Рабочая программа Адыгейская литература 3 класс.


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Красногвардейского района, с.Садовое
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №5
__________ Р.Т. Османов
«____»_________ 2015г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя Маляревской Инны Алексеевны
по предмету «Адыгейская литература» в 3 классе
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю 2ч
Составлена к учебнику «Адыгейская литература» автор С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко через систему УМК «Школа России» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011 года
Прошла экспертизу на заседании МО, Протокол № от « _____» _______________ 2015г
Руководитель МО
Адыгейская литература.
Пояснительная записка.
Данная национально-региональная программа по чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для 3 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом Министерства образования и науки Республики Адыгея, который предусматривает для учащихся на этот учебный предмет по 2 часа в неделю.«Адыгейская литература» знакомит учащихся 3 класса с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов РА на разные темы учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
В основу программы положены идейно-тематический, эстетический, отчасти сезонный и хронологический принципы.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее.
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре.
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России .Общая характеристика курса. «Адыгейская литература» как систематический курс начинается со 2 класса, рассчитан на 68 уроков в год, предполагает разделы:
Раздел « Наша республика Адыгея» включает произведения устного творчества народов Адыгеи, об адыгах, адыгейской семье о ее государственных символах, природе, достопримечательных местах. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгой «Родные просторы» под редакцией С.С. Ситимовой, А. Б. Чуяко. Эта книга пополняет знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры» включает все виды игр, загадок, потешек, прибауток, сказок адыгейского народа. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Раздел «Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея» раскрывает отличие литературных сказок от сказок устного народного творчества. При работе с художественным текстом используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Раздел: «Загадки, пословицы, сказки. стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея» предполагает выучить наизусть 6-8 стихов.
Место курса «Адыгейская литература» в учебном плане
Курс рассчитан на 68ч. в 3 классе на изучение адыгейской литературы отводится 34 учебные недели.
Результаты изучения курса:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками 3 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Республику Адыгея, её историю, российский и адыгейский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
1) понимание адыгейской литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Список литературы
для учителя:
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.
 А.Б.Чуяко, С.С.Ситимова, В.Н.Карпова «Программно-методические указания. Адыгейская литература для I-IV классов общеобразовательных учреждений с русским языком обучения», Майкоп, 2006 г
А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 1,2,3, 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2012.
для учащихся:
А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения.3 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2012.
Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.
Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.
Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.
З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.
развернутый Тематический план по адыгейской литературе
Наименова ниераздела
программы Тема урока
Кол-во
часов,№ п/п Элементы содержания Требования
к уровню подготовки обучающихся (результат)
Ученик научится получит возможность
научиться УУД Вид
контроля.
Измерители Дата
1 2 3 4 5 6 7 8
Вводный урок
(1)
Наша республика Адыгея
(8 ч) Знакомство с учебником
С.3-4
Республика Адыгея 1
(1) Учебник. Условные обозначения Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении
заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова Р- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
К- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания
Л- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Текущий Дж. Чуяко «Моя Адыгея»
С. 5-6 1
(2) Восхваление родной земли Выразительно читать Иллюстрировать стихотворение Читать стихи наизусть.
Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.
Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)
Р- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
К- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания
Л- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»
К. Жане «У адыгов обычай такой»
С. 6-7
1
(3) Традиции адыгов. Главная мысль.
Находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Читать вслух плавно, соблюдая правильную интонацию. Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
Читать стихотворение наизусть Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
К- учитывать разные мнения
Л- Мотивация учебной деятельности Текущий Х.Беретарь«О, как она, земля моя, щедра!»
С.7-8 1
(4) . Восхваление родной земли Читать вслух плавно, соблюдая правильную интонацию. Отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
Читать стихотворение наизусть -принимать и сохранять учебную задачу;
П-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-учитывать разные мнения
Л - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Текущий Х.Беретарь «Псекупс»
С. 8 1
(5) Восхваление родной земли Выразительно читать Иллюстрировать стихотворение Отвечать на вопросы, анализировать произведение.
Оценивать достижения. Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Р-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. Текущий М. Тлехас «Родной язык»
С. 9-10 1
(6) Отношение к родному языку. Многозначность слова. Обсуждать с друзьями, что значит «Позабыть родной язык»
различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом
тексте; Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную
К- умение слушать товарища Фронтальный М. Тлехас «Моя земля»
С. 10-11 1
(7) Восхваление родной земли Выразительно читать Иллюстрировать стихотворение Отвечать на вопросы, анализировать произведение.
