Конспект урока по литературному чтению Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка»


Тема: Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка»
Задачи:
- подвести к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки С.Козлова «Лисичка»;
- формировать умения выражать своё мнение о произведении;
- обогащать словарь учащихся;
- совершенствовать умение работать с текстом;
- воспитывать чувство доброты, сострадания.
Оборудование: карточки со словами: «красота», «радость», «солнце», «время», «друг», «доброта», «чудо», «мужество»; модель Солнца.Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийное устройство, интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход занятия
Организационный момент.
Приходит сказка в гости,
Учит добрым быть.
А автор – наш волшебник,
Учит нас любить.
2.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение отрывка на странице 150, пересказ произведения «Мы пошли в театр».
Ответы на вопросы после рассказа «Мы пошли в театр».
3Подготовительный этап.
Учитель: Какую сказку называют авторской?
Дети: Это сказка, созданная автором.
Учитель: Какие сказки вам знакомы?
Дети: Аксаков «Аленький цветочек», Шарль Перро «Красная шапочка» , Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие
4. Сообщение темы
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой для вас авторской сказкой. Прочитайте фамилию автора. Вам знаком он?
Давайте вспомним, какие книги написал Сергей Григорьевич Козлов?
Дети вспоминают из собственного опыт
5. Подготовительная работа. Настрой на урок.
Учитель: Сергей Козлов считал, что с детьми можно поговорить всерьёз, о чём и с взрослыми – о доверии, о радости жизни, о доброте, о хрупкости красоты.
Я тоже буду с вами сегодня говорить как с взрослыми, серьёзно.
Представьте сказочный лес… Там каждый зверёк живёт в своем доме, запасает еду и дрова, топит печку, смотрит на огонь, слушает дождь и ветер. Зверьки ходят друг к другу в гости, угощают друг друга яблоками, чаем с мёдом. В лесу медленно и чудесно сменяются времена года.
Прочитайте название сказки. Как вы думаете, о чём или о ком она?
Дети: О животном лисичке, о хитром человеке, о грибе лисичке.
6. Чтение произведения учителем.
Учитель читает сказку «Лисичка», дети слушают или следят по тексту за учителем.
Учитель: О чём же эта сказка?
Дети: О лисичке – грибе.
Учитель: Почему своё произведение Сергей Козлов назвал «Лисичка»? Разве оно о лисичке?
Дети рассуждают, пытаются выразить свою точку зрения.
Учитель: Кто главный герой?
Дети: Ёжик и Медвежонок.
Самостоятельное чтение сказки учащимися.
Учитель: Перечитайте сказку самостоятельно и попробуйте придумать своё более подходящее название. Докажите свою точку зрения.
Дети: «Ёжик и Медвежонок», «Жизнь зверят», «Ёжик и золотой гриб», «Друзья» «В волшебном лесу», «Чудесная история» …
7. Основной этап урока.
Работа над содержанием сказки.
Учитель: Почему плакал Медвежонок?
Дети: Его поразила красота.

На доске появляется слово красота
Учитель: А разве от радости плачут? Подтвердите словами текста.
(Дети ищут ответ на вопрос в тесте сказки.)

