Интегрированный урок алгебры и информатики в 9 классе по теме Решение неравенств второй степени с одной переменной


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 159» Советского района г.КазаниИнтегрированный урок
алгебры и информатики
в 9 классе (1 час)
Тема:Решение неравенств
второй степени с одной переменной
Учитель математики С.П. Карелина
Тема:Какую роль играют
компьютеры в обучении
Учитель информатики Н.М. ХаляповаКазань
2015Цели урока:
1. Образовательные:
определение понятие квадратного неравенства;
Формирование умений решать квадратные неравенства;
применение графического способа решения квадратных неравенств;
обучающая программа как источник знаний.
2. Развивающие:
формирование умения выделения главного;
развитие математического кругозора, мышления и речи; внимания и памяти.
3. Воспитательные:
повышение активности учащихся на уроке с использованием компьютерных технологий;
достижение сознательного усвоения материала на наглядных примерах;
воспитание интереса к предметам;
приобщение к информационным технологиям.
Оборудование:
экран
кодоскоп,
кодопозитивы,
системно-обобщающая схема,
компьютеры,
пакет прикладных программ “Решение неравенств второй степени с одной переменной”.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Консультанты дают сведения о выполнении домашнего задания;
Сообщаются цели урока.
II. Актуализация знаний
Устная работа с использованием кодоскопа1) Сколько корней имеет уравнение и какой знак должен быть при коэффициенте a, если график квадратичной функции y=ax2+bx+c расположен следующим образом:
а)
б)

в)
г)

2) Назовите промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения, если график квадратичной функции y = ax2 + bx + c расположен следующим образом:
а)
б)