Оценивать достижения. Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Р-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. Текущий Т.Дербе «Люблю я свой народ»
Ю. Крючков «Адыгея»
С. (11-13) 1
(8) Тема любви к своему народу в произведении Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанномОбъяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Чтение наизусть Адыгейское устное народное творчество и националь ные игры (12)
Загадки и пословицы
С. 14 1
(9) Малые фольклорные жанры. Сравнение и сопоставление Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. -находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;
-анализировать загадки;
-распределять загадки и пословицы по тематическим группам; Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Р-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. Текущий Сказка «Не рой другому яму»
С. 15-16 1
(10) Адыгейская народная сказка. Герои произведения.
– читать выразительно текст художественного произведения;
– пересказывать текст;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Р- учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра
Л-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. высказывания. Текущий
Адыгейская народная сказка. «Волк и воробей».
С.17-19 1
(11) Жанровое разнообразие произведений: сказки о животных – читать выразительно текст художественного произведения;
– пересказывать текст;
Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Текущий Адыгейские народные сказки. «Овца и волк»
С.20-23 1
(12) Адыгейская народная сказка. Герои произведения.
Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения – читать осознанно текст художественного произведения;
– различать сказки народные и литературные Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. Фронтальный опрос Адыгейская народная сказка «Трудовые деньги»
С.24-25 1
(13) Адыгейская народная сказка. Герои произведения.
Характер героя, его поступки и их мотивы Знать понятие «бытовая сказка».
– читать осознанно текст художественного произведения;
– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Индивидуальный
Выразительное чтение Произведения из адыгейского нартского эпоса «Как Саусырыко вернул огонь нартам»
с.29-33 1
(14) Адыгейский нартский эпос. Знать понятие «нартский эпос»
Знать понятие «нартский эпос»
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Фронтальный опрос Сказание «Золотое яблоко нартов».
С.34-38 1
(15) Адыгейский нартский эпос.
Герои произведения.
Иллюстрации и их роль в понимании произведения Знать правило поведения в гостях «Гость тише овцы» – читать выразительно текст художественного произведения;
– пересказывать;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения; Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
. Фронтальный опрос Сказание «Сэтэней-цветок»
С.39-40 1
(16) Адыгейский нартский эпос.
Герои произведения.
Знать понятие «нартский эпос»
Знать понятие «нартский эпос»
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения План Сказание «Шэбатныко - сын Орзэмэджа. С. 41-43 1
(17) Адыгейский нартский эпос.
Герои произведения.
Знать понятие «нартский эпос»
Знать понятие «нартский эпос»
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
Текущий Сказание «Освобождение нарта Нэсрена» С. 44-48 1
(18) Адыгейский нартский эпос.
Герои произведения.
Знать понятие «нартский эпос»
Знать понятие «нартский эпос»
– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. Текущий Национальные игры «Скачки»
«»Жмурки»
«Лебеди и просо»
«Журавли и журавушки»
С.51-52 2
(19-20) Адыгейские народные игры. Правила игры. Знать адыгейские народные игры. Соблюдать правила игры.
Играть в адыгейские национальные игры. Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Фронтальный Произведения поэтов и писателей республики Адыгея (42)
И.Машбаш Четверостишия «Береги язык», «Он собой доволен», «Язык», «Адыге Хабзэ», Уставший конь шагу не прибавит», «Дерево, семья».
С.53-54
1
(21) Главная мысль произведения. Рифма. Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Прогнозировать содержание раздела. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом -принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
-задавать вопросы; учитывать разные мнения. Текущий К. Кумпилов «Зерно»
С. 55 1
(22) Произведение о природе
Олицетворение – выразительно читать стихотворение;
– использовать интонацию;
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения.
Индивидуальный Ш.Куев «Родник в ауле» С.56
1
(23) Жизнь в сельской местности. Аул. Передавать при чтении настроение стихотворения. Знать значение слова «аул»
Анализировать произведение. Определять главную мысль. Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Ответы на вопросы И. Тлепцерше«Пшиш-река»
С.57-58 1
(24) Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств Знать понятие «рифма».
