, а в библиотеке. Договорились?!
(Айболит раздает витаминки детям.)
Учитель: Вот, ребята, и подошел к концу наш урок. Посмотрите на наше Чудо-дерево, как оно расцвело от ваших ответов.

– Молодцы! Вы сегодня не только показали свои знания, но и надеюсь, что и узнали что-то новое для себя, а в дальнейшем познакомитесь с еще непрочитанными сказками К.Чуковского и будете постоянными читателями.
XV. Итог урока.
– Кому понравился урок?– Что запомнилось?– О чём вы расскажите дома?– С творчеством, какого сказочника вы познакомились?– С какими произведениями познакомились?