Римская Республика во I-II вв. д.н.э.


Урок в 6 классе
Тема: "Римская республика во II-I вв до н.э."
Цели:
Показать особенности устройства Римской армии времён республики; проследить превращение Рима в центр огромного государства.
Выяснить последствия римских завоевательных войн, причины и последствия общественно-политической борьбы в Риме, причины ослабления римского государства.
Воспитывать чувства уважения к человеку, осуждения войн и насилия.
Развивать навыки работы с картой, учебником, документом, компьютером.
Оборудование:
Карта "Рим в III в. до н.э. - III в. н.э.", схема "Римский легион", Рисунки "Катапульта", "Лук баллиста", фрагмент фильма "Гладиатор", копмпьютер, проектор, буквы от А до Ж и квадратики у учащихся для подсчёта баллов за работу на уроке.
Ход урока
I. Организованный момент.
Сообщение темы урока.
Запись учащихся в тетрадь
Римская республика во II-I вв до н.э.
А. Римские войны во II-I вв до н.э.
Проблемная задача: Каковы последствия римских войн?
Б. Общественно-политическая борьба
Проблемная задача: Каковы причины ослабления римского государтсва?
II. Актуализация опорных знаний.
Работа с таблицей "Понятия и определения"
Беседа: Почему между Римом и Карфагеном начались пунические войны? Сколько лет они продолжались? Чем закончились?
III. Изучение нового материала:
А. Римские войны во II-I вв до н.э.
Вводное слово учителя
Сообщения учащихся о римской армии, о её военной техники
Просмотр фрагмента фильма "Гладиатор" о сражении римского легиона
Рассказ учителя "Войны Рима"
Войны с Македонией и Грецией
Война в сирийском царстве
Митридатовы войны (сообщения учащихся)
Управление провинциями
Работа по картине "Триумф в Риме"
IV. А. Обобщение и систематизация полученных знаний по вопросу "Римские войны во II-I вв до нашей эры"
Запись вывода, сформулированного учащихся, в тетради:
Последсвия римских войн:
Росто римского государства
Обогащение рабовладельцев
Обнищание крестьян
III. Б. Общественно-политическая борьба в Риме.
Рассказ учителя о римском обществе времён республики, об общественно-политической борьбе, реформах братьев Гракхов.
Работа с документом "Греческий историк Плутарх о Тиберии Гракха" (учебник, с 220)
Сообщение учащихся о борьбе братьев Гракхов против обезземливания крестьян
Беседа о римском обществе
Просмотр фрагмента фильма "Гладиатор"
Презентация учащихся "Восстание рабов под предводительством Спартака"
IV. Б. Обобщение и систематизация полученных знаний по вопросу "Общественно-политическая борьба в Риме"
Запись вывода, сформулированного о учащихся, в тетради:
Причины ослабления Римского государства
а. Разорение крестьян
б. Ослабление армии
в. Борьба за власть в Риме
г. Борьба рабов
д. Борьба провинций
V. Итоги урока:
Заключительное слово учителя
Тесты по теме "Римская Республика"
Самооценка учащихся по набранным баллам в течении урока
VI. Домашнее задание:
Параграф 45 с. 211-222 прочитать и отсеть на вопросы.
Приложения:
Таблица "Понятия и определения"
Тесты по теме "Римская республика"
Иллюстрации "Развалины Пантикапея в окрестностях Керчи", "Братья Гракхи", "Триумф в Риме"
Понятия и определения