– находить рифму в произведении;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения; П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л – бережное отношение к природе. Чтение наизусть М. Паранук«Маленький чабан»
С. 58-59 1
(25) Стихи о детях. Переносный смысл. Передавать при чтении настроение стихотворения. Характеризовать главного героя – читать выразительно и осознанно произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворное произведение наизусть (по выбору) Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию. Текущий С. Гутова «Закружилось» Ненастная пора»
С.60 1
(26) Произведения
о природе
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений
Олицетворе ние. Чтение наизусть стихотворений. находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять план выполнения заданий;
П-обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
К-контролировать свои действия и действия партнёра Чтение наизусть С. Яхутль «Родина»
С. 61-62 1 (27) Тема любви к своей Родине в произведении Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанномОбъяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Чтение наизусть К. Жанэ «Ах, эта козочка»
С. 62-63 1
(28) Тема доброты
И заботливого отношения к животным. Выразительно читать. Соотносить заголовок с главной темой произведения. – использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– участвовать в диалоге;
– формулировать и высказывать
свое мнение о прочитанном по плану;
Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. Текущий Х. Андрухаев «Река» С.64-65 1
(29) – читать выразительно и осознанно произведения;
– определять тему и главную мысль произведения;
– читать стихотворное произведение наизусть (по выбору) Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Текущий К. Жанэ «Зерно»
С. 66 1
(30) Характер героя, его поступки и их мотивы. Отношение к пожилым людям.
Выразительно читать.
Чтение по ролям. Определение главной мысли Обсуждать прочитанное в парах. Уважительно относиться к старшим, помогать пожилым людям. Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании. Чтение по ролям Х. Андрухаев «Весна и лентяй»
К. Жанэ «Дождик»
С.67-68 1
(31) Стихи о детях Сравнивать рассказы и стихотворения.
– читать выразительно, осознанно Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании. Фронтальный
опрос Ев. Салов «Дольмен»
С. 68-69
1
(32)
Стихотворение об историческом прошлом нашей республики; об её памятниках
Выразительно читать. Отвечать на вопросы.
– определять тему и главную мысль произведения; – участвовать в обсуждении прочитанного произведения Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Р -Самооценка и самоконтроль.
Индивидуальный
К. Жанэ «Новоселье»
Дж. Чуяко «Пусть приходит сам»
С. 70-71 1
(33) Стихи о детях. Поступки детей. Характеристика героя Выразительно читать. Характеризовать героя. – читать выразительно и осознанно текстстихотворения;
– определять тему, главную мысль, моральную основу стихотворения;
– участвовать в обсуждении прочитанного;
Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Индивидуальное чтение И. Машбаш «Сказка о кузнечиках, об их пропавшем царе и о мудрой зайчихе»
С.71-78 1
(34) Адыгейская народная сказка. Герои произведения.
– читать выразительно текст художественного произведения;
– пересказывать текст;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);
– различать сказки народные и литературные Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Р- учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра
Л-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. высказывания. Текущий
М. Паранук «Зима»,
С. 78-79
1
(35)
Стихи о зиме. ОлицетворениеСравнение. Знать погодные явления зимы.
Выразительно читать.
Выполнять иллюстрацию к произведению. Читать стихотворение наизусть. Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную
К- умение слушать товарища Фронтальный Н. Куек «Снежинка
С.80-81
1
(36)
Стихи о зиме. Знать погодные явления зимы.
Выразительно читать.
Выполнять иллюстрацию к произведению. – читать выразительно и осознанно текстстихотворения;
Р-принимать и сохранять учебную задачу;
Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную
К- умение слушать товарища Выразительное чтение
К. Жанэ «Почему я люблю закрывать глаза»
С.73-74 1
(37) Стихи о детях Фантазия. Выразительно читать. Анализировать стихотворение. Характеризовать героя.
Составлять текст на заданную тему. П-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Фронтальный П. Кошубаев «Отец ушёл на войну»
С.82-85 1
(38) Стихи о взаимоотношениях в семье. Выразительно читать. Анализировать произведения. Совершать добрые дела и поступки. Р-Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять самоконтроль
Р-устанавливать аналогии, выделять существенную информацию;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Ориентация в нравственном содержании поступков Фронтальный К. Жанэ «Гармонистка»
С. 85-86 1
(39) Адыгейские музыкальные инструменты. Камыль и пхачичМузыкальные инструменты адыговАнализировать произведение. Определять главную мысль. Р-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию их текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию.
Л-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Текущий Н.Куёк «Считалка»
С.87 1
(40) Стихи о детях. Читать по ролям.
Оценивать поступки героя. Сравнивать рассказы и стихотворения Р--принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать рабочее место; определять цель учебной деятельности;
П- устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;
К-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л-Оценка жизненных ситуаций и поступков героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм Индивидуальный А. Гадагатль «Петух-хвастун»
88-90 1
(41) Жанровое разнообразие произведений: сказки о животных – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать текст;
Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением. Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
П-учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
К-формулировать собственное мнение и позицию
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Текущий Н.Куёк «Кто же лужи уберёт!»