в)
III. Изложение нового материала
Информатика
«Какую роль играют компьютеры в обучении»
Обучение в средней школе и затем в вузе занимает значительную часть жизни человека. К тому же в современном информационном обществе знания очень быстро стареют. Чтобы быть способным выполнять ту или иную профессиональную деятельность, специалисту необходимо непрерывно расширять рамки своего образования.
В информационном обществе знать «как» важнее, чем знать «что». Поэтому в наше время основная задача среднего и высшего этапов образования состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить эти знания добывать самостоятельно и творчески применять для получения нового знания. Реально это возможно лишь с введением в образовательный процесс средств новых информационных технологий. Основные перспективные направления использования средств новых информационных технологий:
1) автоматизированные обучающие системы (АОС) – комплексы программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность. АОС обеспечивают не только обучение конкретным знаниям, но и проверку ответов учащихся, возможность подсказки, занимательность изучаемого материала.
АОС представляет собой сложные человеко-машинные системы, в которых объединяются в одно целое ряд дисциплин: дидактика (научно-обоснованные цели, содержание, закономерности и принципы обучения), психология (учитываются особенности характера обучаемого), моделирование, машинная графика и др.
Основное средство взаимодействия обучаемого с АОС – диалог. Диалогом с обучающей системой может управлять как сам обучаемый, так и система. В первом случае обучаемый сам определяет режим своей работы с АОС, выбирая способ изучения материала, который соответствует его индивидуальным способностям. Во втором случае методику и способ изучения материала выбирает система, предъявляя обучаемому в соответствии со сценарием кадры учебного материала и вопросы к ним. Свои ответы обучаемый вводит в систему, которая истолковывает для себя их смысл и выдает сообщение о характере ответа. В зависимости от степени правильности ответа либо от вопросов обучаемого система организует запуск тех или иных путей сценария обучения, выбирая стратегию обучения и приспосабливаясь к уровню знаний обучаемого.
2) эскпертные обучающие системы (ЭОС) реализуют обучающие функции и содержат знания из определенной, достаточно узкой предметной области. ЭОС располагают возможностями пояснения стратегии и тактики решения задачи изучаемой предметной области и обеспечивают контроль уровня знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок по результатам обучения.
3) учебные базы данных (УБД) и учебные базы знаний (УБЗ), ориентированные на некоторую предметную область. УБД позволяют формировать наборы данных для заданной учебной задачи и осуществлять выбор, сортировку, анализ и обработку содержащейся в этих наборах информации.
4) системы мультимедиа позволяют реализовать интенсивные методы и формы обучения, повысить мотивацию обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повысить уровень эмоционального восприятия информации, сформировать умения реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.
5) системы «Виртуальная реальность» применяются при решении конструктивно-графических, художественных и других задач, где необходимо развитие умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению; при изучении стереометрии и черчения; в компьютерных тренажерах технологических процессов, ядерных установок, авиационного, морского и сухопутного транспорта, где без подобных устройств принципиально невозможно отработать навыки взаимодействия человека с современными сверхсложными и опасными механизмами и явлениями.
6) образовательные компьютерные телекоммуникационные сети позволяют обеспечить дистанционное обучение (ДО) – обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и (или) во времени, а учебный процесс осуществляется с помощью телекоммуникаций, главным образом на основе средств сети Интернет.После работы с предлагаемой вашему вниманию программой попробуйте определить какое направление информационных технологий представляет данная программа.
Математика
«Решение неравенств второй степени с одной переменной»
Открыли тетради, записали число и тему урока: «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
Определение: Неравенства вида ax2+bx+c>0 и ax2+bx+c<0 , где x – переменная, a, b, c, – некоторые числа, причем QUOTE a≠0 a≠0, называются неравенствами второй степени с одной переменной.
Вопрос: Почему в определении налагается условие a≠0 на коэффициент a?
Упражнения: На доске записаны шесть неравенств:
1) 4x-x2+3>0; 4) 5x>-x2;
2) x-4<0; 5) 0x2-x+2x3<0;
3) 1x+2<0; 6) x2-8<0;
Какие из предложенных неравенств являются неравенствами второй степени с одной переменной?
Определение: Решение неравенств второй степени с одной переменной можно рассматривать как нахождение промежутков, в которых соответствующая квадратичная функция принимает положительные или отрицательные значения.
На системно-обобщающей схеме изображены все возможные случаи расположения параболы относительно оси X.
D>0 D=0 D<0
a>0
a<0
Далее работа продолжается с использованием компьютеров и программы “Решение неравенств второй степени с одной переменной” в следующем порядке:
Примеры решения неравенств, предлагаемых программой.
Составление алгоритма решения неравенств второй степени с одной переменной.
Самостоятельное решение неравенства в сопровождении программы.
Контрольное решение двух неравенств в рабочих тетрадях с получением оценок от компьютера.
Примеры решения неравенств, предлагаемых программой
Учащиеся рассматривают последовательность действий при решении неравенств на предлагаемых примерах методом параболы.
IV. Выделение главного – Составление алгоритма решения неравенств второй степени с одной переменной
Учащиеся выделяют основные действия при решении неравенств второй степени с одной переменной методом параболы; пытаются составить алгоритм; записывают в рабочую тетрадь алгоритм решения, выделенный на отдельном кадре программы.
V. Первичное закрепление – Самостоятельное решение неравенства
Самостоятельное решение неравенства в сопровождении контроля и подсказок, встроенных в программу.
VI. Закрепление – Контрольное решение неравенств
Контрольное решение двух неравенств в рабочих тетрадях с введением результатов в компьютер; компьютерная оценка результатов; анализ решения с помощью компьютерной программы.
VII. Подведение итогов урока
Ребята, сегодня мы с вами выработали алгоритм решения квадратных неравенств, который включает в себя три шага (перечисляю их).
В дневники записали домашнее задание : пункт 8, № 116, 128, 192*.
Благодарю за работу на уроке. Я очень рада, что материал вами усвоен, много четверок и пятерок. На следующем уроке мы продолжим решение квадратичных неравенств и будем рассматривать другие способы решения неравенств второй степени с одной переменной.
Литература
В.М.ГостевСистема программирования TURBO PASCALКазань, «Форт Диалог», 1991Часть 1. Работа в интегрированной среде программированияЧасть 2. Средства управления дисплеем
В.М.ГостевСистема программирования ТУРБО ПАСКАЛЬКазань, КГУ, 1995Часть 1. Интегрированная среда программированияЧасть 2. Организация данных
АлгебраУчебник для 9 класса общеобразовательных учрежденийпод редакцией С.А.ТеляковскогоМ.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1999
А.А.Кузнецов, Н.В.АпатоваОсновы информатики8-9 классыУчебник для общеобразовательных учебных заведенийМ.: Издательский дом «Дрофа», 1999
34880551530350xy00x
y
8362951530350xy00x
y