Урок М.С. Пляцковский Помощник


Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тема урока: Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник»
Цель: познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник».
Задачи:
формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию,
развивать мышление, воображение, память, связную речь, навыки чтения;
воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре; реализовывать творческие способности школьников.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста; сравнивать, делать выводы;
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей
Регулятивные: формирование целевых установок, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Личностные: развивать навык сотрудничества со взрослыми и со сверстниками, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Межпредметные связи: окружающий мирРесурсы урока: учебник «Литературное чтение» 1 класс (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В), 2 часть. ноутбук, проектор, толковый словарь С. Ожегова, карточки для групповой работы, шляпы разных цветов (красная, желтая, черная, синяя, белая, зеленая)
№ п\пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Используемые ЭОР:
1. Организационный момент Проверяет готовность учеников к уроку, говорит приветственное слово. Создает положительный эмоциональный настрой. Оценивают свою готовность к уроку. Желают друг другу удачи. Эмоционально настраиваются на урок. формирование целевых установок http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/05/31/organizatsionnyy-moment-v-nachalnoy-shkole2. Речевая разминка
Прочитаем сначала медленно, затем быстро
Ва-ва-ва на дворе растет трава
Вы-вы-вы - а в лесу растут грибы
Всякая халва мастеру хвала развивать навык сотрудничества со взрослыми 3.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Организует процесс актуализации знаний.
Прочитайте слово на доске КИНЩОМОП. Как вы догадались?
Кто такой помощник?
Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить? Помощник. Слово написано задом наперед
Высказывают предположения ориентироваться в своей системе знаний
4
. Работа по теме урока
Итак, произведение называется «Помощник». А написал его Михаил Спартакович Пляцковский.
- Посмотрите, какой милый, веселый человек! Очень приятный и добрый.
- А как вы думаете, его произведения веселые или грустные?
- Он пишет для детей или для взрослых?
Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт им.Горького (в 1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"... . Автор музыкальных комедий, нескольких сборников стихотворений и более десятка книг для детей
- Теперь пришло время познакомиться с произведением М.С. Пляцковского «Помощник».
- Я вам прочитаю произведение, а вы внимательно слушайте и успевайте следить за моим чтением.
Подходит ли название этому произведению?
Перечислите главных героев.
Почему у ослика такое необычное имя? Высказывают мнения

Следят за учителем
Отвечают
Ослик Алфавит, кролик Кочерыжка
Из всех букв ослику нравились всего две буквы – и он их все время повторял «И-а… И-а…» ориентироваться в своей системе знаний
5. ФизминуткаПроводит физминутку. Включает сопроводительный ролик Делают упражнения http://ppt4web.ru/pedagogika/fizminutka-dve-sestricy-dve-ruki.html
6.
Работа по теме урока (продолжение)
Теперь прочитаем текст по цепочке.
Кто помнит, с чего начинается произведение?
- Какими качествами обладают герои? Докажите текстом
О чём попросил кролик ослика? Зачитайте.
Что ответил ослик?
Каким голосом ослик ответил?
Знаете ли вы, что означает слово притворно?
Давайте посмотрим, как объясняет это слово толковый словарь
Попробуйте заменить это слово близким по значению.
После чего ослик решил прийти на помощь кролику? Зачитайте.
Что ответил кролик? Зачитайте.
- Посмотрите иллюстрации. Что вы скажете о героях теперь?
- Кому-нибудь стало жалко ослика, почему?
- Ослик исправиться или эта ситуация его не научила?
Работа в парах.
- У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке. Затем сравниваем с доской
Работа с пословицами
Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.
Работа в группе. Дети делятся на группы. Каждой группе дается шляпа разного цвета. В соответствии со значением цвета дети получают свое задание.
Красная (чувства) Опишите, что вы чувствуете по отношению к героям?
Желтая (оптимизм). Объясните, что хорошего можно взять для себя из произведения?
Черная (критик) Расскажите, что плохого в поступках героев?
Синяя (размышление) дайте совет героям.
Белая (ученый) Чему следует поучиться у героев?
Зеленая (творчество) Продолжите рассказ с просьбы
дети ищут предложения, фразы, характеризующие кролика и ослика
Помоги, мне ослик, дом построить!
Я тебе в другой раз помогу. А сейчас у меня голова болит.
Притворным голосом
Притворный – обманно выдаваемый за истинное или искреннее
Лукавый, ложный, фальшивый, показной, наигранный…
Читают отрывок
Читают отрывок
кролик – опрятный, трудолюбивый …
ослик – важный, смеётся, фыркает, ничего не умеет, задирает нос…
Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.
У меня болит голова.
Помоги мне, ослик, дом построить.
Я сейчас и без тебя обойдусь!
А на обед ему крольчиха супу наварила.
Кролик принялся за дело.
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться. Поспешишь – людей насмешишь.
У ленивого Емели семь воскресений на недели.
Высказывают мнения
формирование целевых установок, поиск и выделение необходимой информации
развивать навык сотрудничества со сверстниками
Формирование целевых установок, учить действовать в соответствии с принятой ролью, развивать навык сотрудничества со сверстниками доносить свою позицию до других, учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей 7. Рефлексия Подведение итогов урока Просит вспомнить, какая была тема урока и какие задачи поставили перед собой. Просит сделать выводы по уроку.
Что вас огорчило на уроке?
Что порадовало?
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?– Чему учит рассказ «Помощник»? Ответы детей развитие навыков анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.