С.91-92
1
(42) Главная мысль произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
– анализировать средства художественной выразительности
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л– бережное отношение к природе Ответы на вопросы К. Жанэ «Я славлю руки человека»
С. 92-94 1
(43) Стихи о людях и их труде. Выразительно читать. Оценивать труд людей, давать характеристику. – анализировать произведение;
Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные дляпартнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании Фронтальный Х. Беретарь «Нана» С. 94-96 1
(44) Стихотворение о взаимоотношениях в семье. Выразительно читать.
Делать выводы о взаимоотношениях внука и дедушки.
– определять тему и главную мысль произведения;
– характеризовать поступки героев, их моральные черты Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Л-Ориентация в нравственном содержании поступков
Фронтальный М. Тлехас «Наши матери» С. 97-98 1
(45) Стихотворение о маме, взаимоотношен иях в семье. Осознанно читать стихотворение. Отвечать на вопросы.
Анализировать взаимоотношения близких людей. Оценивать нравственные поступки. Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
Р-выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Текущий Дж. Чуяко «Маяк» С. 98
2
(46)
Объяснять значение слова «Маяк» Выразительное чтение.
Словесное рисование. – определять тему и находить главную мысль произведения Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного
Р-принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать своё рабочее место;
П-актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественны признаков;
К-формулировать собственное мнение и позицию. Выразительное чтение К. Жанэ «Давно отгремела война» 1
(47) Стихи о взаимоотношениях в семье.
Переносный смысл. Выразительно читать.
Оценивать взаимоотношения в семье. Делать выводы о взаимоотношениях в семье.
Совершать хорошие поступки. Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные дляпартнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании Фронтальный И. Тлепцерше «Мой мир»
К. Жанэ «Старость»
С. 102-103 1
(48) Тема красоты родного края.
Уважение к пожилым людям.
Выразительно читать. – использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– участвовать в диалоге;
–формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану; Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. Фронтальный Р. Нехай «Ты кто?»
Н. Куёк «Осень»
Т. Дербе» Среди деревьев бродит листопад»
С. 104-106 1
(49) Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать понятие «рифма».
– находить рифму в произведении;
– читать осознанно текст художественного произведения;
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л – бережное отношение к природе. Фронтальный Х. Панеш «Почему плакал Рашид»
И. Машбаш «Песня весёлой бабочки»
С. 107-109 1
(50) Стихи о детях Выразительно читать. Анализировать стихотворение. Характеризовать героя. Составлять текст на заданную тему. П-участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Фронтальный Ю. Чуяко «Лиса и Орземес»
С.110-111
1
(51) Тема добра в произведении Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанномОценивать нравственные поступки.
Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
Р-выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.
Текущий М. Тлехас «А Песня о Майкопе»
С. 112-113 1
(52) Тема красоты родного края, гор
Выразительно читать. – использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– участвовать в диалоге;
– формулировать и высказывать
свое мнение о прочитанном по плану; Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. Фронтальный П. Кошубаев «Один день войны»
С. 114-115 1
(53) Рассказ о войне.
Выразительно читать.
Оценивать поступки. Помнить о
Героях Великой Отечественной войне. Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные дляпартнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании Текущий Н. Куёк «Да будет так!», «Дж. Чуяко «Кто лучше считает»
С.116-118 1
(54)
Главная мысль произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
– анализировать средства художественной выразительности
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л– бережное отношение к природе Текущий Ю. Крючков «Память»
Н. Багов «Печаль»
С. 118-120»

1
(55)
Тема школы и взаимоотношений в семье.
Осознанно читать стихотворение. Отвечать на вопросы.
Делать выводы о прочитанном, давать советы героям произведения.
Р-принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Р-устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений;
К-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственнойИндивидуальный
Выразительное чтение
К. Жанэ «Пословица»
Н. Куёк «Зазнайка»
С. 120-122»
1
(56) Главная мысль произведения.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
– анализировать средства художественной выразительности
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л– бережное отношение к природе Фронтальный Х. Хурумов «Колодец Хапака»
Ев. Салов «Даховская мозаика»
С.122-124 1
(57) Главная мысль произведения. Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
– анализировать средства художественной выразительности
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л– бережное отношение к природе Фронтальный Дж. Чуяко «Если был бы я врачом»
С.125 1
(58) Знакомство с профессией врача Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
– анализировать средства художественной выразительности
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л– бережное отношение к природе Фронтальный Дж. Чуяко «Новый дом»
Х. Панеш «Пусть попробует другой»
С. 126-127 1
(59) Тема доброты
и заботливого отношения к животным.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять главную мысль произведения.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
– анализировать средства художественной выразительности
– выразительно читать стихотворения;
– использовать интонацию;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения П-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения.