На доске - слово радость
Учитель: Чего бы хотелось Медвежонку, хотя он и понимает, что это невозможно?
Дети: Остановить время
Учитель: Вспомните, а с вами когда-нибудь было что-то подобное: когда настолько красиво, что плакать хотелось? Поделитесь своими воспоминаниями.
(Ответы детей)
Учитель: А меня трогает до слёз, когда поднимается над нашим городом солнце и будит ещё спящую природу.
На доске - слово солнце
Учитель: О чём говорил Медвежонок, успокаивая Ёжика?
Дети: Завтра снова будет солнце… А как красиво зимой!
Учитель: А что бы вы сказали Медвежонку, чтобы он больше не плакал?
(Ответы и рассуждения детей)
Учитель дополняет ответы детей: Проходит время. Золотая осень сменяется белоснежной зимой. После зимы звенит капелью весёлая весна. А тут вовсю спешит жаркое лето. Каждое время года прекрасно по-своему. Не плачь, Медвежонок.
Учитель: Но бывает так, что словами не поможешь… Что предложил Ёжик?
Выборочное чтение детьми:
- Бежим! – крикнул он. Ёжик схватил Медвежонка за лапу и потащил в лес.
Учитель: Найдите и зачитайте описание пути Ёжика и Медвежонка на гору.
Выборочное чтение детьми
Учитель: Что вы увидели?
Дети: Старую сломанную берёзу, сгнивший мостик, срубленную осину, горелые пни.
Учитель: Зачем автор перечисляет все эти страшные для жизни леса подробности?
(Дети рассуждают)
Учитель обобщает ответы детей: Автор подтверждает тревожные опасения Медвежонка – да, всё проходит: проходит осень, улетают птицы, стареет берёзка, состарился мостик. К сожалению, всё прекрасное со временем стареет и разрушается.
На доске - слово время.
Учитель: Но что увидел Медвежонок после такой мрачной картины? Прочитайте.
Дети (выборочное чтение): Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
Учитель: Мрачные картины леса – прекрасный маленький золотой гриб.
Какой приём использует автор, показывая после такой картины лисичку?
Дети: Приём контраста.
Маленький золотой гриб, поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
Учитель: О чём Ёжик пытается сказать Медвежонку, показывая гриб?
(Дети пытаются высказать свою точку зрения)
Учитель - от ученика (могут быть варианты):
- Лес всё время обновляется, красота вечна, на смену погибающему приходит новое. Всему старому приходит на смену новое. Маленький золотой гриб.
- Ёжик показывает, что Медвежонок счастливее той же лисички – она совершенно одна, а у медвежонка есть – Ёжик. Поджав коленки, в сумерках сидел во мху.
Учитель: Что значит «поджав коленки»?
Дети: Может ему холодно? Неудобно? Тяжело?
Учитель: В сумерках – это когда?
Дети: Когда темнеет
Учитель: Что можно сказать о Ёжике?
Дети: Ёжик – настоящий друг.
На доске - слово друг
Учитель: Как автор относится к грибку?
Дети: С уважением. Маленький золотой гриб
Учитель: Что вы можете сказать о лисичке?
Дети: Лисичка - стойкая, выносливая, смелая.
Учитель: В жизни настоящие грибы лисички также выносливые и умеют постоять за себя. Эти удивительные грибы не поддаются гниению. Они не мнутся после сбора в рюкзаках, долго сохраняют свежий вид.
Почему же рассказ назван «Лисичка»?
Дети: Ответы детей
Учитель обобщает ответы детей: Лисичка – это конкретный пример обновления леса, стойкости, выносливости, мужества.
На доске - слово мужество
8. Чтение по ролям.
Учитель: Попробуем прочитать это произведение по ролям. Подумайте в парах, кто за какую роль будет нести ответственность. Покажите голосом настроение героев.
Чтение по ролям, обсуждение
9. Обобщение знаний.
Учитель: Какие важные слова помогли нам на уроке рассуждать, мыслить, философствовать?
красота
радость
солнце
доброта
время
дружба
чудо
мужество
Какое из этих слов главное и руководит всеми остальными словами?
Дети рассуждают, приходят к выводу – это время
Дети: Время
10. Рефлексия:
Итак, ребята, посмотрите на слайд и доскажите высказывание:
Я сегодня узнал(а)….
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу….
Я почувствовал(а) что….
Я научился(-лась)….
У меня получилось….
11. Итог.
Учитель: Время неподвластно никому. Идёт время, бегут минуты. Меняется мир, но вы не грустите. На долгом пути вас обязательно удивит красота, порадует дружба, не покинет мужество, а в вашем сердце пусть всегда живёт солнце!