Конспект урока чтения и развития речи на тему С. Прокофьева. Сказка про честные ушки


Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа №40» г. Сыктывкара
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2 КЛАССЕ
«С. ПРОКОФЬЕВА СКАЗКА ПРО ЧЕСТНЫЕ УШКИ»

Составитель:
Зайцева Екатерина Генриховна,
учитель начальных классов
ГОУ РК «СКШ № 40»
Сыктывкар, 2015
Пояснительная записка.
Конспект урока чтения и презентация предназначены для 2 класса. Данный урок проводится в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы. Цель учителя: формировать читательскую компетенцию младшего школьника. Задачи: формировать умение осознанного чтения, технику чтения; развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя; развивать устную речь через словарную работу, обогащать словарный запас; развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя); корригировать память через неоднократное повторение; воспитывать нравственнее качества личности. В структуре урока имеется отражение учителем специальных требований к урокам в коррекционной школе: замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка с ОВЗ; максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка; осуществление дифференцированного и индивидуального руководства учебной деятельностью ребенка.
Класс распределен на 3 типологические группы с учетом психофизических и интеллектуальных возможностей, уровня общеучебных умений и навыков, уровня развития личности ребенка.
I группа – учащиеся успешно овладевают программным материалом, работоспособность хорошая, продуктивная, нет отклонений в познавательной деятельности. Данная группа ребят способна самостоятельно выполнять предлагаемые задания. (2 ученика). Основной вид помощи - направляющая.
II группа - ослаблена память, запоминание медленное, неустойчивое, затрудняются делать выводы, обобщения. Нуждаются в помощи и подсказках со стороны учителя. (6 учеников). Основной вид помощи - направляющая и стимулирующая.
III группа – низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Нуждаются в разнообразной помощи. Данной группе рекомендуются задания на развитие психических функций, задания порционные с пошаговой инструкцией. (2 ученика). Основной вид помощи - обучающая и стимулирующая.
По степени принятия помощи: помощь принимают все учащиеся.
По классификации М.С. Певзнер.
группы формы 10 уч-ся
I Неосложнённая группа олигофрении. 2
IIа Расторможенные. 3
IIб Торпидные. 1
IIв Со слабостью процессов возбуждения и торможения. 1
III Нарушение слуховых и зрительных анализаторов 3
Мотивация к предмету: у 8 из 10 имеется положительная мотивация к учебе. Эти учащиеся могут достигать поставленных перед собой целей, с интересом и увлеченно занимаются, оказывают помощь друг другу, правильно реагируют на замечания учителя. У 2 - низкий уровень мотивации, равнодушие к учебе ведет к быстрой потере заинтересованности, низкому уровню работоспособности.
Ожидаемые результаты от урока:
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
Учащиеся должны знать:
название произведения, с которым знакомятся на уроке
Данный урок соответствует адаптированной рабочей учебной программе. Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо»
Тема: С. Прокофьева «Сказка про честные ушки».
Тип урока: комбинированный
Структура урока:
Организационный момент;
Повторение;
Изучение нового;
Закрепление;
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная;
Групповая (работа в парах)
Индивидуальная
На уроке будет организован самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со стороны учителя.
Цель: познакомить учащихся с творчеством детской писательницы С. Прокофьевой и её произведением.
Задачи:
Образовательная: Способствовать развитию навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, добросовестности, честности, дисциплинированности, умение работать в паре.
Развивающая: продолжать развивать мыслительные операции и обогащать устную речь посредством коррекционных упражнений.
Коррекционная: корригировать слуховое и зрительное восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез), внимание, память; обогащать и пополнять словарный запас учащихся посредством словарной работы и чтения произведения.
Продолжительность занятия: 40 минут
Оборудование: учебник- Чтение 2 класс. Авторы – составители: С.Ю. Ильина. – СПб. : 2011., иллюстрация в учебнике, выставка книг, мультимедийный проектор, экран, презентация (17 слайдов), раздаточный материал – геометрические фигуры.
Ход урока.
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые ЗУН
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку
(1 слайд)
Прозвенел звонок, начался урок.
На уроке тишина,
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры
В вестибюли, в коридоры.
Нам урок пора начать
И задания выполнять.
Ребята! Давайте, поздороваемся с гостями, скажем «Добрый день!»
Проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку
Постановка целей и задач. -Какой сейчас урок?
-Чем занимаются ученики на уроке чтения?
- Ребята, будьте внимательны, берегите время.
-Сегодня на уроке мы будем читать, отвечать на вопросы, познакомимся с новым произведением.
Ответы обучающихся Речевая гимнастика Скажите какое время года на улице? Почему? (слайд 2)

Повторите зарядку: а весной мы слышим шум капели с крыши, звонкий голос воробья и журчание ручья.
(слайд 3)

Ответы обучающихся
(тает снег, бегут ручьи, на дороге лужи, температура воздуха изменилась – стало теплее)
Повторяют речевую разминку, сопровождая движениями
(мы слышим-протирают кончиками пальцев мочки ушей,
шум капели-стучат по ладошке кончиками пальцев, звонкий голос воробья-касаются кончиками указательного и большого пальца, изображая клюв птицы;
журчание ручья-указательным пальцем проводят по губам, издавая звук брр
Читают чистоговорку хором, парами, по одному Коммуникативные:
развитие речи учащихся, коррекция артикуляции.
Проверка домашнего задания
Ребята! Над каким разделом мы с вами работаем?
А как делать хорошо и как плохо я сейчас вас проверю. Я буду читать предложения. Вы должны встать, если услышите о том, как правильно надо себя вести.
Буду вставать рано и приходить вовремя в школу.
Буду плакать и кричать на перемене.
Буду брать книжки с библиотеки и читать дома.
Буду драться и обижать маленьких.
Буду спокойно сидеть на уроке и слушать учителя.
Буду толкаться и бегать на перемене.
Буду поднимать руку на уроке и отвечать полным ответом.
Молодцы. Я думаю, что из вас вырастут очень хорошие люди.
Ответы обучающихся:
Буду делать хорошо и не буду плохо
Обучающиеся встают, если согласны с высказыванием
Регулятивные