Л– бережное отношение к природе Фронтальный Ев. Салов «Князь леса», «Золотой ручей»
С. 128-129 1
(60)
Тема красоты родного края, гор
Выразительно читать. – использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– участвовать в диалоге;
–формулировать и высказывать
свое мнение о прочитанном по плану; Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. Фронтальный С. Панеш Калитка Мерзабеча»
С. 129-132 1
(61) Тема доброты и заботливого отношения к людям. Выразительно читать. Соотносить заголовок с главной темой произведения. – использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– участвовать в диалоге;
–формулировать и высказывать
свое мнение о прочитанном по плану; Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании. Индивидуальный К. Жанэ «Сад»
Дж. Чуяко «Плавание на спине
Ев. Салов «За речкой Кишой» Дж. Чуяко «На пасеке»
С. 132-136
1
(62) Произведения о природе
Олицетворение .Выразительное чтение. Иллюстрировать произведение. Словесное рисование сада.
Словесное рисование реки.
Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формирование чувства прекрасного
Р-принимать и сохранять учебную задачу; самостоятельно организовывать своё рабочее место;
П-актуализировать свои знания для проведения простейших доказательств; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественны признаков;
К-формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Фронтальный
Загадки, пословицы, сказки,стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (6ч)
Загадки и пословицы
С. 137-142
1
(63) Малые фольклорные жанры. Сравнение и сопоставление Научатся различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в тексте. -находить слова, которые помогают представить героя произведений УНТ;
-анализировать загадки;
-распределять загадки и пословицы по тематическим группам; Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Р-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-учитывать разные мнения; строить понятные для партнёра высказывания. Текущий
«Солдатская шинель» (Русская сказка)
С.142-143
1
(64) Сравнение русской народной сказки «Лиса и журавль» и литературной. Характеристика героев. – выразительно читать сказку;
– использовать интонацию;
– читать по ролям Прогнозировать содержание раздела. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения. Текущий «Заказчик и мастер»
(Армянская сказка)
С.144-146
1
(65) Характеристика героев. – выразительно читать сказку;
– использовать интонацию;
– читать по ролям Прогнозировать содержание раздела. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом Р-принимать и сохранять учебную задачу;
П-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; декламировать произведения;
К-задавать вопросы; учитывать разные мнения. Текущий «Кисть винограда»
(Греческая сказка)
С.147-148
1
(66) Характеристика героев. – выразительно читать сказку;
– использовать интонацию;
– читать по ролям Прогнозировать содержание раздела. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
Р-выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
К-формулировать своё собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания. Текущий Литературные сказки С. Козлов «Чёрный омут»
Н. Тынянский «Хитрый тюлень
С.149-151 1
(67) Сравнение русской народной сказки и литературной. Характеристика героев. – выразительно читать сказку;
– использовать интонацию;
– читать по ролям Прогнозировать содержание раздела. Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом Л-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке.
Л-Ориентация в нравственном содержании поступков
Фронтальный Стихотворения
А. Тетивкин «Школа»
Г.Дросинин «Закат в январе»
А. Бицуев «Кабарда»
Ш. Галиев Хлебосольная хозяцка»
С. 153-156 1
(68) Тема красоты родного края, гор
Выразительно читать. – использовать силу голоса для постановки логического ударения;
– участвовать в диалоге;
– формулировать и высказывать
свое мнение о прочитанном по плану;
Р-принимать и сохранять учебную задачу; определять цель учебной деятельности;
П-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение и позицию; выделять существенную информацию;
К-оформлять свои мысли в устной и письменной речи; строить понятные для партнёра высказывания.
Л-Освоение личностного смысла учения; ориентация в нравственном содержании.
Фронтальный Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Красногвардейского района, с.Садовое
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №5
__________ Р.Т. Османов
«____»_________ 2015г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учителя Маляревской Инны Алексеевны
по предмету «Адыгейская литература» в 3 классе
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю 2ч
Составлена к учебнику «Адыгейская литература» автор С.С.Ситимова, А.Б.Чуяко через систему УМК «Школа России» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011 года
Прошла экспертизу на заседании МО, Протокол № от « _____» _______________ 2015г
Руководитель МО